композиция «Der Fuchs» // «Лис», альбом «All Die Weil Ich Mag», 1973 — 1974
В 1969 году в Гамбурге была сформирована группа, в состав которой вошли Франк Вульф, Михаэль Стейнбек, Юрген Изебарт и Бригитта Бланк. С самого начала музыканты ставили перед собой задачу переложить на музыку или перепеть заново средневековые песни и стихи, при этом они не ограничивали себя строго рамками средневековья. Первое выступление команды состоялось в 1971 году на школьном празднике. Вскоре в группу вошли Стефан Вульф и Олаф Казалих. С того времени группа получила название Ougenweide.
В 1973 году Ougenweide на студии Ахима Рейхеля записали свой первый одноименный альбом. На тот момент вокалистками были Рене Кольморген и Бригитта Бланк, но в сентябре того же года их место заняла профессиональная певица Минне Грау.
В 1974 году выходит альбом «All die weil ich mag», в котором были объединены тексты начиная с «Мерзебургских заклинаний» 9 века, Вальтера фон дер Фогельвейде и Генриха фон Мугельна и заканчивая стихотворениями Гете. После этого в 1975 году группа начинает выступать с такими лидерами жанра, как Fairport Convention, Steeleye Span, Planxty, Amazing Blondel и Alan Stivell. В этом же году поэт и писатель Петер Румкопф и режиссер Герд Ценкель создали совместно с группой телевизионный фильм о жизни Вальтера фон дер Фогельвейде.
Годом позже группа выпустила целых два альбома: LP «Ohrenschmaus» и уже в декабре того же года пластинку «Eulenspiegel», на одной стороне которой были треки, написанные для спектакля «Уленшпигель» тюбингенского театра, а на другой стороне были представлены переложенные на музыку средневековые тексты и быстрые танцевальные мелодии. Наиболее знаменитые композиции этого альбома — Totus floreo (из «Кармина Бурана» Карла Орфа) и Wol mich der Stunde (переложение на музыку средневерхненемецкого текста Вальтера фон дер Фогельвейде).
За 1977 и 1978 годы Ougenweide дает около 180 концертов. Это укрепило их славу как группы, играющей живую музыку, что подтверждает выход двойного концертного альбома «Ungezwungen».
Группа записала саундтрек для шести серий 13-серийного телевизионного фильма «Dokumente Deutschen Daseins» (режиссер: Герд Ценкель), снятого в 1978 году. Результатом этой совместной работы стала пластинка «Fryheit», которая впервые не включала в себя средневековые тексты: в ней была проведена смысловая линия от Крестьянской войны 1525 года через Тридцатилетнюю войну к революции 1848 года. Кроме того, Ougenweide сочинила музыку для двух серий фильма Петера фон Цана «Die Stauffer». После чего последовали выступления в телевизионных музыкальных передачах «Phonzeit», «Liedercircus», «Kultur-Magazin», «Nordschau-Magazin», а также «Sesamstrasse». В том же году радио Саара транслировало 45-минутную передачу о группе с ее живого выступления в концертном зале Саарбрюккена, вместившего 3000 зрителей. Группа гастролирует в Нидерландах, Швейцарии, Австрии, Польше, Эльзасе, а также в Англии (первая немецкая группа, выступившая на Кембриджском фестивале) и в Советском Союзе с концертом в Ленинграде. Апогеем были концерты на открытой сцене в городском парке Гамбурга, на которых танцевали до 4 000 человек. В этом же году издательство «Zweitausendeins» выпустило книгу с нотами и текстами вышедших альбомов.
После этого успешного года в 1979 году группа выпустила альбом «Ousflug», впервые без участия Рейхеля, включающий в себя песни на стихи Вальтера фон дер Фогельвейде, три танца, песню с текстом 19 века социально-демократической направленности, а также песни, написанные самими музыкантами.
После того как в 1979 году вышел двойной «Liederbuch», своего рода «Best of…», группа пошла на радикальные перемены, отразившиеся в выпущенном в 1980 году альбоме «Ja-Markt». Они перестали играть «минне-рок», вместо этого была представлена пластинка с песнями в роковом стиле с текстами на социальную тематику, практически без исключения сочиненными самими музыкантами.
В 80-х годах это преобразование группы было сохранено и в полной мере реализовано в выпущенном в 1981 году альбоме «Noch aber ist April». Вероятно, отход от первоначальной концепции группы стал причиной того, что пластинки плохо раскупались, и Ougenweide лишилась контрактов с компаниями звукозаписи. В последующие годы группа продолжала терять свою популярность, но несмотря ни на что продолжала гастролировать до тех пор, пока не распалась в 1985 году после очень успешного прощального тура.
В последующие годы – музыканты реализуют различные проекты: братья Вульф и Вольфганг фон Хенко пишут музыку для кино и театра, Олаф Казалих преподает игру на ударных, остальные время от времени работают в качестве приглашенных музыкантов. Юрген Изенбарт ведет кулинарную передачу на Открытом канале Гамбурга, за которую он был в 1999 году номинирован программой Стефана Раба на TV Total.
В 1996 году группа собралась в новом составе – Минне Грау и Юрген Изенбарт больше не входили в нее. Совместно со струнным квартетом Тессера и поющим а-капелла квинтетом «Time Of Roses», был выпущен альбом «SOL» с отчетливым влиянием музыки эмбиент. И несмотря на то, что после выхода альбома группа дала несколько концертов (например, на встрече бардов в Нюрнберге), проект возрождения группы не удался.
Выпущенный в 2005 году сборник «Ouwe war», включавший неопубликованные концертные записи 1970–1985 годов, был поистине успешным. На презентации альбома группа собралась в оригинальном составе для однократного выступления в гамбургском клубе.
В 2006 – 2007 годах Label Bear Family Records решила перевыпустить оригинальные альбомы на CD. Кроме того, новую версию «Мерзебургских заклинаний» Ougenweide можно услышать на бонусном CD альбома 2006 года «Kein Blick zuruck» группы «In Extremo».
Концерты группы в новом составе прошли в декабре 2006 года в мюзик-холле Worpswede в Обергаузене, а также на Burg Herzberg Festival и в Вайнгейме в июле 2007 года. В 2008 году состоялись выступления на Нордернее и в замке в Мосбах-Неккарэльце. Последний раз Ougenweide играли свои старые и новые песни 20 сентября 2008 года на фестивале Medieval.
Лис, которого очень мучил голод,
Отправился за гусём.
Он крадётся через лес и просит месяц,
Чтобы он пощадил его своим светом.
Так бежит он к крестьянину через еловую долину,
Потому что знает, у него есть утки и гуси в хлеве.
«Я подкреплюсь ими, — говорит он, — несколько
Жирных будет у меня».
Он хватает серого гуся за шею
И также хватает несколько уточек.
Но он не заботится об их «кря-кря-кря»,
И кричит: «Тихо, глупый мешок с перьями».
От шума пробуждается бабушка
Она смотрит из дома, — ох, здесь лис!
«Йоганн! Лис украл у нас гуся
И хочет получить также уточек!».
Йоганн заряжает своё ружье дробью,
Промахивается мимо цели и гусь мёртв.
Лис только смеётся – о-хо-хо, я приду
Снова дня через два дня или около того.
И он сидит с детёнышем и женой дома,
И справляет с ними праздничное пиршество.
Никогда ещё не было такой богатой трапезы
И в конце кости разбросаны по долине.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ МУЗЫКА — в средневековую эпоху в Европе сложилась феодальная музыкальная культура, которая объединила в себе искусство придворных и народных музыкантов, профессиональное и любительское творчество. Основой профессиональной музыки того времени было церковное музыкальное искусство, рождающееся в средневековых храмах и монастырях. Светские музыканты-профессионалы поначалу были лишь вокальными исполнителями: они создавали и пели эпические сказания при дворах королей, в домах средневековой аристократии, в обществе воинов. Их именовали бардами и скальдами. Среди рыцарства встречались талантливые исполнители-полупрофессионалы и музыканты-любители. К ним можно отнести именитых французских трубадуров и труверов, а также немецких миннезингеров, таких как Адам де ла Аль и Вальтер фон дер Фогельвейде. Но среди таких музыкантов было и немало выходцев из низших слоев общества, в частности — из городских ремесленников. При дворах королей, герцогов и графов создавались разнообразные жанры песен — эпические, виреле, баллады и другие. Постепенно в быт входили все новые и новые музыкальные инструменты, многие из которых были заимствованы у восточных народов. Одновременно в сельской местности развивается фольклорная музыка, появляются странствующие артисты, такие как скоморохи и менестрели. Развивается и церковная музыка, формируются различные стили пения. На Западе регламентируется система одноголосной духовной музыки — Григорианское пение
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при состовлении публикации были использованы материалы интернет-ресурсов о средневековой музыки