Есть закон духовной жизни, обойти который не удавалось никому и никогда. Закон этот звучит пугающе: «Дай кровь — прими Дух». Но если мы не хотим себя хоть немного ущемить в плотской жизни, — каждый в свою меру, конечно, — то нечего удивляться, что мы «ничего не чувствуем», нечего удивляться, что нет у нас живого общения с Богом. Потому, что нужно сначала «дать кровь». Не «сдать», заметьте. Речь идёт не о донорской акции, а о труде, о необходимости добровольного ущемления себя, ради приобретения, «стяжания» Святого Духа. А ведь это наша цель и если мы к ней не стремимся, то спрашивается в чём наше христианство?! В ношении крестика только?
Как же жизнь по Заповедям Божьим в этом безбожном мире? Ведь это и есть наш главный скорбный, но и радостный крест, крест, который надо нести, спасая терпением душу! Ведь в безропотном, сознательном и благодарном терпении скорбей и трудностей не только телесных, но и душевных — заключена великая возможность приобретения благодати. И не надо нам искать «утешения» в развлечениях, как мы это все обычно делаем, и вообще никакой «награды» искать не надо, а только считать себя «рабами неключимыми» по слову Господа. То есть, что бы мы ни делали доброго — это всего лишь то, что мы должны были сделать, и не более того. Какое хорошее, точное слово «неключимый», вы только вдумайтесь. Вот замок — сложнейший, хитрейший, надёжнейший, а без ключа он — ничто, кусок железа никуда негодный. Вот так и мы, со всеми нашими трудами и «подвигами» — ничто без Господа, без Его благодати.
Смысл поста в том, чтобы воздерживаться от всего, что удаляет нас от Бога, от того, что мешает в созидании духовной жизни. И все мы на самом деле хорошо знаем, что именно нам мешает, у каждого есть свои «препоны». Для одного это склонность к чревоугодию, для другого гневливость, для третьего привычка к осуждению, для четвёртого самолюбие, гордость… Вот на эти-то личные препятствия и нужно обратить особенное внимание, определить собственное поле борьбы. Наша цель не просто соблюсти необходимые правила, диету, нет. Наша цель — приблизиться к Богу, войти в живое, покаянное, но и радостное общение с Ним, стать причастником Его благости… И радость, реальная радость такого общения с лихвой покрывает все тяготы поста. Не зря ведь Господь говорит, что:
иго Моё благо и бремя Моё легко есть…
Ради сердечного сокрушения, ради чувства живого присутствия Божьего стоит ведь хоть немного себя смирить. И туга, скука, пустота сердечная, происходящие поначалу от такого смирения, свидетельствуют лишь о рабстве души, о её покорности плоти. А мы как истинные хозяева души покорим её духу, напитаем Словом Божьим, наполним молитвой, очистимся в таинстве исповеди, приобщимся Тела и Крови Христовой … Душа преобразится, возрадуется, оживет. Только так мы опытно можем узнать, что же такое духовная жизнь. И объяснить это никакими словами невозможно. Нужно просто взять и попробовать
Сегодня первый день Петрова поста, он всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы), а заканчивается 12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла. Петров пост также именуется Апостольским (апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой, согласно словам Господа о том, что:
сей род выходит только молитвой и постом,..
— на вопрос учеников, отчего они не могут бесов изгонять). В русской традиции Петров пост ещё именовали «петровкой-голодовкой», оттого, что к началу лета запасы прошлогоднего урожая уже иссекали, а новый ещё не поспел. Возможно правильней было бы называть пост «петропавловским», но слишком громоздко, потому он и стал «петровским».
По преданию, святые апостолы Пётр и Павел были весьма различны во всём. Пётр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел — сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Павел, в последствие уверовавший пламенно, изначально злейший враг христианства, выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. История любимого ученика, трижды отрёкшегося, а после раскаявшегося Петра, ставшего основанием Церкви, всем известна.
Петров пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда ещё не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю — 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. Но о самом установление его упоминается ещё в постановлениях апостольских:
После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти…
С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся всё чаще, о нём упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.
В народной культуре больше всего Петров пост упоминается в связи с работами ради нового урожая. Но есть интересное присловье в котором упоминается Петров пост по другому: о том что взаправду не случилось в народе говорят:
В Петровом посту разорвался на льду…
НЕ СТРОГИЙ ПОСТ — в отличие от Великого поста, Петров — не строгий. Церковный устав предписывает воздерживаться только от мясной и молочной пищи, а по средам и пятницам — также от рыбы. В субботу, воскресенье и храмовые праздники разрешается употребление вина. Петров пост, как и другие посты, готовит верующих к празднику, к апостольскому дню, это путь духа а не только плоти. Что касается именно питания, то: по понедельникам дозволена горячая пища без добавления масла, мяса, молока и даже рыбы; по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям позволено употреблять блюда с растительным маслом, в составе которых может быть крупа, рыба, грибы и овощи; по средам и пятницам в меню должна входить только холодная пища без рыбы и масла
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составление публикации были использованы материалы: видео студии «Союз», «Петров Пост»; Д. Шишкин «Лёгкое бремя поста» и другие открытые источники // дополнительно о Петре и Павле, а так же об иконографии святых см. на сайте «АртПолитИнфо» (см. «День Святых Апостолов Петра и Павла»; «Апостолы Пётр и Павел | иконографическое единство» )