АвторРедакция сайта

Радоница

ioann zlotoust

Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слёз, вместо рыданий, вместо пышных гробниц ― нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага… Иоанн Златоуст
Радоница

Радоница, поминовение усопших

День встречи с теми, чья человеческая дорога оторвалась от земли

Во вторник второй седмицы по Пасхе, через день после Фоминой недели (Антипасхи), Православная Церковь установила поминовение усопших, первое после праздника Пасхи.

В этот день христиане как бы разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV век), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.

Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдаётся нищей братии на помин души. Такое общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых».

Шурпин

Шурпин Ф. С.
Этюд к картине “Радоница” (фрагмент)

Аполлон Коринфский | Гульливая Радоница — светлой радости приятельница

Современная простонародная Радоница является только радостным весенним общением с покойниками, только весёлым свадебным временем, только порою воскресающих песен, плясок да хороводов. Недаром в народе живёт поговорка о том, что:

Веселы песни о Масленице, а веселей того — о Радонице…

Другое изречение гласит, что:

Весёлая Масленица — беспросыпная горе-пьяница, а гульливая Радоница — светлой радости приятельница…

Третье крылатое слово добавляет, словно поясняя оба первых, что:

Масленые пьяные песни о голодный Велик-Пост разбиваются, колокольным постным звоном глушатся, а радоницкие-вьюнишные по красным горкам раздаются, с семицкими-девичьими перекликаются…

Этим песням, по старинному поверью, радуются не только живые, а и мёртвые.

В этот «родительский понедельник» (а местами — во вторник) ходят поливать могилы мёдом да вином: «угощают родительские душеньки». В белорусских деревнях существует обыкновение обедать на Радоницу — на могилах; но только при этом строго соблюдается, чтобы кушанья были «нечетныя и сухия», иначе — быть беде неминучей.

Святые родзице-ли, ходзице к нам хлеба-соли кушац!..

— приглашают покойников обедающие, предварительно похристовавшись с ними. В заключение поминальной трапезы, на которой, по уверению старых богомольных людей, присутствуют и загробные гости, большак семьи провозглашает:

Мои родзицели, выбачайте, не дзивицесь, чем хата богата, тем и рада!..

— и считает свой долг по отношению к предкам свято выполненным. Нищие, окружающие трапезующих, оделяются остатками пищи и деньгами — чем Бог послал на их убогую долю. Если на радоницких поминках встречаются помолвленные жених с невестой, то они должны земно кланяться — каждый у могилы своих богоданных сродников и просить благословения их «на любовь да на совет, да на племя-род».

Поминовение родителей, продолжающееся и в следующие две недели, совершается не только на кладбищах, но и дома, в хатах. В течение всей Фоминой седмицы многие приверженные к доброй старине хозяйки оставляют на ночь на столе кушанья — в полной уверенности, что «покойнички, наголодавшиеся за зиму», заглядывают об эту пору в свои прежние жилища — повидаться со сродниками, памятующими о них.

Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице — самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует!..

— говорят в деревне.
Во вторник на Фоминой неделе деревенская детвора «окликает» первый весенний дождь. С самого утра следят все: не покажется ли на небе туча. Опытные погодоведы утверждают, что не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло бы хотя одной капельки дождя. При первом затемнившем высь поднебесную облачке ребята принимаются выкрикивать свою окличку, некогда произносившуюся и взрослыми детьми посельской-попольной Руси:

Дождик, дождик! Снаряжайся на показ. Дождик, припусти, мы поедем во кусты, во Казань побывать, в Астрахань погулять. Поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лён поливай ведром. Дождь, дождь, припусти, посильней, поскорей, нас, ребят обогрей!..

Если, вняв увещевательным окликам детворы, небо и впрямь брызнет на землю весенним дождём, то все окликающие, наперебой, кидаются умываться струями «небесной водицы», — что, по словам знающих людей, должно приносить счастье. Когда же, в редкие годы, в этот день ударит первый весенний гром, то стародавний опыт советует молодым женщинам и девушкам — при блеске первых молний — умываться дождем через серебряные, а еще лучше через золотые, кольца — этим, якобы, сохраняется красота и молодость.

radunicaЭТИМОЛОГИЯ — некоторые полагают, что слово Радоница заимствовано у балтов: лит. raudine — «молитва за умерших с плачем и причитанием», лит. rauda — «плач с причитанием». По мнению М. Мурко и А. В. Десницкой, название Радуница явилось переосмысленным (путем сближения с рад, радость) производным от греч. ροδωνια «розовый куст, розовый сад» и латинского Rosalia «день роз» с тем же значением «праздника поминовения мёртвых». М. Фасмер возражал против подобной этимологии, ссылаясь на отсутствие в среднегреческом языке подобного термина для поминок, и считал наиболее приемлемым понимание Радуницы как праздника радостного пасхального поминовения мёртвых и её сближение с рад- («радование, радость»). Полесское название праздника — Деды радостные. Это полностью отвечает как диалектным названиям этого праздника (активно сближающим Радуница с радоваться), так и христианскому восприятию Пасхи, имея в виду радость о воскресшем Христе и грядущем всеобщем воскресении мёртвых. Праздник имеет разные названия: Радуница, Родоница, Радовница, Радольница, Радонница, Радошно, Радошница, Радожное, Радунец, Радостное, Радушное воскресенье, Редомное воскресенье; на Украине: Могилки, Гробки; в Белоруссии: Навий день, Родительская, Радованцы, Усопшая Радованица, Радованские поминки; укр. Проводи, Бабский Великдень, Мертвецький великден, белор. Небожчицкій велик день, Радаўнiца, Радуніца, Раданiца, Радуніцкія Дзяды, Вялікдзень мёртвых, полес. Деды радостные

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: видеосюжет «Радоница», канал «Православное Верхнекамье»; А. А. Коринфский, «Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» и другие открытые источники. Справку об этимологии слова «радоница» см. выше
artpolitinfo_quad

даты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *