Москва — Третий Рим — идеологема изначально утверждавшая Москву, как мировой православный центр, православную империю, фактически защищающий весь мир от зла (дьявола). Исторически и религиозно именно в этом Москва наследует Константинополю, а тот Первому Истинному Риму, и как следствие московские государи наследуют от византийских императоров, в свою очередь наследовавших от римских, свою легитимность[1]. Согласно наиболее распространённой точке зрения в явном виде концепция «Москва — третий Рим» впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 года — начала 1524 старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем. Так же есть версия, что впервые эта концепция была выдвинута несколько ранее, митрополитом Зосимой в предисловии к труду «Изложение Пасхалии» (1492 год), Филофей же лишь «обосновал» её. В дальнейшем идея «Москва — Третий Рим» осмысливалась по разному, на первое место то выходила её метафизическая составляющая, то внешняя, имперская. Так Бердяев говорил о двойственности этой идеи: «империалистический соблазн входит в мессианское сознание». Особо следует отметить её метафизическое прочтение В. С. Соловьёвым[2].
Сегодняшнюю жизнеспособность идеологемы «Москва — Третий Рим» оценивают по разному. Так, историк С. Переслегин заявляет о смерти этой парадигмы. По его концепции: «в течение почти пятисот лет вся история русского народа структуировалась и кодировалась формулой «Москва — Третий Рим и вся советская система входит в ту же систему кодировки», с распадом СССР закончился и срок жизнеспособности в России этой парадигмы. В итоге, на сегодняшний день, уверен С. Переслегин, проблема заключается в том, что хотя выбор нового проекта неизбежен, «народ упорно хочет возродить либо коммунистическую империю, либо царскую империю, желает жить в парадигме Третьего Рима и никак не может принять, что парадигма Третьего Рима в этой стране мертва». Согласно писателю А. Проханову «Третий Рим», как проект переродился в идею «Евразийского Союза», при этом, если, согласно Проханову, колыбелью парадигмы «Третий Рим» был Киев, куда «Византия перепорхнула через моря и пришла»[3], то «Евразийский Союз» это уже чисто постсоветская, российская мысль. Проханов так же говорит, что «трижды русское государственное сознание прикоснулось к небу», через старца Филофея, Патриарха Никона и И. Сталина[4]. Так или иначе, сегодня идеологема «Москва — Третий Рим» в России чаще всего используется как обоснование имперской идеологии в её внешних формах. О том что это выражение по сути обозначает Москву как некий сосуд (тело и символ хранящий «истинный огонь»), который мистическим образом олицетворяет собой центр мира не столько в географическом и историческом плане, сколько во вневременном, духовном задумываются мало.
comments powered by HyperComments
ФИЛОФЕЙ, монах (ок. 1465 — 1542) — старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря (село Елизарово Псковского района). Известен как предполагаемый автор писем дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию III Ивановичу. В своих посланиях Филофей полемизирует против астрологических предсказаний Николая Немчина, вообще отвергая астрологию; заботится о некоторых местных псковских делах; отстаивает принципы иосифлян, впервые обстоятельно развивает знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме, хранителе правой христианской веры. В письмах сказано о «Ромеиском царстве», которое отождествляется с Московским княжеством и о котором Филофей пророчествует: «<…> два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». В августе 2009 года сообщалось, что псковскими археологами была обнаружена могила, предположительно принадлежащая Филофею
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // Подробнее о старце Филофее см. справку выше.
- [1] Есть мнение, что идея «Москва — Третий Рим» по сути языческая, и ей следует противопоставить идею Нового Иерусалима. В этой связи интересно, что концепцию «Третий Рим», как в первую очередь религиозную, в некотором роде оспаривали в XIX—XX веке итальянцы. Джузеппе Мадзини пропагандировал идею республиканского Третьего Рима во время объединения Италии (по его мнению первый Рим императоров и второй Рим пап должен был сменить Третий Рим, народный). Позже выражение «Третий Рим» использовал Бенито Муссолини, так же подразумевая под этим Италию.
- [2] Имеется ввиду панмонголизм, который в историософской концепции Соловьёва выражал идею исторического возмездия Европе со стороны народов Востока и сопоставлялся с завоеванием Константинополя мусульманами. В одноимённом стихотворение Соловьев пророчестовал: Когда в растленной Византии // Остыл божественный алтарь // И отреклися от Мессии // Иерей и князь, народ и царь,— // Тогда он поднял от Востока // Народ безвестный и чужой, // И под орудьем тяжким рока // Во прах склонился Рим второй. // Судьбою павшей Византии // Мы научиться не хотим, // И всё твердят льстецы России: // Ты — третий Рим, ты — третий Рим.
- [3] Источник: Александр Проханов: «Третий Рим на самом деле в Киеве, а не в Москве».
- [4] Источник: «Александр Проханов | Чёлн Русской Истории»