АвторРедакция сайта

durylin

Град Китеж — «благоутишное пристанище, невидимый град». По народном убеждению, доселе крепкому в Заволжье, тот, кто не поверит или посмеётся над возможностью существования Незримого Града, тот посмеётся не над Китежем, а над самим Христом и Богоматерью. Вовсе не случайно сказание о Китеже запечатлено в форме «Летописца»: летопись, в народном представлении, всегда есть свидетельство о подлинном, бесспорном, самом достоверном, навеки засвидетельствованном бытии… Сергей Дурылин, русский философ
Китеж

Невидимый град Китеж, художник Константин Горбатов

Словарное определение

Китеж, (Китеш, Кидеш), Град Китеж, Китеж-град, Большой Китеж — город праведников, находящийся, по легенде, на дне озера Светлояр. Расположен приблизительно в полутора километрах от с. Владимирское Воскресенского района, на р. Люнда, в границах заказника Нижегородское Поветлужье. По преданию, Китеж чудесно спасся во время монголо-татарского нашествия XIII века: для готовившегося его осадить  Батыя город стал невидимым и затем опустился на дно озера Светлояр вместе со всеми жителями. Легенда о Китеже дошла в литературной обработке старообрядцев: «Книга глаголемая летописец». В основе предания лежат действительные события: Великий князь Георгий Всеволодович это великий князь владимирский и суздальский Георгий II Всеволодович, сражавшийся с войском Батыя и сложивший голову в неравной битве на р. Сити. Он, с 1216 по 1219 г. (до занятия Владимирского стола) отъезжал в Малый Китеж на удел; в 1237 г., когда полчища Батыя подступили ко Владимиру, Георгий Всеволодович ушел в Ярославскую землю, в пределах которой и находились оба города — Большой и Малый Китежи и где состоялась проигранная русскими битва.

По мнению исследователей, образ «сокровенного» града Китежа стоит между «земным раем» русских апокрифов и Беловодьем, легендарным счастливым краем.

Китеж, как истинная и потаённая Русь находится в оппозиции к имперской парадной и пафосной России (Москва — Третий Рим), подверженной, в отличие от вечного Китежа, старению и концу. Самый важный момент этого противопоставления связан с тем, что Китеж устремлён внутрь, тогда как имперская Россия вовне, Китеж двигается к небу, вверх (парадоксальным образом тут его «затопление» и есть вверх), тогда как имперская Россия ориентирована на движения вширь. Это противостояние, иногда совсем неразличимое вплоть до слияние, обостряется в моменты надрыва и «смены времён».

s-durylinДУРЫЛИН, Сергей Николаевич (14.09.1886, Москва — 14.12.1954, Болшево) — русский педагог, богослов, литературовед, философ, прозаик и поэт (псевдонимы: Сергей Северный, Р. Артем, Библиофил, М. Васильев, С. Д., И. Комиссаров, Н. Кутанов, В. Никитин, Д. Николаев, С. Николаев, Д. Николаев-Дурылин, Н. Сергеев, М. Раевский, С. Раевский, Сергей Раевский). Окончил Археологический институт (1915). Был секретарем религиозного общества им. Владимира Соловьева в Москве. «Русь, которую я любил, умерла» — записал Сергей Дурылин в дневнике по поводу вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского. Он был рукоположен в иереи в 1920, в 1922 был арестован по обвинению в занятии «скрытой антисоветской агитацией-деятельностью» и сослан. Повторно был арестован в 1927 г. по обвинению в «распространении среди верующих литературы антисемитского содержания», выслан в Сибирь сроком на 3 года. В последний период своей жизни Дурылин стал известен как искусствовед и литературовед (с 1938 — сотрудник ИМЛИ, с 1944 — доктор филологических наук, с 1945 — профессор, заведующий кафедрой Истории русского театра ГИТИСа), автор многочисленных работ по истории литературы и театра. Но его подлинные интересы оставались «сокрыты». До самой своей смерти Дурылин продолжал работать над своими исследованиями о русском православие, духовной поэтике, о Н. С. Лескове, К. Н. Леонтьеве, В. В. Розанове, ранних славянофилах; над своей прозой и поэзией

modal_quad ×

Примечание

artpolitinfo_quad

идеологемы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *