АвторКонстантин Горбатов

Беляны1

grabar-1890

Из петербургских художников вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как Константин Иванович Горбатов. С детства он привык к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы, к расплавленному солнцу, беспощадно льющему свои лучи на зеленые, красные крыши прибрежных домов. Взрослым, когда он считал чуждым для себя все, кроме живописи, Горбатов неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением. А еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки…Игорь Грабарь

Подборка работ К. И. Горбатова | Слайдшоу

despotuli

Горбатову удалось после итальянского солнца понять немного жёсткий по своим контурам, но интимный по своей жизни, дух немецкой страны… Владимир Деспотули
Невидимый град Китеж

Невидимый град Китеж

Сказ о Потаённой Руси

Художественное наследие Константина Горбатова, можно обозначить, как бесконечный сказ о Потаённой Руси (что бы он не рисовал), в духе русского импрессионизма. Художник родился 5 мая 1876 в Ставрополье. Уже с  раннего периода своего творчества он увлекается темой русского национального пейзажа, народной традицией и преданием.
В начале 1890-х годов, Горбатов учился живописи в Самаре у художника Ф. Е. Бурова. В период с 1896 по 1903 год живет в Риге и учится в политехникуме, продолжая обучаться живописи у Д. Кларка. В 1903 году переезжает в Петербург. Здесь он обучается в знаменитом Училище рисования Штиглица, а затем в Академии художеств на архитектурном отделении.
В 1904 году он переходит на живописное отделение под руководство А. А. Киселева и П. Н. Дубовского. Горбатов экспонировал свои картины на академических выставках, выставках Общества русских акварелистов, Московского общества любителей художеств, ТПХВ, Товарищества независимых художников и то, что называется, «имеел успех».  В 1910 он был награжден второй премией на Весенней выставке ИАХ за картину «Рыбный базар на Пскове-реке». В 1912 году Горбатов отправляется в Рим в пенсионерскую поездку, организованную Академией художеств. Италия делает его пейзажи более декоративными, яркими, смелыми. В 1913 Горбатов награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене за дипломную картину «Приплыли», а в 1916 первой премией им. А. И. Куинджи за картину «Родной уголок». Некоторое время он работает в Риме, затем по приглашению Максима Горького приезжает к нему на Капри. В конце концов, после путешествия по Италии, Горбатов живет в России. Он много и увлечённо пишет Псков, его Кремль (Кром), изучает предания и были средневековой Руси. Его работы хорошо продаются в столице, но в Петербурге ему скучно, к тому же отношения с новой властью не могут сложится по определению, и в 1922 году Горбатов вместе с женой выезжает из России. Сначала они живут в Италии, и часто путешествуют. Художник пишет  Капри, Венецию, Англию, Палестину, Египет. В конце концов 1926 году Горбатовы переезжают в Берлин, где и остаются навсегда. Работы Горбатова и тут находят почитателей, они обеспечивают семью, известно даже, что в Мюнхене выходили цветные открытки с репродукциями его картин.  Войну они пережили. Художник умер через две недели после  её окончания  — 24 мая 1945 года в Берлине, его жена 17 июня 1945 покончила жизнь самоубийством. После его смерти советский офицер, которому передали квартиру Горбатова, передал в комендатуру Берлина завещание и картины, оставшиеся в квартире. В завещании было написано:

Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдёт должным…

И, в какой-то степени, странный образом, его желание было выполнено — архив и оставшиеся работы Горбатова были вывезены в СССР, где, в лучшем случае, надолго осели в хранилищах, ибо художник в СССР в целом был запрещён.

А нам остаётся только смотреть его картины: удивляться и размышлять — как такая абсолютная русскость кисти, да ещё изрядно сдобренная размытостью импрессионизма,  нашла приют в противоположенном ей по стилю, Третьем Рейхе…

 ПсковИМПРЕССИОНИЗМ — (франц. impressionnisme, от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети XIX — начала XX вв. Сложилось во французской живописи конца 1860-х — начала 70-х гг. Название «импрессионизм» возникло после выставки 1874, на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Чтобы сохранить в картинах свежесть и разнообразие красок натуры, импрессионисты создали живописную систему, которая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением чётких раздельных мазков чистого цвета, как бы смешивающихся в глазу зрителя, светлой и яркой цветовой гаммой, богатством валёров и рефлексов, цветными тенями. Объёмные формы как бы растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке, дематерилизуются, обретают зыбкость очертаний: игра разнообразных мазков, пастозных и жидких, придаёт красочному слою трепетность, рельефность; тем самым создаётся своеобразное впечатление незаконченности, формирования образа на глазах у созерцающего полотно человека. Таким образом происходит сближение этюда и картины, а нередко и слияние нескольких. стадий работы в один непрерывный процесс. Картина становится отдельным кадром, фрагментом подвижного мира. Этим объясняются, с одной стороны, равноценность всех частей картины, одновременно рождающихся под кистью художника и одинаково участвующих в образном построении произведений, с другой стороны - кажущиеся случайность и неуравновешенность, асимметрия композиции, смелые срезы фигур, неожиданные точки зрения и сложные ракурсы, активизирующие пространственное построение. Следует заметить, что импрессионизм русской школы всегда имел подчёркнуто национальный характер. Отличие его от хрестоматийного французского велико. Тогда как французский импрессионизм не поднимал философские (и вообще культурологические) вопросы, делая упор на «внешнем», поверхностном «запечатление впечатления», для русского импрессионизма характерна особая «нагруженность смыслом», идеей, культурным кодом уходящим«в глубь веков»

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация составлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы следующие материалы: Деспотули В. «Русские художники в Европе. Как наши мастера кисти завоевали холодный Берлин» Рубеж (Харбин). 1932. № 31 // Кусакин А. «Возвращение Константина Горбатова», Наше наследие. 1999. № 49 и другие открытые источники
artpolitinfo_quad

живопись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в живопись
Франц-фон-Штук-Диссонанс
Франц фон Штук — князь живописи

Франц Штук — крупнейший мастер немецкого модерна. «Князь живописи», так называли его современники. Трудно было найти...

Закрыть