Автор Франц фон Штук

Portret-Frantsa-fon-Shtuka

Многозначный символ — вот главное выразительное средство в искусстве… Франц фон Штук
Франц фон Штук | Carmina Burana

iskushenie

В моменты прозрений у этого художника рождались столь оригинальные соединения поэзии и разоблачительного исследования, романтизма и натурализма, которые, свидетельствуя о новом понимании возможностей изобразительного искусства, являли собой настоящие структурные открытия. Такие произведения шокировали зрителя, вызывая нередко оторопь и скандалы среди публики, но позже получали высокую оценку своей поэтической интонацией и новизной мысли… из энциклопедической статьи о Штуке
Франц фон Штук

Франц фон Штук, Автопортрет в собственном ателье. 1905

Франц фон Штук — крупнейший мастер немецкого модерна

Франц Штук — крупнейший мастер немецкого модерна. «Князь живописи», так называли его современники. Трудно было найти на рубеже ХIХ и ХХ веков художника, который пользовался бы такой популярностью. В 1892 г. Франц фон Штук становится лидером и одним из основателей мюнхенского Сецессиона, ставшего цитаделью не только немецкого, но и европейского модерна, художником, который выступил против косности, как в искусстве, так и в жизни. Стремление Штука сделать всю свою жизнь искусством хорошо описал А.Бенуа в 1896 г., вспоминая первую встречу с художником в 1896г.:

Блиставший аполлоническим блеском, точно озаренный ореолом славы, красавец, пожиратель женских сердец, Штук вышел по-театральному одетый в бархат, держа в левой руке палитру, с которой текли необычайно яркие колеры на роскошной мозаичный пол его новехонькой виллы…

Франц фон Штук по происхождению совсем не дворянин, напротив, он из низкого сословия, сын мельника, которому в жизни приходилось ох, как нелегко! Это он позже, будучи знаменитым художником, получит дворянский титул, женится на аристократке, построит сам себе виллу в Мюнхене, получит профессорскую должность в Академии художеств. А тогда, в 80-х г.г., он полного курса в Академии художеств так и не прошел, достиг высот своего искусства самоучкой.
Его произведения зачастую имели скандальную известность, что, впрочем, было характерно для модернистов и символистов. Скандальность заключалась в языческом преклонении перед женским телесным воплощением и эротическим подтекстом. Вот, например, «Саломея» (1905), написанная на известный библейский сюжет. У Штука дочь Иродиады — роковая женщина, воплощающая в себе идею губительной страсти. Танцующая Саломея показана на фоне темно-синего ночного неба с мириадами мерцающих золотых звезд. Есть в этом что-то космическое. А вот другие картины, написанные раньше: «Грех» (1893) и «Сфинкс» (1895), пронизанные «пряной чувствительностью». Картины и притягивают, и отталкивают одновременно. В обеих картинах преобладают темные краски, они как будто передают состояние души, когда, говоря словами Ф.Гойи, «сон разума порождает чудовищ», когда человеком овладевают низменные чувства, не поддающиеся разуму и потому несущие смерть.
Картина «Грех». В ней злую притягательную силу олицетворяет собой огромная змея, обвившаяся вокруг обнаженного торса женщины и положившая свою страшную голову ей на плечо. Шкура змеи высвечивается на общем темном фоне фосфоресцирующей чешуёй, пронзительные глаза устремлены на зрителя и как будто его гипнотизируют. Настоящий змей-искуситель и порок в женском воплощении.
Картины «Война» (1889) и «Люцифер» (1890) отмечены влиянием Ф.Ницше, его идеей о сверхчеловеке. Оказало ницшеанство влияние и на интерпретацию античных сюжетов. Художник стремится подчеркнуть в них «дионисийское» (разнузданное, выражающее себя в свободной игре жизненных сил), а не «аполлоническое» (размеренное) начало. Отсюда и увлечённость Штука безудержными ритмами быстрых танцев: «Танцовщицы» (1896), «Весенний хоровод» (1909). Последняя картина относится к более позднему периоду и знаменует влияние на художника импрессионистов. Краски приобрели более яркие оттенки и воздушность, стоит только посмотреть на «Ветер и волны» (1928).
В более поздние годы Штука привлекает тема весны. Для него это время безудержного проявления жизни и чувств, что очень заметно в картине «Весенний хоровод». Но он не ограничивается только весенними образами, живопись его становится многозначной — явное влияние символистов. Вот, например, картина «Весна» (1909). По утверждению немецкого искусствоведа Габлера:

символическая фигура девушки на фоне светлого неба не является выражением только радостного пробуждения природы. Её остановившийся взгляд придает её лицу двойственное выражение. Несгибаемо-прочный ствол яблони слева и плавно изгибающаяся берёза справа также подчеркивают двойственную натуру изображённой…

Для художников модерна было свойственно работать в разных областях искусства. Франц фон Штук не был исключением. Он пробовал себя и в скульптуре, и декоративно-прикладном искусстве, но самым значительным его увлечением была архитектура. Штук всегда мечтал преобразовать жизнь средствами искусства. И выражением этой мечты стало строительство виллы в Мюнхене (1898). В противоположность своей живописи на античную тематику мастер воплотил в своём архитектурном сооружении аполлоническое начало. Один из биографов Штука писал:

Этот дом есть единое целое от порога до крыши. Здесь нет ничего лишнего, а есть красивая и чистая гармония…

Вилла была явлением в архитектурной жизни на рубеже столетий и предопределила собой рождение в недрах модерна неоклассицистического направления.
Говоря о вкладе Штука в художественную культуру, достаточно сказать, что он был учителем некоторых художников-модернистов, к примеру, В. Кандинского и Пауля Клее, его влияние испытали на себе М. Добужинский и Чюрлёнис, Эдвард Мунк и немецкие экспрессионалисты.

Франц фон Штук

Франц фон Штук, Дикое преследование (Вотан), 1899

«Портрет» Фюрера-Вотана

Мистическим кажется «взаимоотношения» Франца фон Штука и Адольфа Гитлера, Вернер Бройнингер, в книге «Противники Гитлера по НСДАП. 1921—1945», пишет:

… Годы спустя Гитлер узнал свою мать на одной из картин Франца фон Штука «Медузы» … Еще одна картина Штука, датируемая 1899 годом (годом рождения Гитлера), которую художник называл своей «первой» и на которой изображен Бог войны Вотан с чертами лица, сильно напоминающими лицо фюрера. Черная, падающая на лицо прядь волос, щеточка усов, героический взгляд и рука, фанатически сжатая в кулак, — все это присутствует удивительным образом. Вотана сопровождает стая волков. Псевдоним Гитлера в «период борьбы» был именно «Волк» (Wolf). Например, дети Зигфрид и Винифред Вагнер звали его только «дядя Вольф». «Говорит дирижер Волк», — так он обращался по телефону к Винифред…

Franz von Stuck(фото)ШТУК, Франц фон (23.02.1863, Теттенвейс, Бавария — 30.08.1928, Мюнхен) — немецкий художник, один из лидеров символизма в изобразительном искусстве. В 1885 году посещал мюнхенскую Академию художеств, но как художник был в основном самоучкой. Испытал большое влияние Арнольда Бёклина. В молодости много работал как художник прессы (для журналов «Югенд», «Пан» и других изданий). Один из основателей (1892) и президент «Мюнхенского сецессиона», рисовал афиши для его выставок; композиция с Афиной-Палладой (1889) стала популярным символом этого объединения. Завоевал известность своими аллегорико-мифологическими картинами, для его живописи характерны темы «рокового» эротического влечения и разгула иррациональных, «демонических» стихий и переосмысление философии Ницше. Франц фон Штук сам изготовлял эффектные декоративные рамы для своих картин. Его дар дизайнера-декоратора развернулся при постройке и оформлении собственного дома (Вилла Штука; 1890-е годы), для которой он исполнил ряд бронзовых скульптур и декоративных панно. Преподавал в мюнхенской Академии художеств

modal_quad ×

Примечание

artpolitinfo_quad

живопись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *