АвторРЕДАКЦИЯ САЙТА

Слайдшоу на основе картины Лукаса Кранаха Старшего «Источник вечной молодости»
источник вечной молодости Кранах11

 

Л. Кранах

Лукас Кранах Старший, Автопортрет 1550 г

Лукас Кранах Старший

Лукас Кранах Старший (04.10.1472, Верхняя Франкония — 16.10.1553, Веймар) — немецкий живописец эпохи Ренессанса, яркий представитель Северного Возрождение, а также основатель «Дунайской школы живописи».
Кранах Старший стал известен благодаря своему, можно сказать, особому стилю, исключительно его черты, которые он вносит во все свои портретные работы, выделяют его творчество на фоне остальных. Каждое лицо, изображенное Кранахом, угрожающе походит на следующее, а смесь реалистичности и какой-то карикатурности, привносит нечто мистически настораживающее, так что в целом, привлекательными назвать их достаточно сложно, но увлекательными — можно. Северное Возрождение, как очень масштабное культурное явление, главной особенностью, имело как раз-таки вот это удивительное соединение средневековых тенденций духовной отрешённости образов с реалистичными нововведениями Ренессанса. Предвосхищающие Барокко художники стали отцами основателями карикатуры, как жанра в изобразительном искусстве, все это тонко соединив еще и с литературными тенденциями того времени.
Кранах пользуется некоторыми техниками построения света и тени, которые в последующем станут главной особенностью живописи в Барокко. Контрастные цветовые решения, нарочитое подчеркивание центральной фигуры, выбеленные светлые тела, на затемненном фоне, такие, еще более реалистичные, приемы, будет использовать, чуть позже и в другой локации — Караваждо.Лукас Кранах Старший основал одну из самых видных школ, продолжил с достоинством лучшие традиции Северного Ренессанса и стал одним из самых ярких представителей своей эпохи.

Л. Кранах

Лукас Кранах Старший, Источник (фонтан) вечной молодости

Источник вечной молодости

Источники как святые места известны во многих древних культурах, частично в связи с представлением, что оплодотворяющая вода может не только падать в качестве дождя с неба, но также выходить из земли в качестве «глубинной воды», дарованной подземными божествами. В последнем случае речь идет о горячих или теплых источниках, вода которых оказывает исцеляющее действие благодаря минеральному содержанию.Причем на первом плане в мифах об источниках молодости чаще всего стоят женские образы, часто в тройственной форме, которые связываются с плодородием, потомством и браком: это имело место у греков, римлян (праздник источника — фонтиналиа), кельтов и германцев.Еще Геродот упоминает фонтан, содержащий особый вид воды, расположенный в Эфиопии, который дает эфиопам их исключительное долгожительство. Источник «Живой воды» появляется в восточных версиях «Истории Александра Великого», в легендах о пресвитере Иоанне — (полу)вымышленном правителе могущественного христианского государства в Средней Азии, в мифах карибских индейцев. Арабские версии и версии альхамьядо «Истории Александра Великого» были очень популярны в Испании во время и после периода Аль-Андалуса, и были известны исследователям, которые отправлялись в Америку. Так итальянец Педро Мартир, лично знавший Колумба, писал:

К северу от Эспаньолы между прочими островами есть один остров на расстоянии трехсот двадцати миль от нее. На острове бьет неиссякаемый источник воды такого чудесного свойства, что старик, который станет пить ее, соблюдая притом определенную диету, через некоторое время превратится в юношу…

Понсе де Леон тоже слышал от живших на Пуэрто-Рико стариков-индейцев об острове Бимини, расположенном на севере, где есть источник, дарующий вечную молодость. Рассказывали, что за несколько лет до этого многие индейцы с острова Куба отправились на ее поиски и ни один из них не вернулся. А сам испанский конкистадор Хуан Понсе де Леон, в результате поиска источника молодости, открыл Флориду в 1513 году.
В знаменитой книге 14 века «Приключения Сэра Джона Мандевиля», также упоминается Фонтан молодости, расположенный в Индии, то есть на краю света, и даже для пущей правдивости дана локализация места – у подножия горы вне Поломбе, что соотносят с современным индийским округом Коллам. Книга пользовалась исключительной популярностью. Она циркулировала в рукописях на французском, английском, немецком, итальянском, испанском, нидерландском, датском, чешском языках, латыни, и относится к числу первых сочинений, опубликованных в печатном виде: в 1478 году вышло немецкое издание, в 1480 — французское.Под влиянием этих рассказов, легенда о Фонтане молодости была популярна в придворном готическом искусстве и оставалась популярной в рамках Великих географических открытий. Европейская иконография достаточно последовательно, как и картины Кранаха, демонстрирует: пожилые люди, часто несомые другими, входят в бассейн, настолько большой, насколько позволяет пространство. Люди в бассейне молодые и обнаженные, и через некоторое время они выходят достаточно модно одетыми и наслаждаются вечеринкой. Тема источника вечной молодости часто и по разному обыгрывалась и в литературе — от апокрифов до Борхеса.

luterМАРТИН ЛЮТЕР, РЫЦАРЬ ЙОРГА — 1521 годом датированы три гравированных портрета реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Лукас Кранах Старший, изображая своего друга, передал силу его характера и волю порывистым поворотом головы, живые глаза выдают ум и решительность. История картины такова: монах Лютер, скрывавшийся от преследований, вынужден был какое-то время прятаться в крепости Вартбург. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Зимой 1521/22 Лютер тайно провел несколько дней в Виттенберге, предупредив письмом о своем приезде только Лукаса Кранаха, который и стал крестным отцом его первенца. В эти же годы под руководством Кранаха создавались иллюстрации к вышедшему в 1522 Новому Завету в переводе Мартина Лютера. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд)

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакции сайта «АртПолитИнфо» // при сотавлении пуликации использовались материалы: фрагменты статьи о Лукасе Кранахе Старшем на сайта estetico.me
artpolitinfo_quad

живопись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *