Дореволюционный воинский девиз «За Веру, Царя и Отечество!», хотя и оформился окончательно в XIX веке, имеет славную предысторию. В допетровские времена воины шли в бой за «землю Руськую» (Слово о полку Игореве), «за землю за Рускую и за веру християньскую» (Задонщина), «за Дом Пресвятыя Богородицы и за православную христианскую веру» (приговор Первого ополчения 1611 год[1]), за «государскую честь» (приговор Земского собора 1653 год[2]). Таким образом, все три составные части будущего девиза к XVIII веку стали неотъемлемой частью русского самосознания — требовалось лишь объединить их в одну емкую формулу.
Слово «Отечество», конечно, было известно и в Древней Руси, однако имело разнообразные значения. Под ним понималась не только «родина» («нѣ́сть прорóкъ безъ чéсти, тóкмо во отéчествiи своéмъ (Мф. 13:57)), но и «отцовство» (один из иконописных образов Троицы Новозаветной, включающий изображение Бога Саваофа в виде старца, именуется «Отечеством»). Однако со времен Петра Великого понятие «Отечество» приобретает важное идеологическое звучание. Известен приказ Петра, озвученный в войсках перед Полтавским боем, в котором говорилось:
Воины! Вот пришел час, который должен решить судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь…[3]
Известен также заздравный тост Петра:
Здравствуй тот, кто любит Бога, меня и отечество!..[4]
Первые учрежденные в России ордена, как гласили их девизы, вручались «За веру и верность» (орден св. ап. Андрея Первозванного, учреждён в 1699 год), «За любовь и Отечество» (орден св. вмчц. Екатерины, 1714 год), «За труды и Отечество» (орден св. блгв. Александра Невского, 1725 год).
В день коронации императрицы Елизаветы Петровны 25 апреля 1742 года новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) оправдывал произведенный ею дворцовый переворот тем, что она выступила:
За целость Веры и Отечества … против неприятеля и сидящих в гнезде орла российского нощных сов и нетопырей, мыслящих злое государству…[5]
На медали в честь коронации Екатерины II также было выбито: «За спасение Веры и Отечества». В её манифесте о вступлении на престол в 1762 году прославлялась сражавшаяся «за Веру и Отечество» российская армия[6]. В манифесте о военной дисциплине 22 сентября 1762 года отмечалось «усердие к Нам и Отечеству»[7]. Указ от 18 июля 1762 года упоминал «службу, приносимую Богу, Нам и Отечеству»[8]. Наконец, Жалованная грамота дворянству 1785 года восхваляло дворянство, ратующее «противу внутренних и внешних врагов веры, монарха и отечества»[9].
В 1797 году боровшийся с франкофильским вольномыслием император Павел I приказал изъять слово «Отечество» из употребления (вместе со словами «гражданин», «общество» и т. п.) и заменить на слово «Государство». Однако этот запрет продержался недолго — новый император Александр I в 1801 году его отменил. И на медали, которой награждались ополченцы 1806-1807 годов, опять значилось: «За Веру и Отечество». Однако в это время понятие «Отчество» наполняется новым содержанием: если ранее оно, как у Петра, больше связывалось со «родом своим», то теперь с новыми романтическими веяниями его значение повышалось — теперь оно скорее означало причастность к уникальной национальной культуре. В 1811 году С.Н. Глинка в своем журнале «Русский вестник» так сформулировал патриотический идеал: «Бог, Вера, Отечество»[10]. Как справедливо отмечают историки, он противопоставлялся лозунгу Французской революции «Свобода. Равенство. Братство»[11].
Стоит также отметить почти демонстративное отсутствие в формуле Глинки упоминания о монархе. Отношения Александра I с «русской партией» в те времена были непростыми: императора подозревали в стремлении ограничить собственное самодержавие, что воспринималось с полным неприятием. Царю постоянно напоминали о том, что его самодержавная власть не распространяется лишь на одно: он не может ее ограничить — Бог и народ, вручившие ему власть, сделать это не позволят. Н. М. Карамзин в «Записке о древней и новой России» (1811 год) писал о начале династии Романовых:
Подвергнув политику Александра I жесткой критике, Карамзин закончил свои слова так:
Любя Отечество, любя монарха, я говорил искренно. Возвращаюсь к безмолвию верноподданного с сердцем чистым, моля Всевышнего, да блюдет Царя и Царство Российское!..[12]
Таким образом, именно всенародная вера и любовь к Отчеству становились гарантами сохранения Царства.
Начало Отечественной войны 1812 года не только вызвало патриотический подъем, но и сплотило общество вокруг власти. Ещё накануне войны государственным секретарем был назначен яркий представитель «русской партии» адмирал А. С. Шишков. В своем «Рассуждении о любви к Отечеству» он писал о героях времен Смуты:
Именно Шишков был автором выходивших во время войны императорских манифестов и обращений, пользовавшихся широкой народной любовью. Позднее А.С. Пушкин писал о Шишкове:
Сей старец дорог нам: он блещет средь народа, // Священной памятью двенадцатого года…
В воззвании к Москве о созыве ополчения от 6 июля 1812 года говорилось:
Того ради имея в намерении, для надежнейшей обороны, собрать новые внутренние силы, наипервее обращаемся Мы к древней столице предков Наших, Москве. Она всегда была главою прочих городов Российских; она изливала всегда из недр своих смертоносную на врагов силу; по примеру ее, из всех прочих окрестностей текли к ней, наподобие крови к сердцу, сыны Отечества, для защиты оного. Никогда не настояло в том вящей надобности, как ныне. Спасение Веры, Престола, Царства того требуют…[14]
Кокарда ополчения 1812 года (как и позднее — в 1854-1856 годах) представляла собой крест с надписью: «За Веру и Царя». Наконец, в написанном Шишковым в ноябре 1812 года «Объявлении для чтения в церквах» говорилось:
Вы достохвально исполняли долг свой, защищая Веру, Царя и Отечество…[15]
Итак, девиз родился — и родился он из огня Двенадцатого года. О том, какую силу подобные слова имели, можно судить хотя бы по тому, что прусское ополчение 1813 года (ландвер), выступившее против Наполеона в союзе с русскими, также получило кокарду по типу русской — в виде латунного креста с девизом «Mit Gott für König und Vaterland» («С Богом за короля и Отечество»).
В дальнейшем Шишков не раз упоминал все три понятия вместе. В манифесте 18 мая 1814 года, изданном в покоренном Париже, опять отмечался всенародный подвиг:
Кроткий поселянин, незнакомый дотоле со звуком оружия, оружием защищал Веру, Отечество и Государя…[16]
Переложением шишковского девиза стали те принципы, на которых министр народного просвещения С.С. Уваров в 1832-1833 годах предложил основать российское образование:
Православие. Самодержавие. Народность…[17]
Позднее в манифесте императора Николая I, опубликованном 14 марта 1848 года в связи с новой революцией во Франции, говорилось:
Мы удостоверены, что всякий Русский, всякий верноподданный Наш, ответит радостно на призыв своего Государя; что древний наш возглас: за Веру, Царя и Отечество, и ныне предукажет нам путь к победе: и тогда, в чувствах благоговейной признательности, как теперь в чувствах святого на него упования, мы все вместе воскликнем: С нами Бог! разумейте языцы и покоряйтеся: яко с нами Бог!..
Памятный знак в виде креста с надписью «За Веру, Царя, Отечество» был пожалован ополченцам — участникам Крымской войны после заключения Парижского мира 1856 года. С этого времени изречение приобрело свой неизменный лаконичный вид, сохранявшийся до 1917 года. Пожалуй, до сих пор оно остается лучшим образцом русского воинского девиза.
ГАЙДА, Фёдор Александрович кандидат исторических наук. Доцент кафедры истории России XIX — начала XX вв. исторического факультета Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова. Лауреат первой премии фонда памяти митрополита Макария (Булгакова) в номинации «История России» за 2005 год. В 1998 г. окончил с отличием исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В 2001 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук на тему «Вопрос о власти в постановке русской либеральной оппозиции (1914 — весна 1917 г.)». Сфера научных интересов: политическая история России начала ХХ века // российский либерализм // власть и общество в революционную эпоху // русская интеллигенция // Церковь и революция
Примечание
- [1] Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 3. М., 1985. С. 43.
- [2] Там же. С. 458.
- [3] Бутурлин Д. П. Военная история походов россиян в ХVIII столетии. СПб., 1821. Ч. 1. Т. 3. С. 52.
- [4] Майков Л.Н. Рассказы Нартова о Петре Великом. СПб., 1891. С. 35.
- [5] Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн.11: История России с древнейших времен. Т. 21. М., 1999. С. 182.
- [6] Законодательство Екатерины II. В 2 т. Т. 1. М., 2000. С. 66.
- [7] Там же. С. 629.
- [8] Полное собрание законов Российской империи. Изд. 1-е. Т. 16. СПб., 1830. С. 22.
- [9] Законодательство Екатерины II. В 2 т. Т. 1. М., 2002. С. 30.
- [10] Русский вестник. 1811. № 8. С. 71. Цит. по: Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Т. 1. М., 1990. С. 179.
- [11] http://www.pravaya.ru/ludi/450/1465
- [12] http://hist.msu.ru/ER/Etext/karamzin.htm
- [13] Рассуждение о любви к Отечеству // Шишков А.С. Огонь любви к Отечеству. М., 2011. С. 41.
- [14] Краткие Записки, веденные в бывшую с французами в 1812¬м и последующих годах войну // Там же. С. 62.
- [15] Труды Московского отдела Императорского Российского военно-исторического общества. Т. 2. М., 1912. С. 360.
- [16] Полное собрание законов Российской империи. Изд. 1-е. Т. 32. СПб., 1830. С. 789.
- [17] Шевченко М.М. Конец одного Величия. Власть, образование и печатное слово в Императорской России на пороге Освободительных реформ. М., 2003. С. 68-70