АвторРЕДАКЦИЯ САЙТА

"Во времена раскола"

«Во времена раскола». Автор: Иванов Сергей Васильевич

Старообрядческие толки и согласия | краткий справочник

После церковного раскола (1666 год)  в обществе староверов произошли внутренние расколы на толки и согласия. После того как умерли последние старообрядческие священники, ряд староверов заявили, что истинное священничество вымерло и нет его более. Потому стали сами справлять церковные обряды. Это течение стало называться — «безпоповцы». Но были и другие. Они утверждали что хоть «никонианская церковь» и ушла в ересь, но наследие благодати Святого Духа сохранилась. Главная задача их теперь найти и переманить на свою сторону никонианского священника, который согласится справлять старые обряды. Такое течение стали называть — «беглопоповцы». Так старообрядческая церковь разделилась на две большие ветви. В то же время течение беспоповского толка стало делится на множество своих толков, это и «хлысты», «прыгуны», «бабушкино согласие», «молокане», «дырошники» и многие другие. Многие течения беспоповского толка отошли от обрядности православия на столько, что практически потеряли православный облик. Вот к примеру «хлысты» (искаженное слово христы), отказались от икон, ибо истинная икона есть сам человек, обосновывая это словами святого писания. Они крестились двумя руками, ибо птица не летит одним крылом. Собираясь в Сионской горнице, они кружили прыгали крестясь друг на друга. Многие впадали в транс. Считалось что на них снизошел Дух Святой. А «бабушкино согласие» передало бразды священства старухам, которые справляли церковные обряды. «Дырошники» — считали истинной иконой само небо и потому молились в дыру в стене через которое было видно небо. Течение беглопоповского толка долгое время искало выход из сложившейся ситуации. Им нужно было переманить на свою сторону не рядового священника, а епископа, тогда можно было бы его поставить в патриаршество и он мог бы рукоположить уже как положено правилам других священников и епископов. Посылались экспедиции во все уголки православного мира. И вот однажды им удалось уговорить одного греческого епископа стать на их сторону. Патриаршим центром пребывания стала Австрия, село Белая Криница. От сюда и это течение стало называться «Белокриницким согласием». Царь узнав о Белой Кринице, договорился с австрийским императором чтобы Белую Криницу разогнали, а епископа посадили. Так и было. Только хоть и был арестован Епископ, но уже он успел рукоположить других епископов и священников, которые рассыпались по миру и всех их найти уже не было возможности. Теперь главная епархия старообрядцев «белокриницкого согласия» находится в Москве, на Рогожском кладбище…

Далее в качестве примера мы расскажем вам лишь о некоторых согласиях и толках среди старообрядцев.

Единоверческое согласие
Единоверческое согласие — одно из течений в старообрядчестве, возникшее в результате соглашения наиболее умеренных старообрядческих кругов, с официальной Церковью. Возникло в конце XVIII века, долгое время регламентировалось особыми правилами, принятыми по инициативе московского митрополита Платона (Левшина). Другие самоназвания — «православное старообрядчество», «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество», «духовская вера», «старообрядные приходы Русской православной церкви». Единоверцы были подчинены Синоду, хотя службу в церквах продолжали совершать по своим правилам. В XIX веке многие религиозные общины и скиты старообрядцев, в том числе при Преображенском и Рогожском кладбищах и на реке Иргизе, обращались в единоверчество насильственно. В советское время в связи с тотальными гонениями на Церковь и на старый уклад жизни, единоверие практически исчезло. С конца 1980-х старый обряд в лоне Русской православной церкви переживает второе рождение. На сегодняшний день при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада единоверцы признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.

Бегунский толк

Бегунский или «страннический» толк — течение в беспоповском старообрядчестве, возникшее в конце XVIII столетия. В разных районах России его последователей именовали «пустынниками», «скрытниками», «голбешниками» (голбец — подполье). Сами верующие называют себя истинно-православными христианами странствующими (ИПХС). Основал «Бегунский толк» беглый солдат Евфимий, который облек свой протест против крепостничества и социальных реформ Петра I в требование разрыва с «обществом антихриста». Проповедуя близкий конец света, наставники «Бегунского толка» призывали не платить налогов, отказываться от военной службы, не получать документов как «явных знаков антихриста». «Спасение души» для бегунов — это «вечное странство». Однако с начала XIX века эти требования перестали быть обязательными для всех последователей «Бегунского толка». Среди них появились люди, которые, давая обет странничества, проживают легально, содержат тайные молельни, кельи, их называют «жиловыми», «пристанодержателями», «христолюбцами». Лишь незадолго до смерти они обязаны прятаться в тайник или в подземные схроны.

Поморский толк

Поморский толк даниловцы — умеренное течение в беспоповщине (старообрядчестве), начало которому было положено Данилой Викулиным и братьями Денисовыми, основавшими общину на реке Выге (Поморье) в 1695 году. А в 1706 недалеко от неё возникает женская лексинская община. Социальную базу поморского толка составили зажиточные слои населения, что предопределило умеренный характер их требований и сближение с официальной светской и церковной властью. Так, в 1738 году поморцы признали допустимость молитвы за царя (что вызвало раскол и образование филиповского толка). Важное место в «поморском толке» занимала проблема брака. Вначале он отвергался, но в конце XVIII века в Москве возникла община новопоморцев, последователи которой выступали в защиту брака. А в начале XX столетия «поморский толк» превратился в наиболее влиятельное направление беспоповщины.

Спасовский толк

Спасовский толк, нетовщина — течение в беспоповщине среди старообрядчества, возникшее в конце XVII века в керженских лесах. Спасовский толк был распространен в Нижегородской, Ярославской и Костромской губернии. Социальную базу его составляло крестьянство. Исходя из общей установки беспоповских соборов о наступлении на земле «царства антихриста», который якобы истребил все таинства, спасовцы утверждали, что добиться спасения души какими-то действиями, лишенными «благодати божьей», невозможно. Путь спасения известен только Спасу (Исусу Христу), поэтому необходимо уповать на его милость и молиться. За отрицание православного духовенства, таинств, благодати, храмов, вечерни и прочие — приверженцев этого толка поповцы называли нетовцами. В процессе эволюции спасовский толк распался на ряд согласий, среди которых были умеренные, почти смыкавшиеся с поповщиной, и крайние, отрицавшие всякую обрядность. К первым относились «глухая нетовщина», в которой считалось возможным совершать обряд крещения и бракосочетания в православной церкви и «поющая нетовщина» (новоспасовшина), разрешавшая своим наставникам совершать богослужения, крещение, венчание. Крайним ответвлением спасовского толка являлись «некрещеная нетовщина» (или строгая), отрицавшая какие либо обряды, и «дырошники», либо «дырники», молившиеся, обращаясь к небольшому отверстию в стене избы. Были ещё и «самокрещенцы» те, что крестили себя сами. А «бабушкино согласие» занимали промежуточное положение.

Федоссевский толк

Федоссевский толк — очередное течение в беспоповщине, основанное в конце XVII века Феодосием Васильевым. Социальную базу федосеевского толка составили народные низы, главным образом беглые крестьяне, отсюда непримиримое отношение к самодержавию и православной церкви, строгий аскетизм. Однако в 20-30 годы XIX века в связи с социальным расслоением внутри общин «федосеевского толка» распадается на ряд согласий, часть верующих переходит в«поморский толк» и в «единоверческое согласие». Духовным центром «федосеевского толка» длительное время была община, основанная федосеевцами в 1771 году в Москве на Преображенском кладбище, с мужским и женским монастырями.

Аввакум — основоположник и идеолог русского старообрядчества

Протопоп Авва́кум Петрович (1620,1621-1682) — видный идеолог русского старообрядчества. Один из руководителей раскола. За отказ признать церковную реформу патриарха Никона был сослан с семьей в 1653 году в Сибирь. В 1666 по постановлению церковного собора Аввакум был расстрижен и предан анафеме и вновь сослан в Пустозерский острог, где в 1682 г по царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками был сожжен в срубе. Аввакум родился в семье священника Борисоглебской церкви с. Григорово Закудемского стана Нижегородского уезда (ныне — Большемурашкинский р-н Нижегородской обл.) Петра Кондратьева (ум. ок. 1636). У него было 4 брата: младшие Герасим и Козьма, были еще живы в 1666 г., а третий Евфимий и четвёртый умерли во время чумы в Москве в 1654 г. Отец Аввакума «прилежаще пития хмельнова», а мать Мария (в иночестве Марфа) была «постница и молитвенница» и учила сына «страху Божию». Она занималась воспитанием детей и сумела передать им свою горячую веру во Христа. Под её влиянием у Аввакума с юных лет возникает аскетическое настроение, ей он обязан своей любовью к книгам. В своих произведениях «Книга бесед», «Книга толкований» и в знаменитом «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», протопоп Аввакум ярко и страстно обличал пороки официальной церкви, царские «неправды» и порядки в стране. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. А старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником.

comments powered by HyperComments

АВВАКУМ-ПЕТРОВ2СТАРООБРЯДЧЕСТВО — как официальное течение возникло во второй половине XVII в. в результате раскола в Русской Православной Церкви, когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу Патриарха Никона (1652-1666), осуществленную при поддержке царя Алексея Михайловича (1645-1676). Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. Например, в результате реформы двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение «аллилуйи» — тройным, хождение «по солнцу» вокруг крещальной купели — хождением против солнца, написание имени Исус — на Иисус. Истоком старообрядчества служит представление, что искажение одной-единственной буквы (в широком смысле) способно «растлить» священный текст и превратить его в «ересь». Отсюда особую роль в старообрядчестве играет сохранение старых традиций и обрядов, благодаря чему были сохранены многие элементы древнерусской культуры: пение, духовные стихи, речевая традиция, иконы, рукописные и старопечатные книги, утварь, облачения и т.д. Старообрядчество так же во многом строится на эсхатологических мотивах, ему свойственен жаркий поиск, как небесного так и земного блага-рая (как физического так и духовного места). История раскола была и остаётся одним из самых важных и образующих моментов русской истории

modal_quad ×

Примечание

  • Данная публикация была составлена редакцией сайта «АртПолитИнфо». В материале были использованы открытые интернет-источники
artpolitinfo_quad

староверие Руси

Подробнее в староверие Руси
agapiy
О Киево-Печерском патерике

Киево-Печерский патерик уже был предметом исследования русских и зарубежных филологов и историков. Он рассматривался с...

Закрыть