Двадцать первый век может стать веком единения славян — гуманитарного, культурного, образовательного, научного, социального, экономического и даже политического. Но только если они сами этого захотят.
И это важный момент — наличие собственной воли, поскольку пока затруднительно назвать славян единой цивилизацией, объединённой не только этнически, но и политически, идеологически, экономически. Слишком много на её современный облик наложилось различных факторов — исторических, религиозных, геополитических. Они привели к ситуации, когда славянский мир, с одной стороны, есть — и ты ощущаешь это каждый раз, приезжая в любую славянскую страну — но, с другой стороны, его как бы и нет в виде цельного и живущего по своим законам организма. Однако сегодня можно утверждать со всеми основаниями, что, несмотря на участие в тех или иных политических или военных союзах, славяне Европы живут в пространстве единых ценностей, общих представлений об оптимальной форме своего политического, хозяйственного, общественного устройства — со всеми национальными нюансами. Убежден: усиление влияния славян в Европе и славянского мира в целом будет означать усиление каждого славянского народа в отдельности. Именно в этом ключе предлагаю рассматривать наши роли в этом общем для нас мире, который связывает всех его участников самим фактом своего существования. Славянская цивилизация представляет собой потенциально очень влиятельную силу, охватывая 300-350 млн. чел. Но потенциал этот пока во многом остаётся нереализованным…
Принадлежность к славянскому миру — часть нашей идентичности, поэтому образованному русскому человеку не только желательно знать о существовании других славянских народов, но и полезно хоть немного разбираться в их истории. Это позволяет более глубоко понимать историческую и культурную специфику нашей собственной страны.
Иное дело — попытки как-то политизировать славянскую идентичность, выстраивая на этой почве союзы, блоки. История показывает, что политические прожекты такого рода неизбежно заканчивались провалом. Славянский мир — слишком сложная и многообразная общность, и пытаться придать ему какое-то политическое наполнение — значит игнорировать эту сложность, что не может привести к позитивному результату.
Конфликты между Россией и славянскими странами действительно случались, но каждый из них следует рассматривать отдельно. Обобщения здесь неуместны. Более того, вопреки расхожим представлениям, не бывает никаких «многовековых конфликтов». Дело в том, что не только причины конфликтов, но и сами конфликтующие стороны отнюдь не являются постоянными величинами.
Если говорить о современной ситуации, то здесь всё более-менее понятно. Главная забота любого государства заключается в том, чтобы максимально обеспечить свою безопасность. Великие державы решают эту проблему созданием нового оружия. Малые страны, не имеющие достаточно сил и ресурсов для участия в гонке вооружений, вынуждены вступать в крупные военные блоки.
То, что при этом разные государства оказываются по разные стороны баррикад, в какой-то степени закономерно, ведь каждая из стран стремится к собственной безопасности, не особо думая при этом о безопасности своего соседа. К тому же историческая память малых стран Европы (а большинство славянских государств не могут похвастать статусом сверхдержавы) наполнена болезненными воспоминаниями о минувшем ХХ столетии, когда они многого натерпелись от своих сильных соседей. Когда речь заходит о безопасности государства, языковое родство — это, пожалуй, последнее, о чём принято вспоминать. И славяне здесь не исключение…
СЛАВЯНСКИЙ МИР — идея о единстве славянского мира идёт cо времени Кирилла и Мефодия. Нестор в «Повести временных лет» писал о едином происхождении всех славян. В народе существовало множество преданий об этом, к примеру в XIV — XV веках в Чехии и Польше сложилась легенда о Чехе, Лехе и Русе, родоначальниках трёх славянских народов — чешского, польского и русского. В XVI веке, в Хорватии, была сформулирована идея единой славянской нации, населяющей пространство от Адриатики до Балтики и от Черного моря до Ледовитого океана. В XIX веке, в Российской Империи получила развитие идеология панславизма, как единство славян под защитой и покровительством Российской империи
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: выступление К. И. Косачёва* на международной научной конференции «Современная славистика: ключевые проблемы и тенденции развития» (Киев, Национальная библиотека им. Вернадского, 24 мая 2013 года), а так же интервью Д. Е. Алимова «Отчий дом для Чеха, Леха и Руса»
- * Косачёв, Константин Иосифович (17.09.1962, пос. Мамонтовка, Пушкинский район, Московская область, РСФСР, СССР) — российский государственный деятель, дипломат, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам
- ** Алимов Денис Евгеньевич (01.02.1979, Санкт-Петербург — кандидат исторических наук, доцент. закончил Исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. С 2011 — старший преподаватель кафедры истории славянских и балканских стран Исторического факультета СПбГУ