Правда об «Ордене Русских фашистов» до сих пор неизвестна. Разнятся как показания самих «фашистов», часть из которых к тому же очевидно сфальсифицирована (как и само «дело»), так и воспоминания всех, кто с ними соприкасался. Так или иначе, достаточно точно можно сказать, что в начале 20-х годов русский поэт Алексей Ганин с несколькими единомышленниками создал программу спасения России, где выдвинул идею Великого Земского Собора, воссоздания национального государства и очищения страны от большевиков.
Второго ноября 1924 года он был арестован в Москве как руководитель организации «Орден Русских фашистов».[2] Согласно одной из версий, ему в карман пальто были подложены листки с «Тезисами манифеста русских националистов» (однако сам Алексей Ганин своё авторство «тезисов» не отрицал). Ордер на арест был подписан Генрихом Ягодой. В анкете для арестованных указано, что до этого А. Ганин арестовывался дважды. Первый раз — «по недоразумению принятый за контрреволюционера». Второй — двадцать первого ноября 1923 года «по обвинению в антисемитской агитации».[3] По свидетельству О. Н. Вышеславцевой, накануне этого последнего ареста Алексей пришёл к ней домой и сообщил:
Ну, охота за мной хорошая идёт, други. Пожалуй, что мы не увидимся больше…
По словам полковника милиции в отставке Э. А. Хлысталова, членов «Ордена»
обвиняли в том, что с августа 1924 года они сорганизовались и ставили своей целью путём террора и диверсий свергнуть советскую власть…
Как пишет Елена Семёнова:
В обвинительном заключении не был назван ни один факт нарушения закона или какого-либо преступления. В процессе расследования «дела» двое арестованных потеряли рассудок. Алексею Ганину провели судебно-психиатрическую экспертизу, признавшую его невменяемым[4]…
Допрашивали поэта Абрам Славотинский и Яков Агранов. По многочисленным данным, допросы сопровождались жестокими пытками, что подтверждается и пятнами крови, которыми буквально заляпаны листки с «тезисами», которые предъявлялись Ганину. Сам поэт о предъявленных ему «тезисах» на допросах говорил так:
В этих «Тезисах» я не выразил никакой государственной тайны, потому, что никакой тайны я не знаю. Это то, что изо дня в день обсуждается и официальной прессой, и то, что повторяет и образованная, и необразованная чернь России и Европы…
Из заключения по следственному делу, подписанному нач. 7 СО ОГПУ Славатинским и следователем Врачевым, можно узнать официальную версию:
В июле месяце прошлого, 1924, года в СО ОГПУ поступили сведения о том, что в Москве группа литераторов с целью борьбы с соввластью приступает к образованию террористической организации. Выясняя сущность и направление данной организации, выявляя участников её, СО ОГПУ в конце июля месяца установил, что наиболее активно проявляющие свою деятельность были поэты — Ганин Алексей Алексеевич, Чекрыгин Пётр Николаевич, Дворяшин Виктор Иванович, Галанов Владимир Михайлович. Эти лица, сугубо осторожно действуя в направлении вербовки новых членов из своего круга поэтов, литераторов, артистов и студенческой среды, вскоре вокруг себя сгруппировали исключительно «русских» людей, имевших за собой контрреволюционное прошлое. Последнее обстоятельство побудило СО ОГПУ рассматривать зарождающуюся организацию как ярко выраженную национальную с явно фашистским уклоном…
Цель Ордена русских фашистов — организация противников марксистской идеологии или уничтожение в государстве российском марксизма, свержение власти и замена её властью неограниченной диктатуры русских фашистов с тем, чтобы:
а) восстановить в России права и титулы дворян;
б) возвратить владельцам все конфискованные, движимые и недвижимые собственности, как то: земли, имения, фабрики, заводы, торгово-промышленные предприятия, дома, ценности и тому подобное;
в) разрешение возвращения эмигрантов;
г) полная амнистия, освобождение из всех тюрем и Концлагерей лиц, осуждённых советской властью за политические преступления;
д) объявление православной религии господствующей Церковью, возглавляемой патриархом, святейшим синодом и находящейся под покровительством государства…
Необходимо отметить, что, имея перед собой задачу произвести террор над членами совправительства, организация наметила в первую очередь жертвами Калинина, Рыкова, Дзержинского, Луначарского, Радека и Зиновьева. В то время, когда организация вырабатывала план действий, в Москве происходил V Конгресс «Коминтерна». И члены организации решили взорвать здание Коминтерна в момент происходящего заседания. Вскоре организация сделала первые шаги в направлении выполнения поставленной цели — приступила к вербовке новых членов. К указанным выше лицам примкнул поэт Никитин Григорий Петрович. Десятого августа Никитина посетили Ганин и Дворяшин. И первый предложил последним произвести экс над бывшим председателем ЧК, неким Драгомирецким, который якобы хранит у себя много ценностей. В этот же день Ганин, в присутствии Дворяшина и Никитина, в комнате, занимаемой последним, написал текст предназначенной к выпуску прокламации. Воззвание было обращено к гражданам великой России, а в тексте указывалось: «Неужели вы ослепли или потеряли разум? Оглянитесь кругом, размыслите по совести, спросите сами себя, куда мы идём, на что надеемся? Малая кучка людей, пройдох и авантюристов, воров и мошенников, слетелась со всех сторон мира и царствует безотчётно над великой страной. Эта банда располагает судьбами миллионов людей, распоряжается трудом и покоем миллионного»… и так далее.
Почти одновременно с Ганиным, братья Чекрыгины проектируют выпуск прокламации в виде извещения русскому народу. Здесь, выявляя свой облик, они пишут: «Дорогу русскому фашизму! Прочь малодушие и слабость! Чёрными лентами по Руси протянулись наши железные руки. Сообщаем о скором свержении советской власти путём беспощадного террора, призываем русский народ к спокойствию, сочувствию нашему великому делу, освобождению Руси от ига жидов и коммунистов».
Воззвание заканчивалось словами: «Готовьтесь к великим событиям!»
… Заслуживает также внимания следующий случай, имевший место в день ликвидации организации, 1 ноября прошлого года. Ответственные сотрудники ОГПУ товарищи Беленький, Агранов, Славатинский, Якубенко и другие, законно явившись на квартиру Чекрыгиных, застали там пьяную компанию поэтов, литераторов, проституток. Был предъявлен ордер на право ареста Чекрыгиных и у присутствующих спросили документы. В ответ на предложение сотрудников некоторые из пьяной компании бросились в драку, нанеся трём сотрудникам побои. Этот характерный случай лишний раз наглядно вскрыл картину вышеописанного и доказал способность этих лиц на любое преступление…
Считая следствие по настоящему делу законченным и находя, что, в силу некоторых обстоятельств, передать дело для гласного разбирательства в суд невозможно, полагали бы войти с ходатайством в Президиум ВЦИК СССР о вынесении по делу Ганина, Чекрыгина, Чекрыгина, Дворяшина, Галанова, Никитина, Кудрявцева, Александровича-Потеряхина, Кроткова, Головина, Глубоковского, Колобова, Сахно и Заугольникова внесудебного приговора…
Секретарь Президиума ВЦИК СССР Енукидзе, двадцать седьмого марта 1925 года, единолично принял решение на внесудебный приговор. В. Менжинский, Г. Бокий и Я. Петерс приказали расстрелять Ганина, братьев Чекрыгиных, Дворяшина, Галанова, Кроткова. Борису Глубоковскому и Александровичу-Потеряхину определили по десять лет концлагеря на Соловках, судьба остальных неизвестна.
Алексей Ганин был расстрелян в подвалах Лубянки. Прах Ганина погребён на территории Яузской больницы. Дело по его обвинению было прекращено только шестого октября 1966 года, за отсутствием состава преступления. Ганин был реабилитирован посмертно. При производстве в 1966 году дополнительного расследования, объективных данных о принадлежности Ганина и других лиц к организации «Орден русских фашистов» обнаружено не было.
Родные долго не знали, что случилось с Алексеем. Летом 1925 года младший брат Фёдор съездил в Москву, чтобы разыскать его. Вернулся мрачнее тучи, не зная, как сообщить матери страшное известие. Сказал старшей сестре Шуре: «Алёшку расстреляли» — и заплакал. Сестра Елена вспоминала: «Фёдор-то в Алексее души не чаял. Приехал из Вологды, где узнал о расстреле Алексея. Никому ничего не сказал, боялся за мать — думал — с ума сойдёт. Она каждый день фотографии перебирала. В мезонин поднималась — сидит и плачет. И я с нею…». Фёдор Ганин был арестован в 1937 году, а в 1941 году «умер в местах заключения»… Дом Ганиных сгорел. В огне погибла уникальная библиотека поэта, многие его рукописи, письма. Спасти удалось только «Евангелие», которое ему подарил священник с надписью. Самой деревни уже нет также. На месте дома, в котором родился и вырос поэт, поставлен памятный камень[5]…
Большую часть неопубликованных рукописей Алексея Ганина его родственникам сохранить не удалось. В 1970-е годы жизнь поэта стала предметом исследований ряда краеведов, прежде всего — ленинградца Н. Парфёнова, который и возродил интерес к Ганину. В 1991 году в Северо-Западном издательстве вышел первый посмертный сборник его стихов и прозы с предисловием Станислава Куняева. В 2003 году именем Алексея Ганина назвали улицу в Вологде. На его стихи написаны романсы, в Вологде проходят вечера его памяти.
При существующей государственной системе России, это могущественное государство, обладающее неизбывными естественными богатствами и творческими силами народа, вот уже несколько лет находится в состоянии смертельной агонии.
Ясный дух русского народа предательски умерщвлён. Святыни его растоптаны, богатства его разграблены. Всякий, кто не потерял ещё голову и сохранил человеческую совесть, с ужасом ведёт счёт великим бедствиям и страданиям народа в целом.
Каждый, кто бы ни был, ясно начинает осознавать, что так больше нельзя. Каждый мельчайший факт повседневной жизни — красноречивее всяких воззваний. Всех и каждого он убеждает в том, что если не предпринять какие-то меры, то России как государству грозит окончательная смерть, а русскому народу — неслыханная нищета, экономическое рабство и вырождение. Смотрите госбюджет России последних лет. Отчеты государственных предприятий. Заработная плата рабочих и служащих. Бюджет крестьян. Соотношение цен на фабрикаты и сельскохозяйственные продукты. Соотношение максимума заработка и прожиточного минимума трудового населения. Сопоставим данные довоенного и настоящего времени в области народного просвещения, здравоохранения, общественной взаимопомощи. Высчитаем коэффициент налогов и доходов населения. Наконец сопоставим данные довоенной и современной нашей внешней торговли, чтобы убедиться, что Россия стоит накануне гибели, а её многомиллионное население обречено на рабскую нищету и вырождение.
Но как это случилось, что Россия с тем, чтобы ей беспрепятственно на общее благо создать духовные и материальные ценности, обливавшаяся потом и кровью Россия, на протяжении столетий великими трудами и подвигами дедов и пращуров завоевавшая себе славу и независимость среди народов земного шара, ныне, по милости пройдох и авантюристов, повержена в прах и бесславие, превратилась в колонию всех паразитов и жуликов, тайно и явно распродающих наше великое достояние?
Вполне отвечая за свои слова перед судом всех честно мыслящих людей и перед судом истории, мы категорически утверждаем, что в лице господствующей в России РКП мы имеем не столько политическую партию, сколько воинствующую секту изуверов-человеконенавистников, напоминающую если не по форме своих ритуалов, то по сути своей этики и губительной деятельности — средневековые секты сатанистов и дьяволопоклонников. За всеми словами о коммунизме, о свободе, о равенстве и братстве народов — таятся смерть и разрушения, разрушения и смерть.
Достаточно вспомнить те события, от которых всё ещё не высохла кровь многострадального русского народа, когда по приказу этих сектантов-комиссаров оголтелые, вооружённые с ног до головы, воодушевляемые еврейскими выродками, банды латышей беспощадно терроризировали беззащитное сельское население: всех, кто здоров, угоняли на братоубийственную бойню, когда при малейшем намёке на отказ всякий убивался на месте, а у осиротевшей семьи отбиралось положительно всё, что попадалось на глаза, начиная с последней коровы, кончая последним пудом ржи и десятком яиц, когда за отказ от погромничества поместий и городов выжигались целые сёла, вырезались целые семьи.
Вот тогда произошла эта так называемая «классовая борьба», эта так называемая прославленная и «спасительная гражданская война». Но после тщательного анализа всех происходящих событий в области народного хозяйства, психологии народа, после тщательного анализа проповедей этой ныне господствующей секты изуверов, человеконенавистников-коммунистов, о строительстве нового мира, мы пришли к тому же категорическому убеждению: все эти слова были только приманкой для неискушённых в подлости рабочих масс и беднейшего крестьянства, именем которых всё время прикрывает свои гнусные дела эта секта.
Достаточно опять-таки вспомнить тот ужасный разгром городов, промышленных предприятий, образцовых хозяйств и усадеб, бесконечно и ежедневно происходившие реквизиции, бесчисленные налоги, когда облагалось, да облагается и до сих пор всё, кроме солнечного света и воздуха, чтобы понять: это только безответственный грабёж и подстрекательство народа на самоубийство.
Наконец, реквизиции церковных православных ценностей, производившиеся под предлогом спасения голодающих. Но где это спасение? Разве не вымерли голодной смертью целые сёла, разве не опустели целые волости и уезды цветущего Поволжья? Кто не помнит того ужаса и отчаяния, когда люди голодающих районов, всякими чекистскими бандами и заградилками (только подумать!) доведённые до крайности, в нашем двадцатом веке, в христианской стране, дошли до людоедства, до пожирания собственных детей, до пожирания трупов своих соседей и ближних! Только будущая история и наука оценят во всей полноте всю изуверскую деятельность этой «спасительницы народов» — РКП.
ГАНИН, Алексей Алексеевич (28.07.1893, деревня Коншино, Кадниковский уезд, Вологодская губерния — 30.03.1925, Москва) — русский поэт и прозаик, родился в семье крестьянина. Первые свои стихи Ганин опубликовал в вологодской газете «Эхо» (1913). В 1914 году поэт пошёл в армию и получил назначение в Николаевский военный госпиталь в Петербурге. В 1916 году он познакомился с Сергеем Есениным, они стали близкими друзьями. В 1917 году Ганин, вместе с Николаем Клюевым, Сергеем Есениным и Орешиным, публиковался в альманахе левоэсеровской ориентации «Скифы». В 1920 году публикуется в имажинистском сборнике «Конница бурь». В 1920-1921 годах издаёт в Вологде миниатюрным изданием поэму «Звёздный корабль». В 1923 году Ганин переехал в Москву. У него практически никогда не было денег, тем не менее ему удалось выпустить одиннадцать сборников, изготовленных литографическим способом. В 1924 году в Москве вышла его последняя книга «Былинное поле». В первые годы после революции Ганин создал ряд антибольшевистских произведений: «России» (1918), поэмы «Сарай» (1917), «Былинное поле» (1917-1923), роман-притчу «Завтра» (1923). Осенью 1924 года Алексея Ганина арестовали по обвинению в принадлежности к «Ордену русских фашистов». Был расстрелян в подвалах Лубянки после жестоких пыток, которыми руководил начальник седьмого отдела СО ОГПУ Абрам Славотинский. Прах Ганина погребён на территории Яузской больницы
Примечание
- [1] Отрывок из стихотворения Пимена Карпова «В застенке Памяти А. Г.», написанного на смерть Алексея Ганина
- [2] По «делу русских фашистов», кроме Ганина, были арестованы ещё тринадцать человек: Пётр Чекрыгин, 23 лет, поэт // Николай Чекрыгин, 22 лет, поэт // Виктор Дворяшин, 27 лет, поэт и художник // Владимир Галанов, 29 лет, поэт // Григорий Никитин, 30 лет, поэт // Александр Кудрявцев, 39 лет, наборщик // Александрович-Потеряхин, 32 лет, литератор // Михаил Кротков, 44 лет, юрист // Сергей Селиванович Головин, 58 лет, врач // Борис Глубоковский, 30 лет, артист, литератор, режиссёр // Иван Колобов, 37 лет // Тимофей Сахно, 31 года, врач // Евгений Заугольников, 22 лет. (Полковник милиции Хлысталов писал, что «не попали в этот «союз злодеев» Иван Приблудный, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков и другие «крестьянские поэты» только потому, что их, как и Есенина, не оказалось в Москве. Кто подсказал Есенину срочно уехать в Баку, пока остается тайной)
- [3] Имеется в виду следующая история: как было изложено в газете «Рабочая Москва», в статье «Что у трезвого „попутчика“ на уме…» (номер от 22.11.1923): «Во вторник (20.11.1923) вечером под председательством В. Брюсова состоялось торжественное заседание, посвящённое пятилетию Всероссийского союза поэтов. После официальной части в клубе союза состоялась вечеринка. Почему на этой вечеринке не были поэты: П. Орешин, С. Есенин, С. Клычков и Ганин? Это ясно из нижеследующего. Около 10 часов вечера Демьяну Бедному на квартиру позвонил по телефону Есенин и стал просить заступничества. Дело оказалось в том, что четыре вышеназванных поэта находились в 47-м отделении милиции. На вопрос Демьяна Бедного, почему же они не на своём юбилее, Есенин стал объяснять: — Понимаете, дорогие товарищи, по случаю праздника своего мы тут зашли в пивнушку. Ну, конечно, выпили. Стали говорить о жидах. Вы же понимаете, дорогой товарищ, куда ни кинь — везде жиды. И в литературе все жиды. А тут подошёл какой-то тип и привязался. Вызвали милиционеров, и вот мы попали в милицию. Демьян Бедный сказал: — Да, дело нехорошее! На что Есенин ответил: — Какое уж тут хорошее, когда один жид четырёх русских ведёт. Прервав на этом разговор с Есениным, тов. Демьян Бедный дежурному комиссару по милиции и лицу, записавшему вышеназванных «русских людей», заявил: — Я таким прохвостам не заступник. Как нам стало известно, вышеозначенные юбиляры, переночевав ночь в милиции, были препровождены затем в ГПУ для допроса. Делу будет дан судебный ход. Так кончился пир бедою. А мы получили удовольствие узнать подлинные мысли четырёх «попутчиков», ибо, что у трезвого «попутчика» на уме, то у пьяных Есениных и Орешиных на языке. Нашим читателям рабочим и особливо пролетарским поэтам надлежит отсюда сделать соответствующие выводы, а редакциям, страницы коих украшаются великолепными произведениями вышеназванных юбиляров, мы подсказывать, что им делать, не будем: они, надеемся, сами решат этот вопрос». Два дня спустя по четырём поэтам ударило еще одно издание — «Рабочая газета». Там появилась статья Л. Сосновского «Испорченный праздник», где со всеми подробностями был описан дебош в пивной, устроенный Есениным и его приятелями. Понимая, что кампания против них набирает обороты, поэты бросились защищаться. Тридцатого ноября их открытое письмо появилось в «Правде». Разгорелся скандал со всевозможными разбирательствами и «товарищескими судами», и, наконец, шестнадцатого декабря «Правда» поставила точку. Газета сообщила, что товарищеский суд вынес вердикт, из которого следовало, что «поведение четырёх поэтов носило характер антиобщественного дебоша, что в милиции и на улице поэты позволили себе выходки антисемитского характера. За что поэтам было объявлено общественное порицание»
- [4] Источник: Елена Семёнова, «Алексей Ганин. Поэт-великомученик»
- [5] Там же
- [6] Полностью «тезисы» Алексея Ганина можно прочитать тут
Мне не понятно, зачем Ганин бедный крестьянский поэт выдвигал такие требования:
1.Восстановить в России права и титулы дворян
2. возвратить владельцам все конфискованные движимые и недвижимые собственности, как-то земли,фабрики, заводы и т. д.
3Разрешить возвращение эмигрантов.
Ганин выражал недовольство антикрестьянской политикой Советской власти того времени, разрушению деревни, милой его сердцу. Почитайте его стихи. А крестьяне были рады получить земли помещиков. Что касается идеи Великого земского собора, так об этом написано в уставе эмигрантской организации «Россия молодая». Кто-то подсунул Ганину Эти бумаги. А еще, Ганин в 1918 году добровольно вступил в Красную Армию и служил в госпиталях на Северной Двине, где шла война с интервенцией. Он защищал там Советскую власть. Националистом он был, но не фашистом