Шотландские лесоторговцы Каррики обосновались в России ещё в XVIII веке. Но при том, подданство не меняли и браки заключали на родине, в Шотландии. Так и отец Вильяма, Андрей Каррик в 1825 году вернулся из Санкт Петербурга в Эдинбург, где познакомился с 15-летней Джесси Лаудер, с которой вскорости и обвенчался. Первенец Вильям родился у них 23 декабря 1827 года. После его рождения Каррики вернулись в Россию, в Кронштадт, где прожили следующие 16 лет.
В 1844 году Каррики переехали в Санкт Петербург, а Вильям поступил в петербургскую Академию художеств на архитектурное отделение. В мае 1853 года, по окончанию курса, он просил Совет Академии художеств отправить его за границу и «удостоить… звания художника по архитектуре». Общим собранием Академии художеств ему присвоили звание «неклассного художника с правом производить строения».
В 1853–1856 годах Каррик жил в Риме, где в основном писал акварели. Именно там он впервые столкнулся с фотографией. Там же его охватила страсть, к которой он ещё вернётся — «собирать характерные лица (персоны)». В Риме он ещё только рисовал, известен его альбом — «итальянских типов».
В 1856 году, по семейным обстоятельствам, Вильям вернулся в Россию, где ему пришлось стать кормильцем всей семьи. Он зарабатывал акварельными портретами, параллельно работая ассистентом в фотоателье художника Ивана Гоха.
В мае 1857 года Вильям с младшим братом Джорджем уехали в Эдинбург, где Вильям принялся всерьёз изучать фотографию у известного фотографа Джеймса Танни. И уже в октябре 1857 года он вернулся в Санкт Петербург. Но не один, а с партнером — в Эдинбурге он познакомился с фототехником Джоном МакГрегором, которого уговорил поехать в Россию и открыть собственное фотоателье в Санкт Петербурге.
Таким образом в 1859 году в доме № 19 по улице Малая Морская, неподалёку от Исаакиевского собора, Каррик и МакГрегор открыли своё фотоателье
Впоследствие сын Вильяма Валерий Каррик писал:
Вся плеяда тогдашних крупных художников — Крамской, Ге, Шишкин, Коровин, Савицкий — были в той или иной степени близки к отцу. Немало пользовались снимками отца художники для вдохновения каким-нибудь пейзажным мотивом или для изображения движений…
Вероятно, именно работа с полотнами художников-передвижников подтолкнула Вильяма Каррика к жанровой и пейзажной фотографии. Таким образом на жизнь Вильям Каррик зарабатывал портретной фотографией и репродуцированием картин, а «для души» занимался жанровой и пейзажной фотографией. Он часто путешествовал по Петербургу и окрестностям с фотоаппаратом; а тяга к «серийности» привела к появлению первой серии фотографий, ставшей основой большой фотоколлекции «Русские типы» — серии «Петербургские типы» из почти 300 работ. В то время «репортаж» как жанр отсутствовал полностью: из-за слабой чувствительности фотопластинок требовался яркий солнечный свет и выдержка до нескольких минут, Каррик выступал не в роли репортера, выхватывающего момент, а в роли режиссера, выстраивающего сцену.
Так любивший «характерные типы» Вильям Каррик и сам был весьма колоритен — высокого роста 6 футов и 4 дюйма (193 см) и очень представительской внешности.
В начале 1860х годов у Вильяма Каррика появилась семья, однако официально он оформил свои взаимоотношения с Александрой Григорьевной Маркеловой лишь в 1868 году. Вильям несколько лет скрывал отношения от матери, нарушив все возможные традиции и устои: Маркелова была не из Шотландии, подданная Российской империи, у нее уже был сын от первого брака. Александра Григорьевна Маркелова (1832—1916) — русская переводчица, одна из первых в России журналисток, детская писательница, дочь коллежского советника. В Петербург переехала из Рязани, состояла под негласным надзором полиции, открыто заявляя о приверженности к идеям нигилизма. Участвовала в «Знаменской коммуне», организованной В. А. Слепцовым в Петербурге, Каррик усыновил сына Маркеловой – Григория. Так же у них родилось и два общих сына Дмитрий и Валерий. (Каррик познакомил жену с матерью только после рождения второго сына).
Между тем работы Каррика становятся известными и в 1869 случилась его первая выставка.
В поисках сюжетов Каррик и МакГрегор несколько раз выезжали в глубинку России. В 1871 году они отправились в фотоэкспедицию по Волге от Нижнего Новгорода до Симбирска и провели месяц в Симбирской губернии, обосновавшись в имении Н. М. Соковнина в Сенгилеевском уезде. За время первого пребывания в Симбирской губернии Каррик сделал более 200 фотографий крестьян во время пахоты, покосов, на ярмарках и деревенских праздниках.
Летом 1875 года фотограф отправляется в новое путешествие, уже без своего давнего друга и компаньона МакГрегора, который умер в 1872 году. Каррик посетил Симбирскую, Ярославскую, Тверскую, Костромскую, Казанскую и Нижегородскую губернии. Известны фотографии ярмарки, сделанные Карриком в Нижнем Новгороде.
В 1876 году Каррик получил звание фотографа Императорской Академии художеств. В здании Академии ему была предоставлена мастерская. Каррик был действительным членом Отдела светописи Императорского Русского технического общества.*
В 1876 году в Лондоне на международной выставке фотографии, а спустя 2 года — в Париже, коллекции Каррика были показаны вне конкурса. Отзывы были самые положительные, а на Парижской выставке члены жюри единогласно решили присудить автору медаль.
Вильям Каррик умер 11 ноября 1878 года в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких.
Самая большая коллекция его работ (около 200 фотографий) хранилась в Лондоне у Фелисити Эшби (Felicity Ashbee), родственницы фотографа, и по завещанию была передана в Русский архив города Лидса (Англия). В нашей стране более 70 работ Каррика хранятся в отделе эстампов ГПБ им. Салтыкова-Щедрина в Петербурге.
Фотогалерея «Русские типы», состоящая из 800-1000 работ, до наших дней представляет интерес не только для фотографов, но и историков и этнографов. По словам критика В. В. Стасова:
Это собрание отличается не только превосходным техническим выполнением, но и большим разнообразием материала и замечательной художественностью в выборе фигур и поз нашего городского и сельского простонародья…
РУССКОЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (РФО) — в 1894 г. в Москве было создано Русское фотографическое общество. Члены общества видели свою задачу в том, чтобы содействовать успехам в разработке и распространении художественных, научных и технических знаний по фотографии. Членом общества мог стать любой, подавший заявление общему собранию. Членский билет давал право на свободное фотографирование по всей России (кроме местностей, состоящих в ведении Дворцового ведомства или имеющих стратегическое значение), а также на льготное приобретение необходимых реактивов. РФО разместилось на Кузнецком мосту, в Пассаже Попова (позже братьев Джамгаровых). Заседания проходили в помещении общества еженедельно по средам, в 8 часов вечера. На них демонстрировались фотографические работы членов общества. Здесь же находились фотографический павильон, копировальня, комната для увеличения, лаборатории, музей, библиотека. Все это было открыто для посетителей зимой с 10 до 17 часов ежедневно, кроме вторника, летом — в те же часы и дни, кроме четверга, пятницы и субботы. РФО так же занималось организацией выставок, в том числе международных
Примечание
- * В 1866 г. было учреждено Императорское Русское техническое общество, а в 1878 г. создан V отдел общества — «по светописи и ее применению» — первое в России, по времени возникновения, фотографическое общество. Изучение и исследование фотографии как отрасли техники входили в круг занятий ИРТО почти с самого его учреждения