АвторМарина Алпатова

«Казачий круг», средневековая гравюра, фрагмент

«Казачий круг», средневековая гравюра, фрагмент

Мы привыкли ассоциировать символ, графически выраженный, как «полумесяц» исключительно с исламским миром. И уж тем более полностью присвоили его себе сами мусульмане. Между тем с «полумесяцем» всё очень не просто. Культура и средневековой Европы, и средневековой Руси буквально наводнена «полумесяцем» — он широко применялся и в церковной символике, и, как следствие, в алхимии, прочих науках, декоре. Но не будем ходить в Европу, да ещё в столь далёкие времена. Осмотрим лучше собственный дом. Полумесяц совсем не редкость в древнерусской символике, так очень интересны данные приведённые в работе «Восточные мотивы в миниатюрах радзивиловского списка», изданной Российской Академией Наук:

Полумесяцы на боевых русских щитах:
Щит с полумесяцем в войске Святослава Игоревича
Щиты с полумесяцем в войске Владимира Святославича
Полумесяц в щите (? или в блюде) у новгородца(?)
Щит с полумесяцем у Изяслава/Всеволода Ярославичей
Щит с арабеской и полумесяцем
Щит с арабеской и полумесяцем у Святославичей
Щит с арабеской и полумесяцем у Ростиславичей
Щит с полумесяцами у Изяслава
Щит с полумесяцами у Ольговичей
Щит с арабеской и полумесяцем у Долгорукого
Щит с арабеской и полумесяцем у Долгорукого
Щит с полумесяцами у Андрея Юрьевича Вышгородского…

Привычный крест на куполах православных храмов, так же часто имеет в своей нижний части знак полумесяца. Многие привыкли к этому, что даже не задумываются о том, что собственно говоря это значит. А многие, и вовсе ссылаются на «наследство татаро-монгольского ига». Ну а кто-то твердит, что была де когда-то «одна религия на всех», и было в ней и крест, и полумесяц, и звезда, и уж после она распалась на христианство, ислам, да иудаизм. Где правда? Откуда родом полумесяц в православной символике?

Когда известные всем Анатолий Фоменко и Глеб Носовский отправились за ответом на этот вопрос к сотрудникам исторического отдела Владимиро-Суздальского историко-архитектурного музея-заповедника, они услышали следующие версии:

Крест на куполе Дмитриевского собора (1197 г)

Крест на куполе Дмитриевского собора (1197 г)

1. Такая форма креста символизирует победу христианства над язычеством. И в основании не полумесяц, а стилизованное изображение чаши с зерном, которую язычники ставили на свои могилы.
2. Внизу действительно чаша, но не с зерном. Это сосуд, в который стекала кровь распятого Христа.
3. Полумесяц внизу символизирует так называемый «якорный» крест. Здесь подразумевается, что церковь — корабль спасения наших душ, а крест — её якорь.
4. Внизу не полумесяц, а ладья — символ Богородицы. И ладья эта соединяет собой «земное» и «небесное».
5. Полумесяц внизу — символ колыбели Христа.
6. Полумесяц в основании креста означает победу над Казанским царством, где, как известно, исповедовалось мусульманство.

Скажем сразу — версия происхождения полумесяца в основание креста, как намёка на победу над Казанью не выдерживает абсолютно никакой критики —Казань присоединил Иван Грозный в 1552 году, а полумесяцы красуются на русских соборах минимум с XII века.

Кстати, «полумесяц» широко использовался не только исключительно в храмовой символике, не менее широко представлен он и в русской геральдике.

И прежний вопрос? Откуда «исламский» знак в гербах русских городов? Мусульмане горделиво отвечают, что это де — «знак их извечной власти над русским миром», иными словами опять же следствие «татаро-монгольского» и прочих завоеваний. Но позвольте, а как и когда появился «полумесяц» у самих «детей Аллаха»? Ответ на этот вопрос давно уже дан, просто, к сожалению, не всем известен. Вот, к примеру, цитат из «Энциклопедии знаков и символов» Джона Фоли:

Примерно через тысячу лет после Константина, основатель турецкой мусульманской империи султан Осман одобрил полумесяц в качестве символа своей веры <…> когда войска «Мухамеда II» захватили Константинополь в 1453 году, полумесяц приобрёл два значения — как символ турецкой империи и как символ исламской веры…

Герб города Конотоп (Черниговской губернии)

Герб города Конотоп (Черниговской губернии)

В продолжение темы:

 Полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Димитриевский собор во Владимире (1197 г.) и другие. Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царску власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих…*

Опять же, в книге «Крест и круг. Из истории христианской символики» Б. А. Успенский отмечает:

Крест очевидным образом выступает, как символ Христа, тогда как луна в христианской традиции символизирует Богородицу. Такое толкование прямо соответствует каноническим текстам и поддерживается ими, текстам, где Христос называется «солнцем правды» или «солнцем праведным», а Богородица может ассоциироваться с апокалиптическим образом «Жены, облачённой в солнце, под ногами её луна, и на голове её венец из двенадцати звёзд».

Византийский крест с полумесяцем на каменном рельефе

Византийский крест с полумесяцем на каменном рельефе

Иллюстрацией к этому последнему образу может служить хотя бы виленская икона «Остробрамской Божьей Матери», где изображение Богоматери сочетается с полумесяцем (под иконой находится большой металлический полумесяц, на котором как бы стоит Богоматель) и её окружают 12 звёзд. Отсюда же объясняется и изображение Богоматери, стоящей на Луне…

С тем, что полумесяц исламский мир «взял от Византии» не спорят и сами мусульмане, на одном из мусульманских сайтов прямо сказано:

По поводу затронутой Вами проблемы заметим, что такие символы, как полумесяц и звезда, старее ислама на несколько тысяч лет. Информацию о происхождении этих символов получить трудно, но большинство источников сходятся на том, что эти древние астрономические символы использовались народами Средней Азии и Сибири при поклонении солнцу, луне и богам неба. Есть также сообщения о том, что полумесяц и звезда использовались в качестве символа карфагенской богини Танит или греческой богини Дианы.
Город Византия (впоследствии Константинополь и Стамбул) принял символ полумесяца. По одним сообщениям, его выбрали в честь богини Дианы, а по другим — в честь сражения, произошедшего в первый день одного из лунных месяцев, в котором римляне победили готов. Так или иначе, полумесяц был изображен на флаге города еще до рождения Христа.
Раннее мусульманское общество не имело символа. Во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) исламские армии и караваны в качестве опознавательного средства использовали простые одноцветные (обычно черные, зеленые или белые) флаги. В более позднее время мусульманские лидеры продолжали использовать простой черный, белый или зеленый флаг без обозначений, письма или символики.
Только в Османской империи полумесяц и звезда стали ассоциироваться с мусульманским миром. Когда турки в 1453 г. завоевали Константинополь (Стамбул), они приняли существующий флаг и символ города. Согласно легенде, основатель Османской империи, Осман, увидел сон, в котором полумесяц простерся от одного конца земли к другому. Приняв это за доброе предзнаменование, он захотел сохранить полумесяц и сделать его символом своей династии…

Остробрамская икона Божьей Матери

Остробрамская икона Божьей Матери

Интересно, что некоторые мусульмане  вовсе не хотят использовать полумесяц, как символ ислама. К примеру мусульманский ученый, Шейх Юсуф Эстес из Америки считает, что:

Полумесяц и звезда не являются символами ислама, но они использовались последней исламской династией — Османами. Османская империя считала нормальным использование звезды и полумесяца в качестве своих символов, а не символов ислама. Итак, звезда и полумесяц — это не часть исламской религии, поскольку ислам очень строго настаивает на понятии «нет богa помимо Аллаха, и нет никаких изображений». Поэтому предположение о санкции ислама на подобные [изображения] является ошибочным. Кроме того, если ислам запрещает изображения (статуи) людей, животных и любых созданий Аллаха, так что же говорить об использовании символа для ислама?..

Весь вышеизложенный материал является всего лишь «беглым обзором темы», но на наш взгляд, даже этот беглый обзор позволяет со всей определённостью заявить — ислам всего-лишь узурпировал древний христианский символ, а следовательно и относится к полумесяцу следует, как к «попавшему в плен», и нуждающемуся в избавление. Потому как:

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная крест накупольный с полумесяцем в солнце, под ногами её луна…

Говорится в Откровении Иоанна Богослова, а святоотеческая мудрость поясняет:

эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц — это ещё и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц — это и чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц — это и корабль церковный, ведомый Кормщиком-Христом; полумесяц — это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц — это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа…**

Слайдшоу | варианты использования символа полумесяца

alhimiyПОЛУМЕСЯЦ В ДРУГИХ ТРАДИЦИЯХ — в индуизме полумесяц один из атрибутов одного из верховных богов — Бога Шивы. Он носит полумесяц в своей прическе. Полумесяц и древний символ египетской богини Иштар. У древних египтян полумесяц считался символом процветания и роста. Во время греко-персидских войн этот символ перешёл в античном мире. В 339 году до нашей эры полумесяц стал символом Византии, а античную богиню Луны — Диану назвали покровительницей города. По одной из легенд, именно яркий свет прибывающего месяца спас Византию от вторжения Филиппа Македонского. Знак полумесяца так же широко использовался в алхимической символике

modal_quad ×

Примечание

  • * «Церковный вестник», июнь 2004 г. № 12(289).
  • ** «История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии» — Москва: Альманах «Жизнь вечная»
artpolitinfo_quad

политтехнология здесь и сейчас

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *