АвторТатьяна Дронова

скит

Великопоженский скит

Легенды и предания о местночтимых святых и поклонных местах Пижемского края (по материалам исследований нижнепечорских староверов-беспоповцев)

В настоящей статье будут рассмотрены и проанализированы материалы, относящиеся к пижемскому религиозному центру, значение которого связывалось с деятельностью Великопоженского скита. Связь с Выговским общежительством обеспечила высокий авторитет пижемским наставникам у русских и коми староверов Мезени, Верхней Пинеги и Печоры и после ликвидации скита, а самой Пижме — статус религиозного и культурного центра, развивающего книжность и грамотность, а также сохраняющего фольклорные и художественные традиции.

В настоящее время здесь по-прежнему популярны легенды и предания, раскрывающие представления пижемцев о первопредках, осваивавших их территории:

Когда пришли духовные отцы на Пижму, то тут даже не было и леса — гольна земля была. Ни птиц, ни зверей — никого не было. Только через много лет начал расти лес и появилась всякая живность…[1] // Первым на Пижму пришел старовер. Он был духовником. Он пришёл когда не было еще и реки Пижмы. Им было спущено 2000 ручьев небольшими каналами и река проложила русло. Святым Духом ему было приписано рыть канавы, что он и делал всю жизнь…[2]

Нарративы скорее относятся к числу легендарных историй, раскрывающих события пространственно–временного характера: условия существования переселенцев-староверов на момент прибытия их в северный край и их роль в процессе мироздания. Пижемцы убеждены, что до прихода христиан–староверов там не было жизни, и только благодаря неустанным молитвам духовников — неких божественных творцов — на Пижме зародилась жизнь. Для них такие тексты служат гарантией достоверности событий и, соответственно, обоснованием избранности пижемского культурного центра.

Ряд исторических преданий повествуют о драматическом событии — самосожжении насельников скита, произошедшим в 1743 г. Исследователями XIX — начала XX вв. упоминаются старообрядческие рукописи, содержащие сведения о самосожжении на Пижме. Н. Е. Ончуков, ссылаясь на приобретенную им «старообрядческую рукопись о самосожженцах в Печорско-Мезенском крае», свидетельствует, что по доносу мезенского крестьянина Артемия Ванюкова стало известно о существовании скита, и на Пижму был отправлен специальный отряд с целью обращения скитников в церковное православие. Насельники монастыря отвергли требования властей, заперлись в моленной и приняли смерть огнем[3]. Об этом пишет С.В.Максимов, ссылаясь на печорских авторов:

Скитники сожгося, и загорелся храмина, и бысть шум пламенной яко гром и пламень огненной в мгновенье ока охвати всю храмину, и тако сгорейший Иоанн Анкиндинович скончался огнем и с ним обоего пола мужского и женского числом 86 душ месяца декабря, в 7 день…[4]

По данным современных поминальных списков пижемских староверов, количество сгоревших варьируется от 70 до 110 человек[5]. В последний числовой показатель включены все христиане–староверы, принявшие мученическую смерть за веру в разных селениях Усть-Цилемского края (убиенные, задушенные, потопленные). Имена страдальцев вырезаны на деревянном щите в часовне в д. Скитская.

Протопоп Аввакум «страдальцевах за веру» ставит в один ряд со святыми:

С мученики в чин, со апостолы в полк, со святыми в лик, победный венец, сообщник Христу, Святей Троице престолу предстоя со ангелы и архангелы и со всеми бесплотными, с предивными роды вчинен…[6]

Староверы дополнили общерусский Синодик включением «за благочестие сожженных», рассматриваемых в различных регионах России, как местночтимых святых[7]. Христиане Сыктывкарской и Усть–Цилемской религиозных староверческих общин среди прочих погорельцев особо выделяют пижемских самосожженцев, а место гари почитают как святое.

О трагическом самосожжениии сложено множество преданий и легенд, смешанных с историческими фактами, которые устьцилема передают из поколения в поколение[8]. Легенды передают особенность религиозно–мифологического сознания устьцилемских староверов, по которому жизнь и смерть скитников оценивается как подвиг. В качестве примера приведу легенду об одном старце, получившем очищение через «огненное крещение»:

Старец попросил отпеть его живым, непоганенным, сам-от пошел в келью, где остановились прибывшие на Пижму из Архангельска солдаты, щэбы поимать староверов. Угощал их, допьяна напоил, ды и поджег дом-от, а сам с има осталсэ. С има и сгорел, раз уж общалсэ с бесами, он стал таким же…[9]

Ф.М.Истоминым на Пижме были записаны от крестьян предания о святости самосожженцев, которые впоследствии якобы были найдены «нетленными»[10]. Среди жителей д. Верховской (р. Пижма) наиболее распространенной является такая легенда:

На Пижмы был двоетажный скит и кака-ле шпиенка из Москвы пришла. Подсветила (подожгла — Т. Д.) нижный этаж, да и куды-ле опеть ушла. А скитники молились, дэк ихны души голубями да белыми лебедями на небеса полетели… [11]

В настоящее время самосожженцев по-прежнему чтут как местных святых: их имена первыми зачитываются на вселенских поминальных службах. В конце XIX в. на деревенском кладбище погорельцам были установлены два больших деревянных креста, один из которых к настоящему времени сильно обветшал и находится в полуразрушенном виде. Там же в 1977 г. П. П. Чупрова по овету возвела молитвенный амбарец. В 1990-х гг. была возведена часовня на месте сгоревшего скита, а в 2005 г. рядом установлен трехметровый восьмиконечный резной крест. Ежегодно на Троицу и на Иванов день к поклонному месту съезжаются староверы района и правят службы по усопшим скитникам.

Народная память запечатлела трагическую страницу из жизни великопоженцев и в названии некоторых природных объектов. В верховьях Пижмы на живописном берегу возвышается камень под названием Еленский страж и рядом течет одноименный ручей, история названия которых по–разному отражена в легендах пижемцев. Например, в с. Замежная записаны два различных сюжета. Первый:

Когда скитники горели и пыло (пламя — Т Д.) вышло наружу, из монастыря выпрыгнула девица Елена, превратилась в голубицу и упорхнула. Пролетела сколь туды, откуль пришли солдаты, и застыла в большущем камне на высоком берегу Пижмы. Так тот камень и зовут Еленским. Все, кто проезжает летом по реке, вспоминают сгоревших. Рядом с ним течет ручей, дек его тоже Еленским называют…[12]

Второй рассказ приводится как достоверный факт, доказывающий новгородское происхождение пижемцев:

Там (в Новгороде — Т. Д.) какой-то богатый хотел взять ее (Елену — Т. Д.) замуж, а она не захотела, вот и пошла с этими людьми сюда. Дэк вот этот богач послал солдат за ней. Староверы все заперлись в моленной, подожгли себя, но ей все же выпустили. У них подземный ход был выкопан и она по нему ушла к ручью. Выкопала там землянку и жила, молилась, а мужику не сдалась. Так вот и назвали Еленский ручей. Там и камень есть, тоже Еленским зовут…[13]

Некоторые жители Пижмы, рассказывая историю возникновения камня, поясняли: душу девицы Бог «обернул» птицей и отправил в рай, а тело превратил в камень, как память о сгоревших староверах. Есть и иная версия:

Скит горел и в окно выпрыгнула девушка Елена. И побежала прочь от этого места. Солдаты догонили ей у ручья. Отрубили голову, тело на клочья разрубили и выбросили в ручей. Девушка была рыжеволосая. С тех пор в ручье с ранней весны до поздней осени растет рыжая трава — как память о загубленной душе…[14]

Камень Еленский страж и место его расположения по праву можно отнести к числу сакральных объектов Пижмы, основанием чему служит непростое отношение к нему местного населения. О том же говорит и его пограничная функция в верховьях Пижмы: камень как бы разделяет «свою» и «чужую» (антихристову) территории.

Для местных промысловиков сакральность Еленского стража считается опасной. В прошлом пижемские охотники называли это место «страшным», поскольку ночью здесь, якобы, выходила из-за камня женщина в красном платке и пугала охотников. По уверению других рассказчиков, если во время не покинуть берег, то она может увести людей в лес и оставить там навечно. Таким образом, для пижемцев-богомолов природный объект является святыней и одним из центров поклонения, а промысловиками он воспринимается как источник угрозы для тех, кто занимается охотой в этих краях, т.е. табуированным местом. По–видимому, запрет на охоту был продиктован представлениями о святости земли, на которой недопустимы какие-либо профанные (хозяйственные) занятия — охота, собирательство и т. п. (ср. отношение к кладбищам). Не исключено, что версия о негативных проявлениях святыни является отражением маргинальных представлений: запрет на посещение староверами «запредельных» антихристовых земель, поскольку оттуда пришли солдаты с целью уничтожения веры святых отцов; переход символической границы означал сопричастность к еретикам. В настоящее время рядом с камнем установлен крест. Проезжающие по реке староверы останавливаются и выходят на берег поклониться «невинно убиенной девице».

Среди местночтимых святых Пижмы особо почитался инок Лаврентий, живший по преданиям, в период расцвета деятельности Великопоженского скита. Информанты д. Скитская, сообщая отрывочные сведения о жизни местночтимого святого, свидетельствовали, что старые люди (умершие) могли бы больше рассказать о нем; они почитали святого и верили в его спасительную силу. Сами же рассказчики сокрушаются, что не будь злополучных советских времен, они бы больше знали о нем. Немногочисленные сведения следующие:

Когда уже скит был, пришел старец Лаврентий проситься жить. Гоненья тогда были. Но духовные отцы его почему-то не приняли. Што ли колдуном его считали? Говорят, он людей лечил. Не знаю. Он неподалеку так и жил. А когда он умер, его захоронили через дорогу (от кладбища — Т. Д.) — раз уж непривечили его дэк. И в ту же ночь над могилой столбом свет запылал — святой, оказывается, был. И стали к могилке молится ходить…[15] // Лаврентий святой был. Пошшо-то его не со всеми захоронили, отдельно. Ему молятся, у кого глаза болят. Приходят летом на могилку, собирают ягоды и едят: просят здоровья. […] Дети некрешшоны умрут — за их молятся Лаврентию…[16]

Могила местночтимого святого Лаврентия действительно находится на некотором удалении от остальных захоронений. Место погребения его трудно-распознаваемо: земля на могиле осела, намогильный памятник и голбец разрушены, останки их сложены в могильную яму. Само место поросло малиной. Еще в 1970-е гг. к месту захоронения приходили старицы с ослабленным зрением и по традиции молились, собирали ягоды и ели. О чудесах исцеления я не зафиксировала ни одного рассказа. Информанты полагают, что молитвенник отвернулся от них, поскольку стали его забывать.

В настоящее время на Пижме происходит процесс обмирщения и падения уровня религиозной грамотности крестьян, но сохраняется потребность обращения к прошлому, предкам, олицетворяющим высокодуховное начало. Хочется верить, что память о страдальцах за веру будет вдохновлять и устремлять староверов, большая часть из которых считаются староверами лишь по принятию крещения по древнеапостольскому правилу, а не по нормам благочестия к молитвенному обращению и духовному обновлению.

dronovДРОНОВА, Татьяна Ивановна — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора этнографии. В 1989 г. закончила Сыктывкарский государственный университет и в том же году была приглашена в отдел этнографии, где занялась изучением традиционных обрядов русских староверов, проживающих в Усть-Цилемском районе Республики Коми. В 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Семейная обрядность устьцилемов». За период научной деятельности Т.И. Дроновой издано более 100 работ, среди которых 16 отдельных изданий и книг по истории и культуре Усть-Цильмы. Основные работы: Русские староверы-беспоповцы Усть-Цильмы: конфессиональные традиции в обрядах жизненого цикла (конец XIX – XX вв.). Сыктывкар, 2002 // Фольклор Усть-Цильмы. Сыктывкар, 2004 // Жили мы у бабушки, кушали оладышки. Детский фольклор Усть-Цильмы. Сыктывкар, 2006, (в соавторстве с Каневой Т.С) // Дети и детство в народной культуре усть-Цильмы. Сыктывкар. 2008 // Фольклор Усть-Цильмы: пословицы, поговорки, присловья. – Изд. 2-е. Сыктывкар, 2008 // Одежда староверов Усть-Цильмы: традиционные типы и функции в поверьях и обрядовой культуре. Сыктывкар, 2011 // Семья и брак староверов Усть-Цильмы: конфессиональные традиции в повседневной и обрядовой жизни (середина XIX – начало XXI вв.). Сыктывкар, 2013. Т.И. Дронова является автором этнографических фильмов об Усть-Цильме: «Русь Печорская» (2006 г.) // «Горка» (2008 г.) // «Усть-Цилёма и изьватас: диалог культур» (2009 г.). Фильм «Русь Печорская» удостоен Гран-При Международного фестиваля документальных фильмов о русских старообрядцах (г. Улан-Удэ, 2007 г.); диплома XI Международного фестиваля телевизионных программ и фильмов (г. Ханты-Мансийск 2007 г.); фильм «Горка» удостоен диплома III Международного мультимидийного фестиваля «Живое слово» (Г. Нижний Новгород, 2008 г.). Фильм «Усть-Цилёма и изьватас: диалог культур» в 2010 г. стал Победителем финно-угорского фестиваля «Тувейж» (Перекресток)

modal_quad ×

Примечание

  • Впервые статья была опубликована: Рябининские чтения – 2007; отв. ред Т.Г.Иванова // Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.
  • [1] Научный архив Коми научного центра Уральского отделения РАН, ф.5, оп.2, д.568, л.13 (далее – НА КНЦ УрО РАН).
  • [2] НА КНЦ УрО РАН, ф.5, оп.2, д.568, л.37.
  • [3] Ончуков Н.Е. Печорская старина // Изв. Отд-ния рус. яз. и словестности имп. АН. 1905. Т.10, кн.3 С.225.
  • [4] Рассказы из истории старообрядчества по раскольничьим рукописям, переданные С.В.Максимовым. СПб., 1861. С.162.
  • [5] НА КНЦ УрО РАН, ф.5, оп.2, д.568, л.22.
  • [6] Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979. С.166.
  • [7] См. об этом: Пыпин А. Н. Сводный старообрядческий Синодик: Второе издание Синодика по четырем рукописям XVIII–XIX вв. СПб., 1883 (Памятники древней письменности и искусства; Вып.44).
  • [6] См. об этом также: Канева Т.С., Матвеева Л.Е. Устные рассказы о Великопоженском ските в усть–цилемской фольклорной традиции // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы VII международной научной конференции / Музей истории и культуры старообрядчества. Боровский историко-краеведческий музей. М., 2005. Т.2. С.234–240.
  • [9] НА КНЦ УрО РАН, ф.5, оп.2, д.568, л.18.
  • [10] Истомин Ф.М. Предварительный отчет о поездке в Печорский край летом 1890 года // Изв. имп. Русского географического общества. СПб., 1890. Т. 26. С. 446.
  • [11] НА КНЦ УрО РАН, ф.5, оп.2, д.568, л.22.
  • [12] НА КНЦ УрО РАН, ф.5, оп.2, д.568, л.14.
  • [13] Там же, л.42–43.
  • [14] Там же, л.43.
  • [15] Полевые материалы автора (далее: ПМА). Записано от П.П.Чупровой 1926 г.р., в с.Усть–Цильма в 1998 г.
  • [16] ПМА. Записано от Н.И.Поташовой 1932 г.р., в д.Скитская в 2005
artpolitinfo_quad

староверие Руси

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в староверие Руси
искры рая
Видения потустороннего

В рукописных сборниках и отдельных списках XVIII-XX вв. нередко встречаются тексты, рассказывающие о видениях потустороннего...

Закрыть