АвторРедакция сайта

Царь Алексей Михайлович, перое представление в Комедийной хоромине

гравюры из книги Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», Составил и издал П.В. Синицын. Москва, Т-во И. Кушнерев, 1895. 194 стр. Рисунки художника М.В. Нестерова, гравировал рисунки А.С. Янов

В 1656 году царь Алексей Михайлович прибыл к войскам в Полоцк. Его посещение города сопровождалось пышными торжествами, в состав которых входили «декламации», сочинённые ученым монахом Симеоном Петровским-Ситниановичем — Полоцким[1]. Следующая встреча Симеона Полоцкого с царём произошла лишь в начале 1660 года в Москве.
После того как ученики Полоцкого в 1660 году исполнили в Москве панегирическую приветственную декламацию, царь поручил английскому «комиссариусу и резиденту» Ивану Гебдону[2] привезти из-за границы среди прочих специалистов также и «мастеров комедию делать». В результате этой миссии, по свидетельству английского дипломата при русском дворе Карлейля, в 1664 году, в Москве, в отведённом ему доме на Покровке, был показан спектакль, «продолжавшийся несколько часов и доставивший иностранцам большое удовольствие». Вероятно этот спектакль, содержание которого неизвестно, не был ни первым, ни последним. Связь Посольского дома с театральными начинаниями при царском дворе продолжалась и позднее. Так же русские дипломаты доносили царю о виденных ими в 1658 и 1668 годах спектаклях во Флоренции и Париже.

В Москве спектакли стали ставить у бояр и в наскоро оборудованных комедийных хороминах. Как только был построен Измайловский дворец (он строился с 1665 до 1669 года), в нём так же начались представления. Документально известно, что бывший царский певчий, одно время обучавшийся латинскому языку у Симеона Полоцкого, Василий Репский под руководством художника Петра Энглеса в течение трёх лет (1669-1672) писал в Измайлове «перспективы и иные штуки, которые надлежат… к комедии». Большую роль в развитие русского придворного театра сыграл боярин Артамон Матвеев. Он содержал музыкантов из своих дворовых людей, которые выступали и перед царем. Познакомившись с театрально-декорационной работой Репского в Измайлове, Матвеев взял его к себе, и Репский за время с 1672 по 1676 год «у него многажды на комедиях на органах и скрипицах» играл. По свидетельству датского посланника Монса Гея:

этот первый министр (боярин Матвеев) больше всего был занят тем, что заставлял играть комедии, вплоть до того что сам выступал на сцене, чтобы между игравшей молодежью был порядок…

Считается, что именно А. Матвеев посоветовал царю использовать для организации придворного театра в 1672 году специалистов, а затем давал направление придворному репертуару.
Так или иначе, но 15 мая 1672 года царь приказал полковнику Николаю фан Стадену, ехать в Курляндию к «Якубусу князю», «приговаривать великого государя в службу … 2 чел. трубачей самых добрых и ученых, 2 чел., которые б умели всякие комедии строить». Как считают исследователи, царь имел ввиду не актёров, а организаторов дела (режиссеров). Однако Стаден задержался и Алексей Михайлович, не желая того ждать, велел подыскать в Москве подходящего для осуществления «комедий» человека. Царю указали на пастора московской немецкой кирхи Иоганна Готфрида Грегори[3], и 4 июня 1672 года царь предписал ему:

учинить комедию, а на комедии действовати и из Библии книгу Эсфирь и для того действа устроить хоромину вновь…

В это время и появилась Комедийная хоромина — первое театральное здание в России, предназначенное для театральных представлений. Оно было построено в 1672 году в летней резиденции царя Алексея Михайловича в селе Преображенском близ Москвы. И. Г. Грегори собрал и обучил около 60 молодых людей, бывших в основном «московскими природными иноземцами» (то есть родившимися и жившими в Москве); лишь несколько главных ролей исполняли приглашённые иностранные профессиональные актёры. Пьеса была первоначально написана по-немецки, а потом переведена на русский язык. Репетиции проводились на двух языках.
17 октября 1672 года состоялось первое представление придворного театра. Спектакль «Есфирь»[4], или «Артаксерксово действо», имел большой успех. Он состоял из семи действий с прологом и эпилогом. и длился десять часов подряд без антракта. Летописец в «Кронике» пишет:

На Москве, в Преображенском селе учинена была комедия по библийному писанию древних в подобие бытей … о царице Езвирь, како упроси у царя своего весь род свой израил-теский от посечения меча и болярина своего Мардохана от смерти избави, ему же древо приготови Аман, болярин царев, по упрошении же царь на том древе повеле Амана обвести пред враты дому его…

В 1672-1676 годах театр регулярно играл при царском дворе и «комедий»[5] прочно вошли в придворную жизнь. Спектакли при дворе давались дважды в год — в ноябре и в конце января — начале февраля. Русские оригинальные пьесы постепенно завоевывали в репертуаре господствующее положение, а репертуар в целом принимал всё более светский характер, что сказалось и на выборе руководителей: сперва Грегори (1672-1675), затем Гюбнер (1675) и, наконец, Чижинский (1675-1676). Кроме «Комедийной хоромины» в Преображенском, было выстроено ещё одно театральное помещение в Кремле — над придворной аптекой.
«Комедийная хоромина» в Преображенском была общей площадью 90 кв. саженей. Зрительный зал обит красным и зелёным сукном. На деревянных скамьях, расположенных амфитеатром, и на сцене размещались зрители. Царское место находилось впереди всех других и было обито красным сукном. Для царицы и царевен устроены особые места — «клети», нечто наподобие лож, отделённых от зрительного зала решёткой. Сцену и зал разделяли перила. Сцена занимала около 55 кв. саженей, то есть больше половины всей площади здания. Такое соотношение определялось необходимостью давать постановочно эффектные спектакли, требующие большой пышности и, соответственно, сценического места. Для изготовления костюмов и бутафории применялись ценные материалы: горностаевые меха, дорогие сукна, атлас, шелка, кружево. В спектакле применялись звуковые и световые эффекты — «стреляние», «ракеты», «огненная молния». Использовалась в ряде спектаклей и достаточно сложная бутафория — в ряде из них появлялись «человечьи головы», то есть бутафорские отрубленные головы. Уровень сценической техники был достаточно высок, известно, что на сцене появлялось движущееся чудовище — Змей. Спектакли оформлялись живописными декорациями, которые располагались по кулисной системе, с применением перспективных задников. Оповещалась придворная публика о начале спектакля «нарочными сокольниками» и «стремянными конюхами».

И. Г. Грегори

Иоганна Готфрида Грегори, первой руководитель Комедийной хоромины

Основная часть пьес, поставленных на сцене «Комедийной хоромины», была связана с библейскими сюжетами и проникнута христианской моралью. Спектакли часто начинались с обращения к царю, как главному зрителю. Он прославлялся как «мощнейший во всей вселенной», Бог хранит его царство, которое есть «ограда всему христианству», а люди, находящиеся под покровительством Бога, непобедимы. И далее шло прямое обращение:

Зри, великий царь… изъяснится в комедии сие…

Так как для регулярной работы театра требовались актёры была открыта русская театральная школа. Она была одним из первых театральных учебных заведений Европы. Ученики школы (русские и иноземные) были в то же время исполнителями в спектаклях придворного театра. В 1673 году была организована русская труппа из двадцати шести подьяческих и мещанских детей. Сами участники представлений называли себя «неискусными и несмышлеными отрочатами», а свое участие в спектаклях — «детским действием». Сохранились имена некоторых русских актёров. Это подьячие Михаил Белянинов, Кузьма Журавлев, Алексей Зверев, Исайя Ляпин, Иван Владиславлев и, кроме того, отроки: Василий Мешалкин, Лука Степанов, Тимофей Максимов, Иван, Николай и Родион Ивановы, Тимофей Блисов, Василий Смольский и прочие. Женские роли исполнялись мужчинами. Иноземцы содержались гораздо лучше, нежели русские актёры — оплата их труда была более высокой, русские же актёры бедствовали. До нас дошла челобитная группы актеров Алексею Михайловичу. Васька Мешалкин с товарищами обратился к царю с таким заявлением:

По твоему великого государя указу отослали нас, холопей твоих для научения комедийного дела, а твоего великого государя жалования, корму нам, холопем твоим, ничего не учинено, и ныне мы, холопи твои, платьишком ободрались, и сапожишками обносились, и пить-есть нечего, и помираем мы, холопи твои, голодного смертию Милосердный государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа великия и малыя и белыя России самодержец! Пожалуй нас, холопей своих, вели, государь, нам свое великого государя жалование на пропитание поденной корм учинить, чтоб нам,холопем твоим, будучи у того комедийного дела, голодною смертью не умереть…

Вероятнее всего, что учителя-иноземцы обучали актёрскому мастерству опираясь на манеру исполнения, принятую в немецком театре XVII века. Актер должен был «представлять»аффектированно и театрально все признаки страстей и чувств, коими наделен был его герой.
Итересно, что кроме спектаклей при дворе в 1675-1676 годах не раз устраивались цирковые зрелища, а так же балеты. Сохранились данные об одном из таких балетных спектаклей. Назывался он «Орфей». Балет начинался прологом, прославляющим мудрость и добродетель Алексея Михайловича, а затем следовали танцы на фоне живописных «преспектив». Вероятно таких балетных представлений состоялось несколько.

«Комедийная хоромина» Алексея Михайловича просуществовала всего четыре года[6]. Зимой 1676 года Алексей Михайлович скончался и на престол вступил Федор — сын Алексея Михайловича от первого брака, который уже 15 декабря 1676 года издал указ:

Над Аптекарским приказом палаты, которые заняты были на комедию, очистить, и что в тех палатах было, органы и перспективы и всякие комидийньте припасы — все свезть на двор, что бывал боярина Никиты Ивановича Романова…

Главный зачинщик «комедии», боярин Артамон Матвеев был сослан в Пустозёрск. Из всех его соратников при дворе удержался только один — Симеон Полоцкий. Полоцкий вероятно был весьма хитёр и дальновиден, Перед самым закрытием «хоромины», он написал «Комедию — притчу о блудном сыне», в которой, осуждал всякие науки и призывал «не полагаться на свет разума, а слушать наставления старших», что пришлось по сердцу Фёдору Алексеевичу и его приблежённым.

polozkiyСИМЕОН Полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович) (1629, Полоцк — 25.08.1680, Москва) — русский общественный и церковный деятель, публицист, поэт. Образование Симеон получил в Киево-Могилянской академии, в 1648 году он начал писать стихи на польском, белорусском, украинском языках. В 1656 году Симеон принял монашество в Полоцком Богоявленском монастыре. В 1664 году он переселился в Москву; с 1667 года был учителем царевича Алексея Алексеевича, а после его смерти — царевича Федора Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны. Богословский трактат Симеона Полоцкого «Жезл правления» (1667) был направлен против патриарха Никона и вождей раскола. В 1678 году Симеон организовал в Кремле типографию. В русскую литературу Симеон Полоцкий вошел как поэт, драматург, публицист; автор сборников проповедей «Обед душевный» (1681), «Вечеря душевная» (1683), рукописных сборников стихов «Вертоград многоцветный» (1678), «Рифмологион» (1678-1680), стихотворного перевода Псалтыри — «Псалтырь рифмотворная» (1680), стихотворной пьесы «Комедия притчи о блудном сыне» , трагедии «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» , восхваляющей царя Алексея Михайловича и обличающей правителя-тирана (библейского царя Навуходоносора) . Симеон Полоцкий пользовался силлабическим стихом; явился основоположником в русской литературе поэтического и драматического жанров

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составление публикации были использованы материалы: лекции по истории театра (ВГИК); Cмолина К. А. «Сто великих театров мира»; Богоявленский С. К. «Московский театр при царях Алексее и Петре», М., 1914 и другие открытые источники
  • [1] Симеон Полоцкий (1629, Полоцк — 25.08.1680, Москва) — русский общественный и церковный деятель, публицист, поэт (подробнее см. справку выше)
  • [2] Гебдон, Иван — англичанин, торговец по профессии, переселился в Москву около 1647 году и вел торговлю икрой, смолой, хмелем. В 1652 году был послан, совместно с Иваном Лентом, в Австрию, Голландию и Италию для приобретения «узорочных товаров» и для приглашения в царскую службу «добрых искусных людей». В 1656 году был послан вторично в Венецию с тою же целью, а в 1658 году в Голландию для закупки военных припасов и для приглашения искусного генерала. Из Голландии и Англии Гебдон отправил в Москву «на несколько сот тысяч рублей товаров и многих нанятых на царскую службу ратных людей». Находясь в Англии в 1662 году, он должен был оказать содействие русскому послу Желябужскому, приехавшему поздравить Карла II Стюарта, но уклонился от этой обязанности и даже интриговал против Желябужского. В 1664 году Гебдон приехал в Москву уже в качестве представителя английских интересов. Умер в Англии между 1665-1667 годами — (прим. редакции)
  • [3] Грегори, Иоганн (Яган) Готфрид (1631, Мерзебург — 1675) — пастор московской немецкой слободы при Алексее Михайловиче, один из организаторов и режиссёров первого придворного театра в России. Грегори был офицером шведской и польской армии, появился в Москве в 1658 году и первое время состоял учителем московской немецкой школы. Он отличался образованностью и в особенности красноречием. В самом начале 60-х годов Грегори отправился в Вену для получения степени магистра наук. Но так как один из видных иностранцев в России, генерал Бауман, настаивал на том, чтобы Грегори возглавил новую кирху в московской Немецкой слободе, то он был рукоположен в пасторы (1662), после чего возвратился в Москву — (прим. редакции)
  • [4] И. Забелин в середине XIX века отметил сходство сюжета «Комедии об Эсфири» с судьбой Натальи Кирилловны Нарышкиной. По его мнению пьеса была направлена в защиту воспитателя царицы, боярина А. Матвеева. Так же, так как в «предисловии» высказывалось пожелание царю одержать победу над врагом, очевидно, что эта пьеса была связана и с начавшейся войной с Турцией— (прим. редакции)
  • [5] «Комедиями» тогда назывались любые спектакли, жанровые деления появились позже — (прим. редакции)
  • [6] Всего девять «комедий» было поставлено на сцене этого театра: «Артаксерксово действо» (1672), «Комедия о Товии-младшем» (1763), «Олоферново действо» (1674), «Темир-Аксаково действо» (1675), «Егорьева комедия» (1675), «Комедия об Адаме и Еве» (1675), «Комедия об Иосифе» (1675), «Комедия о Дабиде с Галиадом» (1676), «Комедия о Бахусе с Венусом» (1676). Из всех пьес, что составляли репертуар театра, сохранились только «Артаксерксово действо» и «Олоферново действо» — (прим. редакции)
artpolitinfo_quad

Москва, стёртая с карт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее:
Валерий Болотов | У нас нет достаточных сил для полного изгнания иностранного агрессора с нашей земли

В самопровозглашенной Луганской Народной Республике (ЛНР) 22 мая введено военное положение. Объявлена всеобщая мобилизация мужчин от...

Вячеслав Мальцев о честной политике, волжских корнях и своей готовности стать президентом

В конце июля Юрий Горский, главный редактор сайта «АртПолитИнфо», съездил в русский город Саратов и побывал...

Закрыть