Сергей Рахманинов, «Остров мёртвых» — симфоническая поэма (op. 29). Дрезден, 1908—1909 гг.
Поэма открывается картиной моря: как будто перекатываются тяжелые волны в мерном и необычном пятидольном ритме (низкие струнные, арфа, литавры). У виолончелей появляется небольшой мелодический отрывок, который повторяется вновь и вновь, переходит к альтам, а затем скрипкам, передавая это бесконечное движение волн. Кажется, будто лодка Харона везет в царство мертвых погибшие души: слышатся всплески под веслами, время от времени прорезаются горестные возгласы, всплывают отдельные интонации сурового средневекового напева Dies irae — День гнева. Они будут пронизывать и далее музыкальную ткань, все время напоминая о Страшном Суде, но сформируются в интонационно отчетливое начало напева лишь в конце основного раздела поэмы.
Нарастает напряжение, словно приходит в волнение морская стихия, затем спадает, и все тяжелее перекатываются волны. Наконец прекращается мерное движение: лодка Харона причалила к Острову мертвых. Центральный раздел поэмы начинается нежной, порывистой мелодией в прозрачном, с тремоло скрипок, звучании высоких струнных и деревянных. «Она должна быть огромным контрастом ко всему остальному, — объяснял Рахманинов. — Ее надо исполнять быстрее, более нервно и эмоциональнее: так как это место не связано с образом «картины», оно в действительности своего рода дополнение к ней, и поэтому контраст чрезвычайно необходим. Сначала — смерть, потом — жизнь». Мелодия развивается длительно, доходя до колоссальной кульминации на фортиссимо tutti. Ее обрывают тяжелые, страшные в своей непреложности аккорды с тянущимся «послезвучием» валторн. И тихо, на фоне зловещего шелеста тремолирующих скрипок, интонируется начало (первые четыре звука) Dies irae (кларнеты). На него накладывается тот же отрывок в увеличении у валторн. Все застывает в мертвенном оцепенении. В последний раз у гобоя звучит нежная тема жизни и исчезает, уступая место плавно катящимся волнам. Сильно сокращенная, звучит музыка начала поэмы. *
РАХМАНИНОВ, Сергей Васильевич (1.04. 1873, имение Онег, ныне Новгородская область — 28.03.1943 года, Беверли Хиллз, Калифорния, США ) — русский композитор, пианист и дирижер. Родился в дворянской семье с давними музыкальными традициями (его дед Аркадий Александрович Рахманинов (1808-1881), был известен как автор салонных романсов). Начал систематически учиться музыке в пятилетнем возрасте. Среди произведений Сергея Рахманинова, написанных им в годы учебы, — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1891, 2 редакция, 1917), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (по Алексею Константиновичу Толстому, 1991). В 1891 году С. Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью как пианист, а в 1892 году — как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» по поэме Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы» (1892, поставлена в Большом театре в 1893). Пишет ряд романсов на стихи русских поэтов. В 1895 году Сергей Васильевич Рахманинов сочинил Первую симфонию, премьера которой обернулась крупным провалом. Рахманинов воспринял происшедшееболезненно и на несколько лет отошел от сочинения музыки, сосредоточившись на исполнительской деятельности. В сезоне 1897-1898 годов С.В. Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперы российского промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова; тогда же началась его международная исполнительская карьера (первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899 году). В 1898-1900 Рахманинов неоднократно выступал в ансамбле с русским певцом Федором Ивановичем Шаляпиным.К началу 1900-х годов Сергею Рахманинову удалось преодолеть творческий кризис. Последовавшие за этим полтора десятилетия стали самыми плодотворным в его биографии — Второй концерте для фортепиано с оркестром, Соната для виолончели и фортепиано, кантата «Весна» на стихи русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, Симфония №2, и Концерт №3 для фортепиано с оркестром, симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца Арнольда Беклина. В 1904-1906 годах Сергей Рахманинов работал дирижером Большого театра, где его «специальностью» были оперы русских композиторов 19 века. В 1910-х годах Рахманинов уходит в духовную русскую музыку — Литургия святого Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). В 1913 году была написана монументальная поэма «Колокола» на стихи американского писателя-романтика и критика Эдгара Аллана По В декабре 1917 года Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 году он вместе с семьей поселился в США. Последние 25 лет Рахманинов вел жизнь странствующего пианиста-виртуоза. В течение первых девяти лет эмиграции Рахманинов не написал ни одного нового произведения; затем появились Концерт №4 для фортепиано с оркестром, «Три русские песни» для хора и оркестра, Вариации на тему Корелли для фортепиано, Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром, Симфония №3) и «Симфонические танцы» для оркестра
Примечание
- О картине А. Бёклина «Остров мёртвых», которая вдохновила Рахманинова, можно узнать на нашем сайте (см. «Остров мёртвых | Арнольд Бёклин»).
- * Отрывок из статьи Людмилы Михеевой