АвторАрнольд Бёклин

Becklin

Картина должна о чем-то повествовать, побуждать зрителя к размышлениям, подобно поэзии, и производить впечатление, подобно музыкальной пьесе… Арнольд Бёклин
Арнольд Бёклин | Гендель, Сарабанда

fedotova

Если считать, что главной чертой романтика, согласно словам Гёте, является его мировосприятие, то Арнольд Бёклин был подлинным романтиком. И если искать аналогии Бёклину, его национально-самобытному искусству, то это конечно Франсиско Гойя и немецкие живописцы-романтики, традиции искусства которых Бёклин передал XX столетию… Елена Федотова
А. Бёклин

Третий вариант картины А. Бёклина «Остров мертвых. 1883 г.

Жизнь «Острова мёртвых»

Принято считать, что в основе «Острова мёртвых» Бёклина лежит античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове. На картине Остров мёртвых омывают пустынные зеркальные воды Стикса. Посредине он представляет из себя вогнутую стену и чем-то напоминает амфитеатр. На острове есть постройки, которые похожи на склепы с окнами. Также здесь растут кипарисы, которые считаются символами смерти и часто высаживаются на кладбищах. К острову приближается лодка, в которой Харон, облачённый в белую мантию перевозит душу.
Историки искусства ни раз задавались вопросом о том, какой именно остров вдохновил Бёклина. Отвесные светлые скалы «Острова мёртвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов близ Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь. Многие ассоциируют картину с островом-кладбищем Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине.
Обычно Бёклин не давал названий своим работам, но название «Остров мёртвых», скорее всего, принадлежит самому художнику: в апреле 1880 г. он писал из Флоренции заказчику картины, меценату Александру Гюнтеру, что «Остров мёртвых» («Die Toteninsel») скоро будет закончен. Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грёз» («Bild zum Träumen»). Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго. Интересно, что стоящая в лодке фигура в белом саване и саркофаг перед ней отсутствовали в первом и втором вариантах картины и были дописаны художником немного позднее. Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвёртой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны). В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге.
Бёклин не копировал свою картину: он каждый раз по-новому разрабатывал сюжет, сохраняя основу композиции, но меняя размеры, технику, цветовую гамму, освещение и находя новые оттенки настроения — от сумрачной безнадёжности до просветлённого трагизма.
После того как в 1855 г. известный график Макс Клингер создал офорт, воспроизводящий третий вариант «Острова», а владелец картины Фриц Гурлитт выпустил этот офорт огромным тиражом, «Остров мёртвых» завоевал всю Европу. Его автор стал, если пользоваться современными терминами, культовой фигурой — в честь художника был даже назван изящный типографский шрифт «Бёклин» с характерными признаками югендстиля. По свидетельству современника, на рубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Бёклина».
И не только немецкой. Знаменитая репродукция украшала кабинет Зигмунда Фрейда в Вене, и тот упоминал Бёклина в своих лекциях. Она висела даже над кроватью в комнате В. И. Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно, принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту). На фотографии столовой выдающегося французского политика Жоржа Клемансо мы видим всё тот же офорт.
Вероятно меланхоличность «Острова» отражала те настроения в обществе, которые принято обозначать словом «декаданс» — мрачные предчувствия и жадность к потустороннему. В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мёртвых» был вполне уместен. Картина воспринималась современниками как реквием, как прощание с привычной культурой.
Магическая атмосфера «Острова» ни раз привлекала авангардистов. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы. Создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы» (1932).
Бёклин был кумиром и в России. По словам Кузьмы Петрова-Водкина, репродукции с картины Бёклина «разбросились и до нашей провинции и развесились по комнатам передовой молодежи». Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). «В живописи люблю больше всего Бёклина», — говорил Леонид Андреев. Валентин Серов в 1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски». Бёклину воздавали хвалу в своих рецензиях Игорь Грабарь и Максимилиан Волошин, Александр Бенуа и Анатолий Луначарский. Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мёртвых» (всего в 1890—1910 гг. в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной).
И хотя Владимиру Маяковскому Бёклин был скорее неприятен, он всё же отозвался на «моду»: «Со стенки на город разросшийся Бёклин // Москвой расставил «Остров мёртвых» ( поэма «Про это» (1923).
Впоследствии над Бёклином смеялись Ильф и Петров в «Двенадцати стульях»: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина «Остров мёртвых» в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мёртвых — узнать было уже невозможно». Картина упоминается в романе «Машенька» Владимира Набокова.
Позже поклонником Бёлина становится Адольф Гитлер, считая его:

наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», близкого в этом Ницше и Вагнеру…

В 1933 г. Гитлер купил третью версию «Острова мёртвых» (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала рейхсканцелярию в Берлине. Сохранилась фотография, сделанная 12 ноября 1940 г., на которой Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне картины Бёклина.
И уже в наше время Роджер Желязны под впечатлением от Бёклина написал роман «Остров мёртвых». На основе картины были даже сняты два фильма: американский фильм «Остров мёртвых» 1945 года и российский фильм-коллаж «Остров мёртвых». Также этот остров присутствует в аниме «Тёмный дворецкий» и в манге «Необыкновенная история острова Панорама». А в Москве, на Введенском немецком кладбище, есть старая заброшенная могила, на ней памятник с хорошо сохранившейся мозаикой-копией «Острова мёртвых».

Арнольд Бёклин. Автопортрет.1873 г.БЁКЛИН, Арнольд (16.10.1827, Базель, Швейцария — 16.01.1901, Сан-Доменико-ди-Фьезоле, Италия) — швейцарский живописец, график, скульптор; один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века. Учился в Академии художеств в Дюссельдорфе (1845—1847), затем в Мюнхене. В 1850—1857 работал в Риме. В 1860—1862 был профессором в Академии художеств в Веймаре. Последние годы работал попеременно в Базеле и в Италии. Картины Беклина, яркие и резкие по цвету, написаны главным образом темперой. Главной темой их является  сгущающийся мифологический мир, немного нарочито мистический

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: Е. Д. Федотова, «Арнольд Бёклин» (серия «Мастера живописи. Зарубежные художники») // М. Аграновская «Арнольд Бёклин. «Остров мёртвых»
artpolitinfo_quad

живопись

1 Комментарий

  1. Мария Елисеева:

    НЕ раз – учите русский!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *