Дмитрий Шостакович, опера «Нос», 1927 — 1928
Нос — первая опера Дмитрия Шостаковича. Была написана в 1927-1928 годах по одноимённой повести Николая Гоголя. Как писал сам Дмитрий Шостакович:
Музыка в этом спектакле не играет самодовлеющей роли. Здесь упор на подачу текста. Добавлю, что музыка не носит нарочито пародийной окраски. Нет! Несмотря на весь комизм происходящего на сцене, музыка не комикует. Считаю это правильным, так как Гоголь все комические происшествия излагает в серьезном тоне. В этом сила и достоинство гоголевского юмора. Он не острит. Музыка тоже старается не острить…
Опера написана в стиле омузыкаленной речи, стилистика сочинения чистый гротеск. Сюжет близок к повести Гоголя с добавлением ряда эпизодов (в т. ч.«поимки носа», беседы Ковалева с Ярыжкиным, персонажем, отсутствующим в тексте у писателя). Значительное место в опере отведено ансамблям (октет дворников, квартет Ковалева, Ярыжкина и Подточиных и др.). В опере много эпизодических ролей, что связано со своеобразным «кинематографическим» (монтажным) стилем развития сюжета. Опера вызвала огромный интерес при первой постановке, однако вскоре подверглась официальному осуждению и долгое время не исполнялась. После более чем 25-летнего перерыва она была с успехом поставлена в 1954 г. во Флоренции режиссером Э. де Филиппе. В 1974 г. состоялось возобновление и на отечественной сцене — в московском Камерном музыкальном театре под управлением Г. Рождественского, в постановке Б. Покровского. 10 апреля 2004 г. состоялась премьера «Носа» в Мариинском театре под управлением В. Гергиева, в постановке Ю. Александрова.
Действие первое.
Вступление. Иван Яковлевич бреет Ковалёва.
Картина первая. Цирюльня Ивана Яковлевича. Иван Яковлевич проснулся и завтракает. Неожиданно в хлебе он обнаруживает нос. Прасковья Осиповна закатывает скандал. Вдруг становится темно, в темноте виден призрак квартального надзирателя, затем становится снова светло. Прасковья Осиповна настаивает, чтобы Иван Яковлевич немедленно унес нос из дома.
Картина вторая. Набережная. Иван Яковлевич пытается выбросить нос, но постоянно встречает знакомых. Наконец у него получается швырнуть нос в реку, но тут же к нему приближается квартальный и начинает расспрашивать, что он только что сделал. Становится темно.
Антракт.
Картина третья. Спальня Ковалёва. Платон Кузьмич просыпается и обнаруживает пропажу носа. Он одевается и отправляется на поиски.
Картина четвёртая. Казанский собор. Нос в мундире статского советника горячо молится. Ковалёв приближается и пытается вразумить Нос, но Нос отрицает свою связь с Ковалёвым. Пока Ковалёва отвлекает дама, Нос незаметно уходит. Опомнившись, Ковалёв приходит в бешенство.
Действие второе.
Вступление. Ковалёв на извозчичьих дрожках у ворот полицмейстера. Привратник сообщает, что полицмейстер только что уехал. Ковалёв приказывает везти его в газетную экспедицию.
Картина пятая. Газетная экспедиция. Ковалёв хочет подать объявление о пропаже Носа, но чиновник не верит ему. Тогда Ковалёв показывает лицо. Чиновник советует описать это происшествие в «Северной пчеле” и предлагает Ковалёву понюхать табаку. В бешенстве Ковалёв убегает. Дворники подают объявления.
Антракт.
Картина шестая. Квартира Ковалёва. Лакей Ковалёва поёт под балалайку. Ковалёв приходит, ругает лакея и произносит печальный монолог.
Действие третье.
Картина седьмая. Окраина Петербурга. На сцене стоит пустой дилижанс. Квартальный распределяет десять полицейских в засаду. Дилижанс постепенно наполняется пассажирами. Появление хорошенькой торговки с бубликами отвлекает полицейских, они уводят её за сцену, квартальный тем временем засыпает. Когда дилижанс трогается, навстречу ему выбегает Нос. Кучер стреляет по Носу, но не попадает. Пассажиры выскакивают из дилижанса. Старая барыня бежит за Носом. Убегая от неё, Нос спотыкается о квартального, тот просыпается и свистит, на свист прибегают полицейские. Пассажиры и полицейские вместе ловят Нос. Нос отстреливается. Все окружают Нос и бьют его, от побоев он принимает прежний вид. Квартальный завёртывает нос в бумажку и вместе с полицейскими покидает сцену.
Картина восьмая. Квартиры Ковалёва и Подточиной. Квартальный возвращает Ковалёву нос. Ковалёв в благодарность даёт ему денег. Но вскоре его радость омрачается: нос не пристаёт к лицу. Иван бежит за доктором. Доктор осматривает Ковалёва, заявляет, что ничем не может помочь, и уходит. Приходит Ярыжкин. Ковалёв признаётся ему, что винит во всём штаб-офицершу Подточину. Ярыжкин советует написать ей обвинительное письмо. Подточина получает письмо и читает его вместе с дочерью. Ковалёв получает её ответ и читает его вместе с Ярыжкиным. Из ответа он заключает, что Подточина не виновата.
Интермедия. Петербург. На улице толпятся обыватели, слыхавшие, что где-то здесь прогуливается нос майора Ковалёва. Вдруг кто-то объявляет, что нос в магазине Юнкера. Все бегут туда, но ничего не обнаруживают. Опять кто-то сообщает, что нос гуляет в Летнем саду. Все бегут в Летний сад, там носа тоже нет. В сад заявляется Хозрев-Мирза, заинтересованный слухами о носе. Не обнаружив носа, он удаляется. Полицейские разгоняют толпу.
Эпилог
Картина девятая. Квартира Ковалёва. Проснувшись, Ковалёв с радостью застаёт нос на своём месте. Он пляшет в экстазе. Иван Яковлевич приходит и бреет Ковалёва.
Ковалёв гуляет по Невскому проспекту, обмениваясь любезностями со знакомыми. По их реакции он всё сильнее убеждается, что нос действительно на месте. В числе прочих во время прогулки он встречает Подточиных. Распрощавшись с ними, он приглашает симпатичную торговку манишками навестить его.
comments powered by HyperCommentsШОСТАКОВИЧ, Дмитрий Дмитриевич (1906.12.09, Санкт-Петербург — 09.08.1975, Москва) — один из крупнейших композиторов современности, выдающийся пианист, педагог и общественный деятель. Сочинения: оперы — Нос (по Н. В. Гоголю, 1930, Ленинград) // Леди Макбет Мценского уезда (Катерина Измайлова, по Н. С. Лескову, 1934, Ленинград, Москва; новая редакция 1956, постановка 1963, Москва) // Игроки (по Гоголю, не окончена, концертного исполнения, 1978, Ленинград) // балеты — Золотой век (1930, Ленинград) // Болт (1931, там же) // Светлый ручей (1935, Ленинград, Москва) // музыкальная комедия Москва — Черёмушки (1959, Москва) // для солистов, хора и оркестра — оратория Песнь о лесах (слова Е. А. Долматовского, 1949) // кантата Над Родиной нашей солнце сияет (слова Долматовского, 1952) // Поэма о Родине (1947) // сатирическая кантата Раёк (слова Л. Н. Лебединского, около 1960) // Казнь Степана Разина (слова Е. А. Евтушенко, 1964) // для оркестра — 15 симфоний (1925; Октябрю, 1927; Первомайская, 1929; 1936; 1937; 1939; 1941; 1943; 1945; 1953; 1905 год, 1957; 1917 год, 1961; 1962; 1969; 1971) // Праздничная увертюра (1954), симфоническая поэма Октябрь (1967) // увертюры, сюиты и др.; концерты с оркестром — 2 для фортепиано (1933, 1957) // 2 для скрипки (1948, 1967), // 2 для виолончели (1959, 1966) // камерно-инструментальные ансамбли — сонаты для скрипки (1968) // для альта (1975) // для виолончели (1934) с фортепиано, 2 фортепианных трио (1923, 1944) // 15 струнных квартетов (1938, 1944, 1946, 1949, 1952, 1956, 1960, 1960, 1964, 1964, 1966, 1968, 1970, 1973, 1974) // фортепианный квинтет (1940) и др.; для хора a cappella — 10 поэм на слова русских революционных поэтов (1951) и др.// 7 романсов на слова А. А. Блока для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано (1967) // романсы и песни на слова А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. Чёрного, М. И. Цветаевой, М. А. Светлова, В. Шекспира, Р. Бёрнса и др., сюита Сонеты Микеланджело Буонарроти (для баса с фортепиано, 1974) и др., музыка к спектаклям драматического театра, кинофильмам
Примечание
- * по материалам интернет-ресурсов о постановках оперы «Нос»