АвторРЕДАКЦИЯ САЙТА

Николай Чудотворец

uspensky_boris

В русском религиозном сознании вера в Бога как бы предполагает в качестве непременного условия веру в Николу, соответственно непочитание Николы закономерно рассматривается как ересь…Борис Успенский, филолог
Св. Никола

Никола Можай из Покчи- пермская деревянная скульптура

Предание

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова) в 258 году, был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорождённый младенец ещё в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днём он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвёл Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие, приходя на помощь страждущим, и раздавал всё своё имение нищим. Известна следующая легенда:

В Патаре жил один человек, который прежде был очень богат, а потом обнищал. Он дошёл до такой крайности, что ради денег решил своих красавиц-дочерей толкнуть на путь греха. Услыхав о том, как бедствует он, и по Божию откровению узнав о его замысле, святой Николай завязал в узел золотые монеты и ночью, чтобы никто не видел, бросил деньги ему в окошко. Утром бедняк нашёл их — и никак не мог поверить своему счастью, он тёр пальцами монеты, и убедившись, что это настоящее золото, недоумевал, откуда оно взялось. Поблагодарив Господа, он выдал замуж свою старшую дочь и дал за ней богатое приданое. Святой обрадовался и так же ночью подкинул в окошко узелок с деньгами для средней дочери. Найдя золото, бедняк со слезами молил Бога открыть, кто же их благодетель. Сыграв вторую свадьбу и твёрдо веря, что Бог устроит судьбу и младшей дочери, он ночью не ложился спать, а караулил возле окна. Когда святой Николай, тихо ступая, подошёл к дому и бросил в окно узелок, бедняк бросился за ним, догнал и стал целовать его ноги, а священник просил сохранить всё в тайне…

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть. Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошёл все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его:

Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое…

По кончине архиепископа Иоанна Николай был избран епископом, после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305). Епископ Николай, заключённый в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твёрдо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращён к своей пастве. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора. Ещё при жизни святитель совершал многие чудеса. По молитвам святителя город Миры был спасён от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрёл в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах. Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошёл ко Господу около 351 года. Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне.

На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая чудотворца был крещён святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин. Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве.
Современный месяцеслов Русской православной церкви содержит три праздника св. Николаю:

6 (19) декабря — день смерти (в народной традиции Никола зимний);
9 (22) мая — день прибытия мощей в город Бари (в народной традиции Никола вешний);
29 июля (11 августа) — рождество св. Николая

Крёстный ход

Крёстный ход на Николу Зимнего

Святой Никола — Русский Бог

Согласно исследованиям многих этнографов, филологов, собирателей фольклора Святой Николай занимает совершенно исключительное место в русском религиозном сознании. Он наиболее чтимый русский святой, «почитание которого приближается к почитанию Богородицы и даже самого Христа», пишет Б. Успенский. Это особое положение Николы на Руси неоднократно отмечали иностранные наблюдатели, замечая что «русские воздают Николе поклонение, приличествующее самому Богу». Подмечали эту особенность не только иностранцы, так, некий инок Афанасий, сторонник еретика Феодосия Косого, утверждал:

Николу… аки Бога почитают православнии…

Весьма наглядно наблюдение С. Маскевича, который писал в 1609 году:

В случае… убедительной просьбы русские молят не ради Бога или Христа Спасителя, но ради Николы…

Еще в конце XVIII века встречались священники, исповедующие Николу как Бога. Так, в 1781 году епископ воронежский и елецкий Тихон (Малинин), испытав в катехизисе семидесятилетнего священника Афанасия Михайлова, обнаружил, что тот:

Святителя Николая почитает Богом…о Христе Спасителе никакого понятия не имеет…

Феофан Прокопович специально оговаривал в поучениях простолюдинам:

дабы святого Николая не боготворили (так как те) память святого Николая выше Господских праздников ставят…

Так же на Руси существовало представление, что Никола входит в Троицу, как пишет Успенский:

Еще в XIX-XX веках можно встретить мнение, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы. По свидетельству Вармунда, посетившего Россию в конце XVII века, русские могли даже считать Николу четвёртым лицом Троицы…

Таким образом неудивительно, что в фольклорных текстах Никола может смешиваться с Богом. К примеру:

Теперь благослови, Боже Господи, Божья Мать, Пресвята Богородица, Свет сударь Микола Многомилосливой…

Помолюсь я, красна девица, Самому Христу небесному, Пресвятой я Богородице: Сохрани-помилуй, Господи, На сегоднешний великой день [т. е. день свадьбы]. Помолюсь я, красна девица, Я Николе Многомилостиву: Сохрани-помилуй девицу, Святый Никола Многомилостивый!

Вставает Ванька по утру ранешенько, Умывается Ванюшка белёшенько, Трётся в миткалиново полотенышко, Молится Миколы Можайскому, Още Пресвятой Богородицы, Самому Христу, Царю небесному: «Вы храните меня, милуйте»…

И мне-ка стать да перед Спасом — Богородичей, И мне-ка Господу бы Богу помолитися… И три поклона положить да во сыру землю; И как первой поклон — Пречистой Богородице, И мне другой поклон Миколы-то Угоднику, И мне третей поклон Бладыке-то Всевышнему… И я молилася ведь кланялась, И Пресвятой да Богородице, И Всевышнему Святителю, И я Миколе свет-угоднику…

И говорит стар-казак Илья Муромец: — Уж вы ой еси руськи богатыри! Надо нам итти во Божию церковь, Во Божью церковь, Богу молитися, Помолит(ь)ся Спасу Вседержителю, А затим и Миколу-то святителю, А затим присветой Матерь-Богородице… Говорит-то им Василей Касимирович: «Уж вы ой еси, дружина моя хоробрая! Уж пойдёмте мы, робята, во Божью церковь, Мы помолимся, робята, Восподу Богу, А тому-же нонь Спасу Вседоржителю, Присвятой Матери Божьей Богородице. А тому-же ка.к Миколы свет-Моженскому [т. е. Можайскому]…

Весьма характерны и народные белорусские а так же украинские молитвы и колядки, которые приводит Успенский:

Господу Богу помолюся и святой прачистой поклонюся, святой Миколи, Троицы и Покрови, — ты Господи с помоччу, а я с словом…Господу Богу помолюся и святой прачистой поклонюся, святому Миколи, Троицы и Покрови, и ясному месяцу, правядному сонийку и частым звяздом, усей святой сиди нябесной…

В украинских колядках говорится о церкви с тремя дверьми: одними ж дверци сам Господь ходить, другими дверци — Свята Пречиста, третими ж дверци — святый Николай. При этом из слез Николы в колядках образуется река, в которой купается Господь, или же источник, в котором Богородица белит ризы.

В народном фольклоре Никола иногда прямо именуется фольклоре непосредственно «богом»:

Ты не дай-же Бог, Микола да на тихом Дону, На тихом Дону середь лета о Пе[т]рова дни да пересохнут, Ты не дай-же Бог, Никола во крещенския морозы перемёрзнути…

Федотов указывает на случай, когда фраза «Микола святитель Богом силён» превращается в духовном стихе в «Святитель Микола, силён Бог наш». Так же Никола назывался: «морским богом», «бурлацким богом», «пивным богом», «общим богом». О том же говорит и народная молитва на сон грядущий:

Около нашего двора Иисусова молитва, Николина ограда — тын медный, ворота железны, аминем заперты, а на хоромах святая вода…

или традиционное напутствие:

Никола в путь, Христос подорожник!…Бог на дорогу, Никола в путь!..

Весьма примечательно, что почитание Николы от русских перешло к инородцам, которые именовали его:

Никола Русский Бог

Ричард Джемс в своих записях 1618-1619 годов приводит русскую поговорку: «Христос воскрес, Микула выручай». Ассоциация Николы и Христа может отражаться и в свадебном обряде, когда невесте дают икону с изображением Богоматери, а жениху полагается икона Спасителя или Николы. Успенский отмечает, что Поговорка «Никола с нами!» может рассматриваться как трансформация выражения «С нами Бог!».

Леклерк говорил, что «у русских св. Николай считается патроном их отечества». В доказательство этому наблюдению можно привести такую легенду:

Незадолго до татаро-монгольского нашествия священнику Евстафию из Корсуни (Херсона) во сне явился Никола, потребовав взять его образ из церкви и отправиться с ним на Русь. Долго Никола вёл священника и его семью, пока не выбрал местом остановки городок Зарайск. Вскоре на Русь двинулась татаро-монгольская орда. Одним из первых городов, павших под натиском завоевателей, стала Рязань, а вот Зарайск, входивший в то время в Рязанское княжество, уцелел, что было приписано спасительной силе иконы. К выстроенному в Зарайске храму, где хранилась икона Николы, веками стекались паломники. Ездили на поклонение и московские князья, а потом цари…

Образ святителя Николая можно было увидеть практически в любом православном русском доме; перед его образом русские люди молились о помощи во всех более или менее трудных обстоятельствах своей жизни. На Руси приговаривали:

Нет за нас поборника супротив Николы; Попроси Николу, и он скажет: Спасу; Оставил вор на дороге — Никола подбери; Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле; От Холмогора до Колы тридцать три Николы; Что криво и слепо, то Николе свету…

Храмы Святого Николая часто ставились на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Русские мореходы нередко хранили у себя икону этого угодника и в случае опасности выносили её на палубу и молились святому об избавлении от кораблекрушения и бури; при этом в сказании о святых указывалась особая молитва св. Николаю об охранении на водах. Земледельцы же исстари молились святому Николаю об урожае, о большом приплоде скота и всеобщем благополучии, полагая, что в свои праздники он спускается с небесных полей и шествует по всей Руси, обходя её из конца в конец, а от него бегут прочь все духи тьмы и сама земля очищается от всего нечистого; в связи с этим в народе говорили:

На Николин день зови друга, зови врага — оба будут друзья…

Праздники Николы на Руси в старину отмечались очень торжественно и сопровождались многими обрядами. При этом одним из главных событий праздника были так называемые братчины, или никольщины, продолжавшиеся иногда несколько дней начиная с 6 декабря ст.ст. и представлявшие собой праздничные пиршества с пивом и брагой из зерна нового урожая. Начинались никольщины обычно во время храмового праздника в честь святого Николая: все поселяне собирались в церковь, где служили святому Николаю молебны, ставили ему сообща большую свечу, а затем собирали вскладчину трапезу на всех. Пиршество происходило обычно у часовни или около сельской церкви, иногда даже в церковной трапезной, причём для него традиционно закалывали быка, которого для этой цели либо выращивали всем селом, либо покупали на общие деньги. В принципе, подобные братчины могли устраиваться в разных местах по-разному. Например, кое-где никольские угощения устраивались по домам, для отдельных семей, причём молодежь в подобных «никольщинах», как правило, не участвовала: это был праздник стариков и старших их сыновей (большаков), наиболее уважаемых представителей деревенских родов. На никольские угощения съезжались ближайшие родственники и непременно приглашались соседи, хотя обычно в избранном и ограниченном числе; при этом отказ от складчины и уклонение от празднования порицались, и такого домохозяина изводили насмешками в течение целого года, нередко не давая проходу от укоров и даже брани (прощение виновный мог заслужить лишь покаянием: он должен был призвать священника с молебном и выставить всем соседям обильное угощение). Гостей, приходящих к празднику никольщины, традиционно потчевали пивом, приговаривая: «Холодненького с гвоздя» (так как цедили пиво обычно из бочки посредством деревянного гвоздя или крана); поэтому в народе про Николу Зимнего говорили:

В Николин день во всяком доме пиво… Никольскую брагу пьют, а за Никольское похмелье бьют…

В народных верованиях Николай-Угодник, противопоставлялся небесному Илье-Пророку. Так, например, в Пензенской губернии рассказывали следующую легенду:

Однова мужик посеял рожь и, как управился, пошёл в воскресенье в храм Божий и взял с собою алтын (3 копейки) и свечку. Только эта, купил мужик свечку и задумался: кому её ставить. Видит он, что народ ставит Миколе, пошёл и сам к Миколаю. Поставил свечку, отвесил поклон и молится: «Микола, батюшка милостивый, отец родной! Уроди ты мне ржицу». А пророк-то Илья услышал мужикову молитву и осерчал. «И что это, — говорит, — мужик Миколу всё просит, а не меня: чай, я не хуже Миколая-то? Вот погоди, придёт лето, пущай Микола уродит мужику рожь, а я возьму да градом и выбью». Услыхал эти слова Микола милостивый и тоже осерчал: «Ан нет — не выбьешь». — «Ан, выбью». Вот они и заспорили. Послал Микола дождь, и рожь у мужика выросла лучше всех. Радуется мужик: «Ну, думает, и зашибу я деньгу». А того и не знает, что пророк-то Илья на его рожь с неба посматривает и всё норовит, как бы её градом хватить. Только и Микола не дремлет: приходит, это, он к мужику и говорит: «Продай рожь не жамши». Мужик послушался и продал: ржи в тот год у всех были плохи, и ему за его хорошую рожь — эва сколько деньжищ сосед отвалил. Вот пришла жатва, а Илья-то не знал, что мужик продал рожь, и такой ли град послал, что вся рожь полегла на землю. Тогда Микола опять явился к мужику и говорит: «Ты, мужик, купи рожь-то свою побитую». Мужик послушался и, почитай, задаром взял свою рожь назад. А Микола тем временем послал дождь и поднял рожь с земли, и опять у мужика стала хорошая рожь. Рассердился, разлютовался Илья, когда узнал, как его Миколай обошёл, и порешил на следующий год опять побить мужикову рожь, да только Никола опять наставил мужика продать рожь не жавши, и Илья так и остался ни с чем…

С Николина дня во многих местах традиционно начиналось сватовство; служили молебны те, кто задумал жениться сам или женить детей. Молодёжь с Николы начинала готовиться к святочным посиделкам, шить наряды, мастерить маски для ряжения и так далее; в том числе готовились и костюмы для ряженых. В сельскохозяйственном быту день святителя Николая служил сроком для разного рода сделок, платежей и других хозяйственных договоров. Кроме того, к празднику Николы Зимнего приурочивалась распродажа лишнего хлеба, отчего в народе говорили:

Цены на хлеб строит Никольский торг; Никольский обоз для боярской казны — дороже золота…

Другие пословицы и приметы, приурочивавшиеся ко дню св. Николая, касались преимущественно урожая, погоды и вообще состоянии природы:

Какой день на Николу зимнего, такой и на Николу летнего (весеннего)… Хвали зиму после Николина дня… Первые серьезные морозы — Никольские… Коли на Николин день след заметает, дороге не стоять… Перед Николой иней — овсы хороши будут… Иней на Николу — к урожаю… Что Михайла Архангел закуёт, то Никола раскуёт… Варвара заварит, Савва засалит, а Никола закуёт… Варвара мосты мостит, Савва гвозди вострит, а Никола прибивает…

Так как Николай Угодник считался покровителем тех, кто находился в пути, то в древних русских городах нередко одну из проезжих крепостных башен называли Никольской. Путник, выезжавший через ворота этой башни, надеялся, что сам Никола благословит его. Есть Никольская башня и в Московском Кремле. Соответственно выбирались и места для посвящённых Николе храмов: при больших дорогах, на выезде из селений или на берегах рек, которые в старину служили оживленными путями торговых и политических сношений. В Москве имелась церковь Николы Мокрого, обозначающая конец речного пути. Народные прозвания Никольских церквей и монастырей разнообразны и самобытны. Встречаются названия, за которыми стоят целые легенды. Так, по преданию, Сергий Радонежский благословил своего ученика Мефодия поставить новую обитель около речки Яхромы под Дмитровым. Мефодий усердно трудился, возводя храм во имя Святителя Николая. Брёвна для храма он носил вброд через речку, «пешим», отчего и монастырь прозвали Никола Пешношский. А один из рязанских монастырей носил название Николы Лапотного. По документам XVII века на берегу Оки (под Шиловым) значилась «пустовая», отживающая свой век Никольская церковь. Местная легенда гласит, что один старик-крестьянин дал обет поставить на этом месте новый храм, а чтобы собрать на это деньги, плёл и продавал лапти. Для осуществления этого наивного замысла не хватило бы остатка стариковской жизни, если бы о крестьянине не узнал Пётр I, плывший по Оке в Нижний Новгород, чтобы отправиться в Азовский поход. Пётр повелел купить у мужика весь запас сплетенных им лаптей. На эти деньги и была возведена церковь, а вскоре около неё возник маленький монастырь. Известно, что в этот монастырь делал вклады царевич Алексей Петрович. А под Вологдой в Никольском уезде бытовало предание о том, как из местной церкви несколько раз уходила икона Николая, рассердившись за что-то на священника. Наконец тот решил отпилить ноги у беглеца-святого, изображенного на иконе, но был поражён слепотой.

Николай ЧудотворецНИКОЛА В РУССКОЙ ИКОНОГРАФИИ — согласно народному преданию икона Николы является чудотворной.  Иностранцы в XVII веке и вовсе называли любую православную икону «Николаем». Интересно, что Никола мог изображаться в «Деисусе» наряду с Богородицей (вместо Иоанна Предтечи), выражая таким образом идею предстательства за род христианский, посредничества между человеком и Господом.  В других случаях Никола может помещаться в центре деисусной (или квази-деисусной) композиции, то есть на месте самого Христа

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: видеосюжет «Николай Чудотворец», 3 KANAL Moscow; Б. Успенский «Филологические разыскания в области славянских древностей; сборник «Славянские праздники» и другие открытые источники. Справку об образе Святого Николая в русской иконографии см. выше
artpolitinfo_quad

даты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в даты
конституция
День конституции РФ для россиян без русских

Сегодняшняя Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы, 2-ух разделов, 9-ти глав, 137-и статей и 9-ти...

Закрыть