АвторДенис Григорук

Император Дзимму

Мифический Дзимму, первый император Японии // иллюстрация 1839–1892 годы

Япония для японцев

Японцы убеждены в своей уникальности. Никакой другой народ мира не проводит столько времени, извиняясь за свою неповторимость или воспевая её. Существует целый жанр публикаций, который можно было бы назвать «теория японцев», где авторы с удовольствием рассуждают о том, как непостижимы японцы для остальных народов.

Конечно, сильно развитое чувство уникальности требует чёткого понимания различий между японцами и всеми остальными. Еще в XVII веке японцы настолько сильно не хотели присутствия иностранцев на своей земле, что закрылись от мира на два столетия. Их вынужденное возвращение в мир в 1853 году не изменило их чувства отделенности. Для них всё просто: единственный способ стать японцем — это родиться им.

Лучшей иллюстрацией к этому является то, как Япония поступает с живущими в ней корейцами. Между 1910 и 1945 годами, когда Корея была частью Японии, многие корейцы переехали в Японию. В Японии живут тысячи корейцев в третьем поколении. Они выглядят и ведут себя так же, как японцы. У них есть вид на жительство. Но они не граждане Японии. Они не могут голосовать, работать в правительственных органах, и большинство японцев не вступят с ними в брак и не возьмут их к себе на работу. В последнее время эта ситуация начала обсуждаться в либеральной прессе, но большинство японцев считает, что если корейцам у них не нравится, они всегда могут вернуться к себе в Корею.

Слово «нация» происходит от латинского natio, означающего «раса» или «порода», и от nasci, означающего «рождаться». Японцы чувствуют это очень хорошо. Неважно, насколько по-японски выглядят корейцы — их происхождение делает их иностранцами. Я спрашивал японцев, сколько поколений потребуется, чтобы корейцы стали японцами. Они смотрели на меня так, как будто я сказал глупость и отвечали: «Они всегда будут корейцами».

Если японцы чувствуют себя настолько далёкими от тех, кто от них почти не отличается, нетрудно представить себе, как они относятся к тем, кто отличается от них разительно. В 1986 году премьер-министр Японии Ясухиро Накосоне заметил, что большой процент чёрного и мексиканского населения в США замедляет американскую экономику и делает страну менее конкурентоспособной. В США это замечание вызвало ярость, но в Японии оно было воспринято как очевидная истина.

Неприязнь японцев к чёрным людям — не новость. Одним из последствий послевоенной оккупации Японии является поколение детей, родившихся от японцев и американцев. Наполовину белых детей с ворчанием терпят. Наполовину чёрные были отправлены в Бразилию вместе с матерями.

В лингвистическом, культурном и расовом отношениях Япония — одна из самых однородных стран в мире. Это означает, что ей никогда не приходилось задумываться о проблемах, которые так волнуют Америку. Поскольку в Японии существует только одна раса, никто не использует слово «расизм». Такие явления, как «движение за гражданские права», борьба за интеграцию разных рас, развоз школьников по решению суда в школы, находящиеся в других районах, отсутствуют. Нет также обучения на разных языках и квот для разных групп населения при приёме на работу.

yponiaНИХОНДЗИНРОН — первые европейцы, прибывшие в Японию в XVI веке, были встречены дружелюбно, и только спустя столетие японские власти закрыли страну и выслали всех иностранцев за её пределы. С начала XVII века и на протяжении почти трёхсот лет ни один японец под страхом смерти не имел права покидать свою страну. Даже потерпевшие кораблекрушение и спасшиеся на чужбине моряки не могли вернуться на родину. В XIX веке, когда насильственно была прервана самоизоляция страны и Япония встретилась с западной культурой, проблема национального самосознания вновь обрела актуальность. В стране возобладали экспансионистские настроения, а политика государства стала мотивироваться превосходством японцев над другими азиатскими народами. После поражения во Второй мировой войне японский национализм потерпел оглушительное фиаско, а необходимость пересмотра взглядов оказалась очень болезненной проблемой. В эпоху «экономического чуда» в Японии на стыке различных гуманитарных наук сформировалось новое направление — нихондзинрон, традиционно толкуемое японоведами как «теория исключительности японской расы». Книги, написанные в русле подобного подхода и сегодня пользуются спросом, а у самой идеи нихондзинрона много сторонников

modal_quad ×

Примечание

  • Материал публикуется с некоторыми сокращениями
artpolitinfo_quad

блогеры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *