АвторДмитрий Туманов

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный

Иконография Иисуса Христа

Иконоборческие споры и последовавшая за ними борьба со священными изображениями касались прежде всего возможности написания Иисуса Христа. Отвергая иконы Христа, иконоборцы ссылались на ветхозаветную заповедь, запрещающую изображать Бога. Иконопочитатели же, не отвергая библейских ограничений, утверждали право изображать Христа как второе лицо св. Троицы, как Бога, пришедшего во плоти. Тайна Боговоплощения, настаивали апологеты иконопочитания, дает человеку возможность лицезреть Божий Лик, а следовательно — и изображать Его человеческими (художественными) средствами. «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1.14). Более того, иконопочитатели подчеркивали, что икона изображает всего лишь человеческую природу Христа, тогда как Его Божественная природа по-прежнему остается неизобразимой в силу своей иноприродности человеку, трансцендентности миру. «Христос, будучи изображенным, остается непостижимым» (св. Федор Студит). Решение этого вопроса в ходе иконоборческих споров оказалось делом принципиальной важности, так как от этого зависела не только концепция церковного искусства. Всякая икона — христоцентрична по определению, ибо в свою меру отражает единственный образ Бога — Воплощенное Слово. Поэтому от того, как воспринимается центральный образ, зависит построение всей лествицы образов как внутренней структуры мироздания… И. К. Языкова, «Богословие иконы»

Иконография Иисуса Христа наполнена символизмом и очень разнообразна.
Согласно преданию, первой иконой Христа стало нерукотворное изображение на плате (ткани), которым Сын Божий отер лицо. Чудодейственный образ исцелил от проказы царя Осроены (Эдессы) Авгаря и, впоследствии, лег в основу обширной иконографии «Нерукотворного Спаса». Ну а самая древняя из дошедших до наших дней икон изображающих Христа, была написана в VI веке энкаустикой (восковыми красками) и ныне хранится в Синайском монастыре в Египте.
Представления об облике Сына Божьего были основаны, как на легендарных «прижизненных» изображениях (так богослов Ириней Леонский, писал во II веке про некий образ, который был будто бы сделан самим Пилатом), так и на свидетельствах «самовидцев» — тех, кто воочию видел Спасителя. К ним, хотя и с большим сомнением, относят предшественника Понтия Пилата проконсула Иудеи Публия Лентула, который описал Христа в послании римскому сенату:

Человек он среднего роста, с хорошей осанкой и великолепным благородным лицом.
Его вид внушает и любовь, и страх одновременно. Волосы цвета спелого ореха ниспадают гладко до ушей, а дальше до самых плеч вьются колечками, чуть более светлыми и блестящими; посередине головы они разделены пробором, как это принято у назореев; лоб ясен и чист, лицо без морщин и пятен дышит силой и спокойствием; линии носа и рта безукоризненны, борода густая, того же цвета, что и волосы, не очень длинная, разделенная посередине. Взгляд прямой, проницательный, глаза сине-зеленые, яркие и живые. В гневе он страшен, а поучает дружески и нежно, с радостной серьезностью. Иной раз плачет, но не смеется никогда. Держится гордо и прямо, руки и плечи его полны изящества, в разговоре он серьезен, скромен, сдержан, и к нему по праву можно отнести слова пророка: «Вот самый прекрасный обликом из всех сынов человеческих*

Описание Иисуса так же содержится в «Житии Андрея Первозванного», составленном в начале IX века иерусалимским монахом Епифанием:

был весьма прекрасен видом (как глаголе пророк (Пс. 44, 3), «красен добротою паче сынов человеческих»), ростом же… шести полных фут, русые имея волосы и не особенно густые, скорее напоминавшие колосья, брови же черные и не особенно согнутые, очи светлые и блестящие… красноокий, с долгим носом, с русою бородою, имея длинные волосы, ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человечья, кроме Матери Его в детском Его возрасте, с легким склонением выи настолько, чтобы не вполне прямо держаться Ему во весь рост, пшеничного цвета тело, лицо не круглое, но как у Матери Его, слегка суживающееся книзу, слегка покрывающееся румянцем настолько, чтобы выказать благочестивый и разумный нрав и кроткий обычай и во всем безгневную благость, какую описало Слово незадолго в Его Матери, ибо во всем Он Ей уподоблялся и приравнивался…

Известны так же слова Святого Иоанна Дамаскина:

Христос был высок и строен, имел прекрасные глаза, прямой нос, вьющиеся волосы, черную бороду; голову, склоненную несколько вперед…

Христос в образе пеликана

Христос в образе пеликана

Особое, сложное для истолкование направление иконографии Христа составляют всевозможные аллегорические изображения. Сегодня наиболее известное из таких изображений: Пастырь и Агнец. В древности были распространены очень интересные аллегории, к примеру, Христос в образе пеликана (идея заключается в легенде, что пеликан кормит своих птенцов собственной плотью, что символизирует жертву) или дельфина (спасение утопающих душ), якоря и т. п. Среди антропоморфных изображений особой популярностью пользовались Орфей, играющий на арфе. По понятным причинам, особое распространение получили такие аллегории во времена иконоборчества, но в последствие они попали под запрет, и к расколу Церкви на Православную и Католическую в XI веке, иконография Иисуса Христа практически полностью сосредоточилась на каноническом образе.
Ко времени становления русской иконописи на рубеже XI — XII веков, система изображений Христа окончательно сформировалась. В центре иконографии стали два основных типа — Нерукотворный Спас и Христос Пантократор. Первый тип представляет лик Иисуса Христа на белом или на золотом фоне и отсылает к упомянутой выше истории о плате царя Авгаря. Этот образ отражает главную идею иконописи — её божественность, нерукотворность.
Образ Христа Пантократора (Вседержителя) составляет центральное направление христологического цикла. К этой группе относятся такие иконы, как «Спас на престоле», «Спас в Силах», «Психосостер» (Душеспаситель) и многие другие. В основе этого образа лежит осознание Христа как Небесного Царя и Судии. Спаситель изображается в рост, по пояс, оплечно или сидящим на троне. В левой руке его располагается свиток или Евангелие, правая согнута в благословляющем жесте, а вокруг головы расположен особый крестчатый нимб, который является обязательным элементом изображения Христа, также как сочетание синих и красных цветов одежд и фона.
Особым направлением иконографии Христа является — «Страстной цикл», — объединяющий изображения на тему Страстей Христовых. Так же известны иконы, представляющие Христа в архангельском чине, в божественной сущности, до воплощения в теле человека (к примеру «Ангел Великого Света»)
Далее, в этом цикле публикаций, мы подробно попытаемся рассмотрим разные образы Спасителя в иконографии, а начнём с одного из редких — Спас Благое Молчания

Спас Благое Молчание

Спас Благое Молчание

Спас Благое Молчание

Основой для толкования символического содержания образа Спаса Благое Молчание является библейское:

Он изъязвлен был за грехи наши… и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы… и Господь возложил на Него грехи всех нас… как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих… Ис. 53:5–7

Текст этого пророчества произносит священник при изъятии «агнца» из просфоры на проскомидии происходящей в жертвеннике.

Проскомидия — от греч. προσκομιδή — принесение, подношение; — первая часть литургии западно-сирийского и византийского обряда, когда путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших.На проскомидии вместе с воспоминанием о воплощении Господа Иисуса Христа воспоминаются Его страдания и смерть, предсказанные прообразовательно ветхозаветными пророками. Вследствие этого слова и Действия проскомидии имеют двоякое значение с одной стороны, изображают Рождество Христово, с другой — страдания и смерть Его. Так, приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение Иисуса Христа. Жертвенник изображает вертеп, дискос ясли, в которых был положен Младенец Христос, звездица — звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы — пелены, которыми был повит Спаситель. Чаша, кадильница и фимиам напоминают о дарах, принесенных волхвами. Молитвы и славословия, совершаемые священником и диаконом, изображают поклонение и славословие, которые воздали Спасителю вифлеемские пастыри и волхва.
Крестообразное разрезание Агнца и прободение Его означают распятие Иисуса Христа и излияние Его Крови, в это время как раз и читаются вышецитируемые слова пророка Исаии, пророчески указывавшие на страдания Спасителя: «Яко овча на заколение ведеся…» Соединение всех частиц вокруг Святого Агнца на дискосе символизирует Церковь Божию, Глава которой Господь Иисус Христос…

В образе Спас Благое Молчания на жертвенную самоотречённую покорность Христа указывает жест скрещенных на груди и приближенных к сердцу рук. Также этот жест «принимающего благодатье» напоминает о шествие на Голгофу, с крестообразно связанными руками. Крылья и восьмиконечный нимб (известные как иконографический атрибут Святой Софии Премудрости Божией) есть символ воплощения Логоса, как посланника Божия. В образе Спаса Благое Молчание отражается богословская концепция Домостроительства спасения. В нём объединены черты Предвечного Логоса-Эммануила, и воплотившегося Логоса — Премудрости Божией, и жертвы Христовой — Агнца, и Христа-священника, давшего человечеству возможность соединения с Господом.
Вероятно из-за сложности истолкования этот образ не получил широкого распространения, и более всего встречался у старообрядцев-книжников.

ХристосНИМБ В ИЗОБРАЖЕНИЕ ХРИСТА — появился как ответ Церкви на ересь арианства (утверждающую якобы сотворённость природы Бога-Сына). Изначально, как обозначения единой сущности второй ипостаси Святой Троицы использовались греческие буквы Α и Ω (Откр. 1:8, 1:10, 21:6, 22:13). Позже (с XI в.) «земное» имя подписывается IС ХС (сокращение от Иисус Христос) слева и справа от изображения, а «небесное» имя — греческими буквами ο ων (означает «Сущий» (Исх. 3:14)) в трех видимых лучах кресчатого нимба. В русской иконописи греческие буквы часто заменяются кириллическими: ѾОН с различными вариантами толкования. Интересно, что после раскола в русской церкви, никониане попытались ввести вместо Iсус с одной «и», IИС ХС, но это не прижилось

modal_quad ×

Примечание

  • *  Цитируется по книге З.Косидовского «Сказания Евангелистов»
artpolitinfo_quad

иконопись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *