Сергей Львович Левицкий (1819, Москва — 1898, Санкт Петербург) был внебрачным сын вельможи екатерининского времени, сенатора Л. А. Яковлева.
Окончив юридический факультет Московского университета (1839), он какое-то время служил в Петербурге в канцелярии министра внутренних дел графа А. Г. Строганова. Находясь с инспекцией в 1842 году на Кавказе, он увлекся дагеротипией, в которой совершенствовался под руководством академика Ю. Ф. Фрицше. Выйдя в отставку в 1844 году, он отправился в Париж, изучать светопись на более глубоком уровне. Там он прослушал лекции в Сорбонне, познакомился и с Дагером, и с другими известными учёными-пионерами светописи. Французские события 1848 года во Франции вынудили Левицкого вернуться на родину, и 22 октября 1849 года он открыл «Дагеротипное заведение Сергея Левицкого» в Петербурге, на Невском проспекте (дом аптекаря К. И. Имзена). Здесь он первым предложил идею искусственного освещения в условиях студии. Так же Левицкий — один из первооткрывателей коллажа: он предложил размещать модель на фотокарточке в двух разных позах, как будто, например, фотографируемый разговаривает с самим собой, пожимает себе руку или играет на фортепьяно и одновременно слушает собственную игру. Двойные портреты очень быстро вошли в моду. В 1849 году, во время поездки в Рим, он фотографировал выдающихся русских художников и писателей бывших там, в том числе Николая Васильевича Гоголя. В этом же году пять пейзажных снимков Пятигорска и окрестностей были выставлены Шарлем Шевалье, как реклама своих линз, на выставке в Париже и были удостоены золотой медали. Именно Левицкий ввёл в дагеротипный способ печати бромирование, что позволило заметно облегчить и улучшить процесс обработки. Ему же принадлежит идея использовать для обозначения самого этого процесса русский термин «светопись». С 1852 года Левицкий стал работать для высочайшего двора. В Зимнем дворце он снимал на дагеротип императорскую чету — Александру Федоровну и Николая I, портрет которого был размножен с помощью литографии. В 1856 году фотографировал мокроколлодионным способом коронацию Александра II в Москве. В середине 1850-х годов в ателье, ставшим называться «Светопись Левицкого», он работал с помощниками — В. И. Флейхгаузом, затем с А. И. Шпаковским. Ателье приобрело широкую известность в столице, в нём были увековечены многие деятели русской культуры. В 1857 году Левицкий создал «Коллекцию портретов русских литераторов»*, небольшой тираж которой поступил в продажу.
В 1858 году американский фотограф Уоррен Томпсон пригласил Левицкого руководить своим ателье в Париже и в мае 1859 года он вместе с семьей прибыл во французскую столицу. Вскоре в Париже Левицкий открыл собственное заведение на улице Шуазель, 22, которое после его возвращения на родину перешло к фотографу Ле Жену (Le Jeune), с которым он вместе работал. Журнал «Фотограф» писал о нем:
Сергей Львович, владеющий ныне в Париже лучшим фотографическим заведением, вполне артистическим, завален и там работою. В этом заведении приготовляется ежедневно до 1500 карточек, и все же далеко не все заказы удовлетворяются…
В 1860 году Левицкий применил ретушь негатива, убедив фирму Фабера заняться изготовлением для этого специальных карандашей. И хотя Левицкий первым использовал техническую ретушь негатива, устраняющую мелкие дефекты фотоматериалов, он был резко против ретуши:
угодливо-декоративной, угождающей неразвитым художественным вкусам заказчиков…
В 1864 году за портреты Наполеона III и его семьи, снятые в Фонтебло, Левицкий получил звание «Фотограф Императора Наполеона III» и стал членом Французского фотографического общества. В 1877 году отец и сын (Рафаил Сергеевич Левицкий) получили звание придворных мастеров, а их ателье стало называться «Фотографы Их Императорских Величеств «Левицкий и сын» а в 1890—1894 годы по желанию Александра III для Левицкого был построен образцовый «фотографический дом» на Казанской улице, д. 3, рядом с Казанским собором.
Левицкий был награждён многими иностранными и русскими орденами и медалями; неоднократно получал высшие премии на международных фотовыставках. По приглашению Министерства финансов он был «экспертом по светописи» на трёх Всемирных выставках; также был членом жюри Международной парижской выставки 1878 г., первой в России фотографической выставки в Петербурге (1888) и др. Он один из основателей V Отдела по светописи и её применениям при Русском техническом обществе; в 1886—1891 годы — председатель Отдела. Запечатлев четыре поколения династии Романовых, Левицкий имел исключительное право художественной собственности на портреты императора и императрицы России. Скончался он в 1898 году в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском кладбище.
ДАГГЕРОТИП — дагерротипы делаются в одном экземпляре на покрытых слоем серебра медных пластинках. Пластинки с готовым изображением помещались в герметически закупоренные рамки со стеклом. Даггеротипы напоминают маленькие зеркала с гравированным изображением, где зоне теней соответствует зеркальная поверхность. Запатентованный 1839 году Луи Даггером процесс стал первым коммерчески успешным фотопроцессом и характеризовался исключительной четкостью мельчайших деталей изображения. Первые дагерротипы требовали экспозиции до нескольких десятков минут (их чувствительность была примерно 4 ISO), затем время экспозиции было уменьшено к облегчению многих портретируемых путем применения светосильной оптики и совершенствования процесса. Дагерротипы были популярны в 1840-50 годах особенно для портретной фотографии, впоследствии они были вытеснены более дешевыми амбротипами и тинтипами. Процесс изготовления дагерротипов включает сложную последовательность действий. Полированная медная пластина покрывается тонким слоем серебра и попеременно окуривается парами йода и брома. После создания светочувствительного слоя производится экспонирование. Затем засвеченная пластинка окуривается парами ртути и помещается в фиксирующий раствор
Примечание
- *«Коллекция портретов русских литераторов», созданная Сергеем Львовичем, известна нам по кабинетам и учебникам литературы в школе — портреты русских писателей второй половины XIX века — это как раз репродукции с фотографий Левицкого