АвторЕлена Горская

Фауст ГётеКто ищет, вынужден блуждать…Иоганн Вольфганг фон Гёте «Фауст»
И. В. Гёте

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Фауст — драма всей жизни Иоганна Вольфганга фон Гёте. «Фауст» — национальная гордость немцев. Текст — это сплошные цитаты для многих поколений. «Гёте был Фауст и Фауст был Гёте», — говорил биограф великого поэта.

Идея драмы зародилась в детстве, когда Иоганну подарили кукольную комедию о чародее Фаусте. По признанию Гёте, она доставляла ему огромную радость, чудесной музыкой «на все лады звучала и звенела» в душе его. Хотя сама легенда об алхимике Фаусте, столь распространенная в Германии, была отнюдь не романтична, и сведения о его жизни крайне скудны.

Он родился около 1480 года в городе Книттлинген. Когда ему было лет 30, то он получил место учителя в Крейцнахе, но сбежал оттуда из-за преследований своих сограждан. Чернокнижник и астролог Фауст разъезжал по Европе, убеждая людей, что может сотворить все чудеса Иисуса Христа и «воссоздать из глубин своего познания все произведения Платона и Аристотеля, если бы они когда-нибудь погибли для человечества». В 1539 году след его теряется. Однако сохранились записи о страшной гибели некоего учёного.

Поздней осенней ночью 1540 года в небольшую гостиницу Вюртембергского королевства сотрясал грохот падающей мебели и душераздирающие крики. Позже местные жители утверждали, что «в эту страшную ночь разразилась буря при ясном небе; из печной трубы гостиницы несколько раз вырывалось пламя синего цвета, а ставни и двери в ней начали хлопать сами по себе. Крики, стоны, непонятные звуки продолжались не менее двух часов. Только под утро перепуганные хозяин и прислуга осмелились проникнуть в номер. На полу комнаты среди обломков мебели лежало скорченное тело человека. Казалось, несчастного колотили кувалдой. Это был обезображенный труп доктора Иоганна Фауста. Горожане утверждали, что шею доктору сломал демон Мефистофель, с которым он заключил договор на 24 года. По истечении срока демон убил Фауста и обрек его душу на вечное проклятие». А в немецком городе Виттенберге на Collegienstrasse установили мемориальную доску, согласно которой Фауст жил в 1480-1540, из них в Виттенберге с 1525 по 1532 годы.

В 1587 году в Германии вышла книга «История доктора Фауста, известного волшебника и чернокнижника», автор которой остался неизвестен, а издал ее книгопродавец Иоганн Шпис. Сочинение осуждало Фауста как безбожника, продавшего душу дьяволу: «дабы служить устрашающим и отвращающим примером и искренним предупреждением всем безбожным и дерзким людям». Английский драматург Кристофер Марло написал «Трагическую историю доктора Фауста» (впервые издана после смерти автора в 1604 году), «облагородив» немецкую легенду, объяснив поступки своего героя «неутолимой жаждой знаний». В Германии из нее сделали пьесу для кукольного театра. Она пользовалась большой популярностью на ярмарочных представлениях на протяжении столетий. Один из вариантов этой пьесы и стал любимой игрой молодого Гёте.

Первые сведения о «Фаусте» Гёте появились в 1775 году. Тогда в Веймаре поэт читал некоторые отрывки своим знакомым. Полагают, что эти стихи он впоследствии уничтожил. Однако одна из фрейлин Веймарского двора сделала список с рукописи. Он был обнаружен в архиве и, начиная с 1887 года, стал издаваться в сочинениях Гёте под названием «Пра-Фауст». Осуществление замысла продвигалось вперед очень медленно. Не сумел Гёте завершить драму и к выходу в свет своего первого собрания сочинений (1787-1790). Правда, в седьмом томе был опубликован фрагмент «Фауста». Он произвел большое впечатление на современников*.

Ф. И. Шаляпин

Фёдор Шаляпин в роли Мефистофеля

В одном из писем от 21 июня 1797 года Гёте сообщал Иоганну Шиллеру, что «решил обратиться к «Фаусту» и если не закончить, то хотя бы значительно продвинуть его вперед». «Закончил первую часть «Фауста», — через девять лет Гёте записал в своем дневнике. Произошло это спустя год после смерти Шиллера. Но только в восьмом томе нового собрания сочинений поэта 1808 года произведение увидело свет под названием «Фауст. Трагедия».

Гёте очень раздражался, когда его спрашивали про главную идею «Фауста»: «Вот они подступают ко мне и спрашивают, какую идею хотел я воплотить в своем Фаусте? Как будто я сам это знаю и могу это выразить! — Фауст есть все же нечто совершенно несоизмеримое, и тщетны все попытки принять во внимание, что первая часть порождена несколько смутным состоянием души, но именно эта смутность и привлекает к себе людей, и они ломают себе над нею голову, как над всеми неразрешимыми проблемами».

Вторая часть «Фауста» появилась спустя четверть века. Гёте приступил к ней, когда перешел через рубеж своего 75-летия. «Главное дело» — так обозначил он эту работу. Титанический труд длился с 1825 до середины августа 1831 года. Толчком к завершению разрозненной второй части послужила также и смерть Джорджа Байрона. Завершив поэму, старец-поэт вложил рукопись в большой конверт и запечатал. Он завещал опубликовать «Фауста» после своей смерти. Гёте был чрезвычайно счастлив, свидетельствовал его биограф-секретарь Иоганн Эккерман, когда полностью завершил вторую часть: «На мою дальнейшую жизнь я могу смотреть как на простой подарок. И теперь уже в сущности все равно, что я буду делать, и буду ли я делать что-нибудь».

Скончался Гёте 22 марта 1832 года в двенадцать пополудни, в час своего рождения. А спустя несколько месяцев в первом томе посмертного собрания сочинений Гёте, который редактировали Эккерман и Ример, вторая часть великой трагедии стала достоянием читателей.

GeteСпасён высокий дух от зла
Произведеньем божьим:
«Чья жизнь в стремлениях прошла,
Того спасти мы можем».

А за кого любви самой
Ходатайство не стынет,
Тот будет ангелов семьёй
Радушно в небе принят…Иоганн Вольфганг фон Гёте «Фауст»

ГётеГЁТЕ, Иоганн Вольфганг (нем. Goethe) (1749-1832) — Немецкий писатель, основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель. Первые произведения Гёте, драма «Гец фон-Берлихинген» и роман в письмах «Страдания молодого Вертера», поставили его во главе течения «Бури и Натиска». Однако, этот период закончился для Гёте еще раньше, чем для Шиллера. «Туманные неясные республиканские идеалы периода бурных стремлений... скрылись перед внезапным зрелищем переворота у соседей!». Политическая отсталость Германии того времени, ее общественная разрозненность, отсутствие крупных объединяющих культурных центров породили отвращение от действительности и культ искусства, в котором находили средство освобождения от реальности, ухода от нее в область созданного фантазией идеального мира. Но и в самом искусстве отсутствие живого, захватывающего, достойного художественной обработки материала вызывало повышенный интерес к чисто формальным задачам, к процессу творчества, к художественной технике произведений. К этому присоединилось еще увлечение античным миром, древней Грецией, как родиной идеальной красоты и искусства. Этими тремя чертами — уходом от действительности (олимпийством), возвеличением искусства и культом античности — определяется классицизм, литературное направление, созданное Гёте и Шиллером в зрелый период их творчества. К эллинистическим произведениям Гете относятся драмы «Ифигения» и «Тассо», «Римские элегии» и небольшая эпическая поэма «Герман и Доротея». Одно из стихотворений эллинистического характера «Путешественник и поселянка» переведено Жуковским. Им же переведена и знаменитая баллада «Лесной царь». Величайшее произведение Гёте, драматическая поэма «Фауст» писалась им в течение всей его жизни и отражает в себе весь пройденный им путь. «Фауст» был задуман Гёте в ранней молодости и в первой его части отразилась еще эпоха бурных стремлений, закончен же он был лишь в последние десятилетия жизни Гёте. В «Фаусте» наиболее полно выразилось все, что занимало и волновало современников Гёте — людей, стоявших на рубеже XVIII и XIX века

modal_quad ×

Примечание

  • * На сегодняшних аукционах библиофилы за него предлагают не менее $8000
artpolitinfo_quad

скрипторий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в скрипторий
hameleon
Инкунабулы русских сказок

Истории печатания русских сказок менее 300 лет. Они всегда хранились в памяти народной, как и...

Закрыть