У детей — граждан РФ — может быть один общий учебник истории, один общий учебник русского языка и один общий учебник русской литературы. Это главные дисциплины, которые не только обучают, но и воспитывают, формируют личность, мировоззрение человека, его самоидентификацию как неотъемлемую часть нашего народа. Культура человека определяется знанием языка, истории и литературы, и поэтому прямая задача государства обеспечить качественное единство образования по этим предметам и единое культурное пространство. Нервная реакция оппонентов законопроекта обусловлена коммерческими интересами потенциальных авторов учебников и учебных пособий, сборников текстов и других дидактических материалов. Вариативность — это коммерческий интерес и тех, кто распределяет бюджетные деньги, интересов ребенка здесь нет, У нас же не возникает мысль, что гражданство может быть вариативным, но мы привыкли, что в образовании такая практика существует…
Если нам дадут единый учебник литературы, это значит, что нам дадут единственную последовательность единственного набора произведений с единственной системой интерпретации. Это убивает на корню всю идею чтения художественных текстов. Они хотят внести в закон норму, которая не позволит учителю работать без учебника. Сейчас я могу отложить учебник в сторону и работать без него. Яровая же хочет заставить меня «проходить» конкретный учебник. Это самая крепкая удавка, какую можно придумать. Ведь учебник — это не просто список произведений, как в программе, которые я могу по-своему компоновать и что-то свое о них рассказывать. Тут все уже скомпоновано и все рассказано. Осталось только выучить. Мы так и не научим детей читать. Чтобы привить ребенку любовь к чтению, учитель должен предлагать ему что-то интересное и новое. Он должен иметь возможность принести книгу, которая только вчера получила литературную премию, но её нет ни в каком списке и учебнике. А детей зачастую цепляет что-то новое, актуальное. Он потом через это придёт к классике, но интерес к литературе ему надо прививать сейчас, посредством тех книг, которые ему интересны. Для этого у учителя должна быть хоть какая-то свобода маневра. Нам же предлагают новый вариант обожествления и сакрализации классики, чтобы мы очень серьёзно относились к литературе. Не читать, а почитать — с серьёзной миной. Но мы же работаем с детьми. Как можно не понимать этого?..
ЕДИНЫЙ УЧЕБНИК ПО ЛИТЕРАТУРЕ — 12 мая председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая внесла законопроект, в котором предложила ввести в России единые учебники по истории, литературе, русскому языку и математике. Как было заявлено: концепция единого учебника по литературе будет готова к 2018 году. Работу уже начали специалисты из Литературного института имени Горького и Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: заявления И. Яровой* «Пора следить за своим языком», «Яровая предложила написать единые учебники по литературе и русскому языку», «В России хотят ввести единые учебники литературы и русского языка», а также фрагменты интервью с С. Волковым** «Вернуть все как было при бабушке», «На «Открытой трибуне» обсудили законопроект по единым учебникам русского языка и литературы».
- * Яровая, Ирина Анатольевна (17.10.1966 года, Макеевка, Донецкая область) — депутат Государственной думы. Получила известность как автор и соавтор ряда спорных законопроектов. С 1997 по 2007 год состояла в партии «Яблоко», от которой избиралась в Совет народных депутатов Камчатской области. В финансировании политической деятельности Яровой на Камчатке, в том числе и её предвыборных кампаний, участвовали нефтяная компания «ЮКОС» и созданный М. Ходорковским фонд «Открытая Россия». И. А. Яровая активно участвовала в деятельности фонда, а в 2002—2006 годах являлась куратором Камчатского отделения «Открытой России». В октябре 2007 году вышла из «Яблока» и вступила в партию «Единая Россия». Став «единоросской», изменила свою прежнию позицию и теперь активно поддерживает президента и правительство
- ** Волков, Сергей Владимирович (26.03.1971, Калинин (Тверь)) — учитель русского языка и литературы школы № 57, член Общественного совета при Минобразования. Педагогический стаж — 20 лет. В 2013 году присвоено звание «Почётный работник общего образования РФ». Доцент факультета филологии ВШЭ. Член Союза журналистов Москвы, главный редактор журнала «Литература», член Орфографической комиссии при Академии наук РФ. Преподает историю русской литературы в Школе-студии МХАТ. Неоднократно участвовал в передачах по образовательной тематике. Автор множества статей, автор и составитель ряда книг по литературе и русскому языку для педагогов-словесников и для школьников, в том числе двух популярных энциклопедий — по русскому языку и литературе