Активная травля Андрея Платонова началась уже в 1929 году, когда его рассказ «Усомнившийся Макар» стал мишенью критики лидера РАПП Авербаха:
Рассказ Платонова — идеологическое отражение сопротивляющейся мелкобуржуазной стихии. В нём есть двусмысленность, в нём имеются места, позволяющие предполагать те или иные «благородные» субъективные пожелания автора. Но наше время не терпит двусмысленности; к тому же рассказ в целом вовсе не двусмысленно враждебен нам!..[1]
В марте 1929 года Платонов пишет первую редакцию повести-хроники «Впрок». Её отклоняют многие журналы и издательства, пока всё-таки не публикуют (в новой редакции) в 1931 году в журнале «Красная новь». По убеждению многих, эта публикация сломала жизнь Андрею Платонову, хотя с другой стороны очевидно — обречённым он был изначально, хотя бы вследствие того, что Горький назвал «анархическое умонастроение, видимо свойственное природе «духа».
Так или иначе, но «Впрок» попала на стол «вождю народов».
Этой своей запиской в редакцию журнала «Красная новь» вождь сказал «фас», и «собаки» — кто в азарте, кто из зависти к очевидному таланту автора, кто из страха — кинулись лаять и кусать:
Во избежание всяких кривотолков считаю своим долгом заявить: я считал и считаю этот рассказ возмутительно издевательским, контрреволюционным. При обсуждении его я категорически протестовал против его напечатания. Ныне по редакциям журналов путешествует такой же возмутительный рассказ об ударничестве того же автора. Боюсь, что найдётся «великодушный» редактор, который его напечатает…[2]
И так далее, и тому подобное. Солистом этого «хора», несомненно, стал Александр Фадеев, тогда редактор «Красной нови» и инициатор публикации повести[4]:
Относительно этой статьи Фадеева, литератор В. Полонский записал в своём дневнике:
История с повестью почти вычеркнула А. Платонова из «публичной литературы». Когда в 1934 году проходил I съезд советских писателей, определивший социалистический реализм единственной «верной дорогой» для литературы, имя Платонова даже не упоминалось, однако все его попытки «вернуться» встречали «бдительный приём»[7].
Первая после 1929 года книга Платонова — сборник рассказов «Река Потудань» — была опубликована в 1937 и сразу же подверглась критике. «Религиозное душеустройство», — так диагностировал А. Платонова А. Гурвич [8].
В этом же 1937 году Платонов начинает делать первые наброски к новому роману «Путешествие из Ленинграда в Москву в 1937 году»[9]. Сдача романа в издательство «Советский писатель» планировалась в июле 1938. Но двадцать девятого апреля 1938 года был арестован и осуждён по 58-й статье единственный сын Платонова, пятнадцатилетний школьник. Он был освобождён из лагеря (благодаря содействию М. А. Шолохова и других друзей и поклонников писателя) лишь в 1941, смертельно больным, и через два года умер[10].
С 1938 года разворачивается очередная кампания против Платонова, один за другим следуют: донос в ЦК, приостановка издания книги «Размышления читателя», с политическими обвинениями Платонова как критика выступают В. Ермилов[11] и тот же А. Фадеев, статья Платонова «Пушкин и Горький» названа «путаной» и «насквозь антимарксистской», «оскорбительной для памяти великого пролетарского писателя»[12] и так далее.
С октября 1942 года и до конца войны Платонов трудится фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». За это время вышли из печати четыре книги его военной прозы: «Одухотворённые люди» (1942), «Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945). Его очерки и рассказы с подписью «Действующая Армия» печатались на страницах «Красной Звезды» и «Красноармейца».
Однако травля не замерла, её лишь приструнили на время, очевидно, из «тактических соображений». Уже в 1943 году не проходит цензуру книга «О живых и мёртвых». А в 1946 году на А. Платонова обрушивается критика за рассказ «Семья Иванова» (другое название — «Возвращение»)[13], который был объявлен «клеветой на советскую семью и героя-солдата»:
И тут не отставал «певец «молодой гвардии» Фадеев:
Серьёзным идейным провалом является напечатание в №10/11 «Нового мира» лживого и грязноватого рассказца А. Платонова «Семья Иванова». Автор не видит и не желает видеть лица советского человека, а уныло плетётся сзади, в хвосте, являя собой пример обывательской отсталости, косности и пошлости, перерастающей в злопыхательство…[15]
С этого момента рассказы Платонова снова возвращают ему из редакций с резолюцией «не пойдёт». Всё его послевоенное творчество, как и ранее, зовётся «клеветой на советскую власть». Платонова рискуют печатать лишь детские газеты и журналы[16].
Умирал он тяжело, долго, лишённый профессии, в непризнании и бедности. М. Шолохов и «злая тень» Платонова, Фадеев (в тайне) помогали ему материально. Как пишут биографы: «Шолохов — потому что был влюблён в его прозу и личность, Фадеев — потому что чувствовал свою вину перед ним». Андрей Платонов скончался от туберкулёза. Он похоронен в Москве на Армянском кладбище рядом с сыном.
Власть у нас вся научная, а солнце не светит!
— Вредительство, пожалуй что!
— Сколько строили, думали — у нас пасмурности не будет, букеты распустятся, а оно стоит холодное!
— Это же горе! Как встанешь, глянешь, что оно не светит, так и загорюешь весь от головы вниз!
— Вон старики наши перестали верить в бога, а как солнце не загорелось, то они опять начали креститься.
— Дедушка Павлик обещал ликвидировать бога как веру, если огонь вспыхнет на каланче. Он тогда в электричество как в бога обещал поверить.
— А горело это солнце хоть раз? — спросил я у народа.
— Горело почти что с полчаса! — сказал народ и заотвечал дальше, споря сам с собой.
— Больше горело: не бреши!
— Меньше — я обрадоваться не успел!
— Как же меньше, когда у меня слёзы от яркости потекли?!
— Они у тебя и от лампадки текут.
— Ярко горело? — спросил я.
— Роскошно, — закричали некоторые.
— У нас раздался было научный свет, да жалко, что кончился, — сказал знакомый мне смазчик.
— А нужно вам электрическое солнце? — поинтересовался я.
— Нам оно впрок; ты прочитай формальность около тебя.
Я оглянулся и увидел бумажную рукопись, прибитую гвоздями к специальной доске. Вот этот смысл на той бумаге:
«Устав для действия электросолнца в колхозе «Доброе начало»:
1. Солнце организуется для покрытия тёмного и пасмурного дефицита небесного светила того же названия.
2. Колхозное солнце соблюдает свет над колхозом с шести часов утра до шести часов вечера каждый день и круглый год. При наличии стойкого света природы колхозное солнце выключается, при отсутствии его включается вновь.
3. Целью колхозного солнца является спускание света для жизни, труда и культработы колхозников, полезных животных и огородов, захватываемых лучами света.
4. В ближайшее время простое стекло на солнце надо заменить научным, ультрафиолетовым, которое развивает в освещённых людях здоровье и загар. Озаботиться товарищу Кондрову.
5. Колхозное электросолнце в то же время культурная сила, поскольку некоторые старые члены нашего колхоза и разные верующие остатки соседних колхозов и деревень дали письменное обязательство — перестать держаться за религию при наличии местного солнца. Электросолнце также имеет то прекрасное значение, что держит на земле постоянно яркий день и не позволяет скучиваться в настроеньях колебанию, невежеству, сомнению, тоске, унылости и прочим предрассудкам и тянет всякого бедняка и середняка к познанию происхождения всякой силы света на земле.
6. Наше электросолнце должно доказать городам, что советская деревня желает их дружелюбно догнать и перегнать в технике, науке и культуре, и выявить, что и в городах необходимо устроить районное общественное солнце, дабы техника всюду горела и гремела по нашей стране.
7. Да здравствует ежедневное солнце на советской земле!
ПЛАТОНОВ, Андрей Платонович (настоящая фамилия Климентов; 01.09.1899, Воронеж — 05.01.1951, Москва) — прозаик, публицист, драматург и литературный критик. Один из самых выдающихся и самобытных по стилю русских писателей XX века. Участвовал в гражданской войне. В 1926 году опубликовал свои первые повести («Эфирный тракт», «Епифанские шлюзы», «Город Градов»). Самый известный его роман «Чевенгур» был написан в 1929 году, но был опубликован только в конце восьмидесятых. В Чевенгуре Платонов подверг критическому пересмотру, порою доводя до абсурда, свою веру в революционные преобразования и надежды построить революционный рай, которые находили выражение в его ранних произведениях. В 1931 году, после публикации повести «Впрок», подвергнутой резкой критике Фадеева и Сталина и признанной «клеветой на «нового человека», на ход социалистических преобразований, произведения Платонова перестают печатать. Ради заработка он был вынужден писать литературно-критические статьи под псевдонимом. С 1942 по 1945 год служил военным корреспондентом на фронте. В 1946 году, после публикации рассказа «Возвращение» («Семья Иванова»), Платонов снова подвергается резкой критике за клевету, после чего полностью лишается возможности публиковаться и умирает в глубокой нужде. Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо и другие сказки» была издана в 1954 году, уже после смерти автора
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо». При составлении публикации были использованы материалы: Б. Сарнов «Сталин и писатели»; Н. В. Корниенко «Андрей Платонович Платонов»; Торчинов В. А., Леонтюк А. М. «Слава — солнце мёртвых»; А. П. Платонов «Впрок» и другие открытые источники. Дополнительно о творчестве А. П. Платонова см. на сайте «АртПолитИнфо» — «Андрей Платонов | Иван Митрич», «У кого в штанах лежит билет партии, тому надо беспрерывно заботиться, чтоб в теле был энтузиазм труда»
- [1] см. Л. Авербаха «О Целостных масштабах и частных Макарах», «Октябрь», 1929, №11
- [2] см. письмо бывшего редактора журнала «Красная новь» Семёна Канатчикова Иосифу Сталину, шестое июня 1931 года
- [3] см. А. Селивановский «В чём «сомневается» Андрей Платонов», «Литературная газета», десятое июня 1931 года
- [4] Интересно, что В. Каверин в своих мемуарах указывал: «Нельзя не отметить, что по отношению к Платонову Фадеев должен был испытывать особое чувство вины. Именно по его вине жизнь Платонова была уродливо и безжалостно искажена. В повести «Впрок» в «Красной нови» Фадеев, редактор журнала, подчеркнул те места, которые необходимо было, как он полагал, выкинуть по политическим причинам. Вёрстку он почему-то не просмотрел, и подчёркнутые им места в типографии набрали жирным шрифтом. В таком виде номер журнала попал на глаза Сталину» (Каверин В. Эпилог / Нева, 1989, №8)
- [5] см. А. Фадеев «Об одной кулацкой хронике», «Известия», третье июля 1931 года
- [6] Из дневника Вячеслава Полонского, четвёртое июля 1931 года
- [7] К примеру, восемнадцатого января 1935 года «Правда» печатает «разоблачительную» заметку «Дремать и видеть наполовину» Н. Никитина о рассказе А. Платонова «Такыр»; пятого марта о новых произведениях Платонова («Такыр», «Семейство», «Скрипка», «О первой социалистической трагедии») и прежних «кулацких позициях» и настроениях говорится в докладе оргсекретаря СП СССР А. Щербакова (Второй пленум правления Союза писателей. М., 1935), и так далее
- [8] «Труд» Гурвича был опубликован в «Красная новь», 1937, №10. А. Платонов в ответ опубликовал статью «Возражение без самозащиты», «Литературная газета», 1937, двадцатое декабря
- [9] В феврале 1937 года Платонов проехал на перекладных по маршруту «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и пушкинского «Путешествия из Москвы в Петербург»
- [10] С. Волков в работе «История русской культуры XX века» так описывал этот эпизод: «В писательской среде, где о сталинском разгневанном отзыве 1931 года знали очень многие, к Платонову относились как к человеку обречённому. Но беда подкралась к Платонову с нежданной стороны: 4 мая 1938 года был арестован едва достигнувший шестнадцати лет сын писателя Платон (Тоша), по доносу соученика по классу (они оба были влюблены в одну девушку) обвинённый в участии в «антисоветской молодёжной террористической организации». Хлопотать за осуждённого на ссылку в Сибирь юношу вызвался поклонник Платонова Шолохов. Как рассказывал сам Платонов, Шолохов дошёл до Сталина, который тут же при нём запросил по телефону информацию о Тоше. Юношу вернули в Москву, заново рассмотрели его дело, благожелательно выслушали его объяснения, что сознался он в терроризме «под угрозой следователя, который заявил, что если я не подпишу показания, то будут арестованы мои родители». Сын Платонова оказался в числе немногих, в отношении которых сталинская фемида просигналила «обратный ход»: накануне войны его выпустили на свободу». Однако некоторые другие источники указывают, что Шолохов так и «не дошёл до Сталина», и сына Платонова освободили вследствие заступничества Шкловского, который, каким-то образом, уговорил прокурора Вышинского. Существуют и другие версии
- [11] см. «О вредных взглядах «Литературного критика», «Литературная газета», десятое сентября 1939 года
- [12] см. «О некоторых литературно-художественных журналах», Большевик, 1939, №11
- [13] Рассказ был напечатан в «Новый мир», 1946, №10-11
- [14] см. В. Ермилов «Клеветнический рассказ А. Платонова», «Литературная газета», четвёртое января 1947 года
- [15] см. А. Фадеев «О литературно-художественных журналах», «Правда», второе февраля 1947 года
- [16] В последние годы своей жизни, уже будучи тяжело больным, А. Платонов работал над переложениями народных сказок. При поддержке М. А. Шолохова были изданы книги: «Финист — Ясный Сокол» (1947), «Волшебное кольцо» (1949), а также «Башкирские народные сказки» (1947). Последним произведением, над которым работал писатель, была пьеса-мистерия «Ноев ковчег (Каиново отродье)». Пьеса осталась незаконченной