АвторРЕДАКЦИЯ САЙТА

Дом Глухого

Схема расположения картин в Доме глухого

Годы перед эмиграцией во Францию, где закончилась его земная жизнь, Франциско Гойя провел под Мадридом на берегу Мансанареса, в доме, получившем название «Дом Глухого». Единственными людьми, разделявшими его одиночество, были экономка Леокадия и ее дочь. Настенными росписями, своё убежище Гойя превратил в дом-шедевр.

Гойя купил поместье — «двадцать два акра посевной земли с домом… за Сеговийским мостом, на той стороне, где некогда стояла обитель святого «ангела-хранителя» в 1819 году. По мистического совпадению, какие часто бывали в его жизни, в соседнем доме жил человек, который, так же как и Гойя, был глух. Первоначально именно дом «соседа» местные жители прозвали «Quinto del Sordo» — Дом Глухого. Только после смерти Гойи так стали называть и его собственный дом.
Оштукатуренные стены дома покрыты огромными росписями, выполненными маслом. «Черные картины» (как назвали их позднее[1]) — порождение странных и страшных видений и снов испанского гения. Тёмный ужас, вырвавшийся на стены.
На первом этаже по обе стороны от входа расположены изображения красивой женщины (скорее всего, это донья Леокадия) и двух мужчин: один, весь мрачное волнение, что-то шепчет на ухо второму, внешне спокойному. На противоположной стене Гойя написал свою Юдифь[2], замахивающуюся мечом, далеко не канонический образ. А рядом, на той же стене невероятный по силе изображения и по нескрываемому душевному аду — «Сатурн, пожирающий своего сына». «Неоправданую жестокость», одновременно отталкивающую и притягивающую, с которой изображена сцена разрывания младенца, шокированные поклонники склонны относить к «безумию» автора.
На длинных боковых стенах располагались две огромные росписи — «Паломничество к святому Исидору»[3] и «Шабаш ведьм».[4] «Паломничество» — это толпа безумцев и пьяниц, в «Шабаше ведьм» — искаженные лицами, вурдалаки и ведьмы, устремляющиеся к огромному черному козлу —  гигантской тени.
Второй этаж — продолжение кошмара. «Две смеющиеся женщины» и «Старики за похлебкой» — гримасы, извращённые эмоции, как вывернутые наизнанку сердечные травмы. «Бычьи пастухи» жестоко и бессмысленно избивают друг друга.
В следующей работе — безжалостная судьба, старухи, богини парки.[5] Одна из самых любопытных картин цикла — «Утес, обстреливаемый из орудий» (она же «Асмодей»). Две огромные фигуры, летящие к городу на скале, парят над толпой, не обращая внимания на стрелков, которые целятся в них из прикрытия. И завершают всё «Чтение» и «Собака», из последних сил сражающуюся с земными валами, которые в любой момент могут на нее обрушиться.
«Черные картины» оставались на стенах «Дома Глухого» до 1870-х годов, после чего их купил барон Эмиль Эрлангер, немецкий банкир и коллекционер живописи. Картины перенесли со стен на холст и выставили в 1878 году в Париже.
В 1881 году они были подарены мадридскому музею Прадо. Сам Дом разрушен.

Слайдшоу, основанное на росписях «Глухого Дома»

ГОЙЯГОЙЯ, Франсиско — (полные имя и фамилия Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес) (30.03.1746, Фуэн-детодос близ Сарагосы, Испания —16.04.1828, Бордо, Франция) величайший испанский художник. Родился в семье мастера-позолотчика. Учился в Сарагосе у X. Лусан-и-Мартинеса, потом (1769 г.) отправился в Италию. В 1771 г., получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на античную тему, вернулся в Сарагосу, где писал фрески. Около 1773 г. Гойя обосновался в Мадриде. В 1776—1780 и 1786—1791 гг. художник выполнил свыше 60 панно для королевской шпалерной мануфактуры — они служили образцами (картонами) для ковров. На панно он изображал яркие сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений. С начала 80-х гг. XVIII в. Гойя получил известность как портретист. Первые его работы в этом жанре отличались парадностью (портрет графа Флоридабланка, 1782—1783 гг.). Однако со временем всё больше начинают ощущаться интимность и лёгкая ирония по отношению к модели. В 1780 г. Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, в 1786 г. назначен придворным живописцем. В этот период художник сблизился с испанскими просветителями Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом и М. X. Кинтаной. Осенью 1792 г. Гойя тяжело заболел и оглох, однако не оставил работу. Одним из самых ярких произведений Гойи считается первая большая серия сатирических офортов «Капричос» (исп. «фантазия», «игра», «воображение»; 80 листов с комментариями художника, 1797—1798 гг.). Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции. Здесь, вдали от родины, он писал портреты своих друзей-эмигрантов, осваивал новую технику литографии

modal_quad ×

Примечание

  • [1] Название всем картинам «Дома» давал не Гойя, а, уже после смерти художника, его друг, Антонио Бругадо.
  • [2] Юдифь — иудейская героиня, «красива видом и весьма привлекательна взором» (Иудифь. 8:7). После того, как войска ассирийцев осадили её родной город, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца. Когда он напился и заснул, она отрубила ему голову, и принесла её в родной город, который таким образом оказался спасен.
  • [3] «Паломничество» кривое зеркало перефраза ранней работы Гойя — эскиза картона для гобелена «Праздник в Сан-Исидоро».
  • [4] Гойя и раньше писал «Шабаш» для графини Осуна, там сцена вполне безобидна и даже игрива.
  • [5] Парки — три богини судьбы в древнеримской мифологии. Соответствовали мойрам в древнегреческой мифологии: Нона — тянет пряжу, прядя нить человеческой жизни (то же что мойра Клото), Децима — наматывает кудель на веретено, распределяя судьбу (то же что мойра Лахезис), Морта — перерезает нить, заканчивая жизнь человека (то же что мойра Атропос). Гойя не раз обращался к этому образу, к примеру их известное изображение на листах «Капричос»
artpolitinfo_quad

живопись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в живопись
Амброджо Лоренцетти. Аллегория дурного правления. Фреска, деталь. 1337-1339. Сиена, Палаццо Пубблико
Амброджо Лоренцетти — плоды доброго и дурного правления

Знаменитые фрески Зала Девяти[1] Амброджо Лоренцетти: «Аллегория доброго правления», «Плоды доброго правления» и «Аллегория дурного...

Закрыть