АвторАртур Кампф

Arthur Kampf Der Kampf des Lichts gegen die Finsternis
Sokolova_NadezhdaСреди них есть немало очень неплохих живописцев, скульпторов, прекрасных архитекторов, талантливых инженеров. Они несут на себе крест забвения, их имена долго были непроизносимыми. Как существовал в Германии «запрет на профессию», так и существовал негласный запрет и на их творчество. Их забыли. Надолго… Надежда Соколова об искусстве Третьего Рейха
Слайдшоу, основанное на работах Артура Кампфа
Arthur Kampf4 Arthur Kampf17 Arthur Kampf16 Arthur Kampf15 Arthur Kampf13 Arthur Kampf12 Arthur Kampf11 Arthur Kampf10 Arthur Kampf8 Arthur Kampf6 Arthur Kampf3
Arthur Kampf4

 

gitler

Войны начинаются и кончаются. Остаются лишь сокровища культуры. Отсюда моя любовь к искусству. Живопись, музыка, архитектура — разве это не те силы, которые указывают путь грядущим поколениям…Адольф Гитлер
А. Кампф

Артур Кампф, сталевары, героизация труда

О художниках Третьего Рейха

Артур Кампф писал в основном картины на мифологические сюжеты. Третий Рейх считал его работы частью «крови и почвы», и в 1944 году Адольф Гитлер собственноручно внёс его имя в лист «незаменимых», особую часть знаменитого списка Gottbegnadeten-Liste[1]. Фюрер любил его за «приверженность академической манере и соответствию национальной исторической тематике». Можно сказать, что Артур Кампф олицетворял абсолютно «здоровый консерватизм» и ему  было комфортно внутри идеологии «крови и почвы».

Надо отметить, что сегодня общепринятой стала точка зрения, что во времена Третьего Рейха вся творческая жизнь проходила целиком и полностью под девизом: «Искусство не должно быть изолировано от крови и почвы», вследствие чего, к примеру многие художники были вынуждены подавать свои в целом аполитичным картины под определённым соусом, или хотя бы именовать их (если это пейзажи) «согласно правилам»: «немецкие Земли» или «немецкий Дуб» и тд. Считается, что в Германии тех лет творческая оригинальность не поощрялась, процветали бездарные мазилы-стилизаторы, а те кто не желал «соответствовать германскому духу» самое малое попадали под «запрет на профессию». Доля истины в таком взгляде есть, но всё же не столь примитивно и однозначно[2]. В статье «Роль изобразительного искусства в политике Третьего Рейха» Надежда Соколова отмечает:

При всем внимании к роли искусства в Третьем Рейхе, его эстетические идеалы оставались не ясны. Нет, конечно, общие положения и идеи прослеживались в политике руководства, но четко прописанной гражданской концепции не существовало. Робкие попытки привести свои позиции к единому цельному началу предпринял Альфред Розенберг [3] в своем труде «Миф XX века». Так сложилось, что этот выходец из Таллина был чуть ли не единственным теоретиком всей национал-социалистической идеологии Третьего Рейха. Он являлся приверженцем консервативного подхода к оценке предметов искусства. Как сторонник всего традиционного и классического, Розенберг был первым, кто начал борьбу против «вырожденческого дегенеративного» искусства. К его сожалению, заведующим вопросами культуры и искусства Гитлер в последствии назначил не Розенберга, а его давнего противника Йозефа Геббельса. Можно считать, что эти два человека имели и противоположные взгляды на развитие немецкого искусства, если такое вообще возможно в условиях партии. Но, действительно, Геббельс был, на мой взгляд, наиболее гибким в плане политики и отличался более современным отношением к на тот момент актуальному, авангардному искусству…

Итак, 22 сентября 1933 года в Германии была законодательно учреждена Палата культуры рейха во главе с д-ром Геббельсом.  Назначение Палаты определили следующим образом:

С целью осуществления немецкой культурной политики необходимо собрать творческих работников во всех сферах в единую организацию под руководством рейха. Рейх должен не только определить направление интеллектуального и духовного прогресса, но и организовать деятельность работников различных сфер культуры и руководить ею…

Всего было создано семь «подпалат»: изобразительных искусств, музыки, театра, литературы, прессы, радиовещания и кинематографии. Все немцы, занятые в этих сферах, были обязаны вступить в соответствующие палаты, решения и указания которых имели силу закона. Любая творческая деятельность без наличия соответствующих членских документов строго каралась[4].
Однако следует заметить, что членство в палате обеспечивало неплохие доходы и уже в 1936 году в Палате искусств насчитывалось 15 тыс. архитекторов, 14 300 художников, 2 900 скульпторов, 2 300 мастеров художественных ремесел, 1 260 художников-оформителей, 2 600 издателей.
Надо сказать, что Геббельса очень волновала тема взаимосвязи пропаганды и искусства. Как он писал:

Пропаганда должна быть творческой. Она ни в коем случае не является объектом бюрократического или официального администрирования, но, скорее, объектом продуктивной фантазии. Настоящий пропагандист должен быть истинным артистом…[5]

Параллельно с Геббельсом немецкой культурой продолжал «заниматься» и Розенберг:

Чтобы как-то ограничить влияние своего противника, Альфред Розенберг создает в 1929 году (еще до учреждения Имперской палаты культуры) Союз борьбы за немецкую культуру. Если обобщать его значение, то Розенберг, в основном, следил и блюл за чистотой нацистского искусства. В принципе, эта должность вполне отвечала его мировоззрению и наклонностям. В его праве было четко контролировать национальную принадлежность художников, ликвидировать любые еврейские проявления, следить за обязательной демонстрацией нацистской идеологии и поощрять любое проявление нордического немецкого идеала красоты в творчестве художников и писателей. Хотя интересно, что четких критериев считать или не считать данное произведение национально-немецким не существовало. Как же тогда происходил отбор? На интуитивном уровне: «Смог ли бы чистокровный ариец сделать это»…

Как известно, сам Гитлер был художником и долгое время до первой мировой войны зарабатывал себе на жизнь рисованием акварелей. Его друг и личный фотограф Генрих Гофман писал:

Нужно признать, что его акварели были намного выше среднего уровня. Я сам опубликовал альбом с репродукциями его картин, и в 1936 году известный американский журнал «Эсквайр» напечатал статью о Гитлере-художнике с цветными репродукциями его картин…

Таким образом мир живописи был ему не чужд, и ему было от чего оттолкнуться утверждая:

Я убежден, что искусство, доколе оно сохраняет свои здоровые корни, является непосредственным отражением жизни души народа, бессознательно оказывает громадное влияние на народные массы, но всегда при одном условии: оно должно изображать истинную картину жизни и потенциальных способностей народа, а не искажать ее…

Придя к власти, Гитлер учредил несколько сот премий, поощряющих живописцев. Известна фраза, которую он любил повторять:

Мои художники должны жить как князья, а не ютиться по чердакам, как это обычно представляют себе романтики…

В целом, в Третьем Рейхе выделялось огромные средства на содержание образовательных учреждений, библиотек, театров, концертных залов, их число увеличилось. Когда, 18 июня 1936 года открылась «Большая немецкая художественная выставка», для неё специально был отстроен «Дом немецкого искусства» в Мюнхене. Открытие выставки сопровождалось костюмированным шествием, среди которых были 500 всадников в доспехах. Девизом парад было — «Две тысячи лет немецкому искусству». По мнению Надежды Соколовой:

Искусство периода Третьего Рейха отмечено не упадком, как может показаться на первый взгляд, а наоборот, развитием нового искусства. Это не шаг назад, не воспоминания о «великом прошлом», а шаг вперед, к новым идеалам и задачам, поставленным новым государством. Конечно, факта, что все «новое» черпало вдохновение из «старого», никто не отрицает, но все-таки цели культурной политики нацисткой Германии уже были иным…

Про это «новое», чему были призваны служить художники Третьего Рейха говорил ещё Герман Раушнинг:

Творение не завершено, Человек явно подходит к новой фазе превращения. Прежняя человеческая порода уже вошла в стадию гибели, лишь немногие выживут. Вся творческая сила будет сконцентрирована в новой породе. Она бесконечно далеко превзойдёт современного человека…

Arthur KampfКАМПФ, Артур фон (26.09.1864, Ахен — 08.02.1950, Кастроп-Рауксель) — немецкий художник и педагог в Дюссельдорфской высшей школе искусств. Родился в семье художника и придворного фотографа Августа Кампфа. В 1879—1891 учился в дюссельдорфской Художественной академии у Петера Янсена. После окончания — преподаватель, затем профессор в дюссельдорфской Академии. В 1888 написал картину Похороны императора Вильгельма I. В 1889 приехал в Берлин, в берлинскую Академию искусств. В 1912 году в Вюртемберге ему присвоено дворянское звание. В 1915—1924 возглавлял Высшую школу изящных искусств в Берлине. Был членом Прусской академии искусств. После прихода в Германии к власти национал-социалистов вступил в НСДАП. На Большой германской художественной выставке в Доме немецкого искусства в Мюнхене в 1939 году были представлены несколько его работ, в том числе принадлежавшее Имперской канцелярии полотно «Борьба света и тьмы». В том же 1939 году ему присвоено почётное звание (Adlersschild) Германской империи с посвящением Немецкому художнику. В 1944 году лично Адольфом Гитлером был внесён в особый список Gottbegnadeten-Liste — наиболее заслуженных живописцев Рейха

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации, помимо подборки работ художника Артура Кампфа для слайд-шоу, были использованы материалы: цитата Адольфа Гитлера из работы К. А. Филатова «Отражение эстетики национал-социализма в архитектуре, изобразительном искусстве и кинематографии»; статьи Надежды Соколовой «Роль изобразительного искусства в политике Третьего Рейха» и «Идеал» и «идеальное» в искусстве Третьего Рейха».
  • [1] Gottbegnadeten-Liste (в пер. с нем. — Список талантливых от бога) был составлен в 1944 году в Германии, в заключительной фазе Второй мировой войны совместно Имперским министерством народного просвещения и пропаганды и лично Адольфом Гитлером. Главный список состоял из 36 страниц, в который вошли наиболее заслуженные деятели культуры и искусства национал-социалистической Германии. Само название Gottbegnadeten-Liste находилось на титульном листе и, таким образом, являлось официальным, введённым в обращение рейсминистерством.  Так же у Гитлера были и другие, особые списки «незаменимых» деятелей культуры. Из художников в список «незаменимых» вошли:  Герман Градль, Артур Кампф, Вилли Кригель, Вернер Пейнер.
  • [2] Тут можно привести такой пример: хотя после прихода Гитлера к власти было действительно запрещено творчество более 149 писателей, сами «черные списки» нежелательных и запрещенных книг, по крайне мере официально, были обязательны только для публичных библиотек. На частных лиц и научные библиотеки эти запреты не распространялись
  • [3] Небезынтересно, что Альфред Розенберг был инициатором создания журнала «Искусство в Третьем Рейхе», который издавался вплоть до 1945 года и стоил всего 1 рейхсмарку.
  • [4] К примеру на художников или писателей, не состоящих в Имперской палате культуры, распространялся запрет на профессию.
  • [5] Так же можно вспомнить, что именно Геббельс как-то отметил, что «в век политизации масс народами нельзя править, вводя чрезвычайное положение и комендантский час с девяти часов вечера: или даешь им идеал, предмет для их фантазий и привязанности, или они пойдут своей дорогой»
artpolitinfo_quad

живопись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в живопись
Korovin_Paris
Константин Коровин — чистое искусство

Константин Коровин, — пожалуй, один из самых жизнерадостных русских художников. Всю жизнь он стремился передать радость...

Закрыть