Журналист:
— Алексей Ильич, сейчас в Новороссии украинцы убивают русских и наоборот. Торжествует мировая закулиса, сумевшая заставить славян истреблять друг друга. А может ли быть правым делом участие в гражданской войне? Могут ли её участники спасать свои души?
Алексей Осипов:
Прежде всего, я не согласен, что «украинцы убивают русских и наоборот». К сожалению, там и те, и другие убивают и своих, и других. Затем, нельзя такие вопросы ставить в столь общей форме. Это всё равно, что рассуждать: убийцы спасутся или нет? Но какие? Убийца по злобе погибнет, также согрешит и солдат на войне, если не будет убивать противника, ибо он совершит грех предательства. Сергий Преподобный послал монахов Александра и Андрея на Куликово поле конфетки давать? Кто первый вышел на бой с Челубеем?
Журналист:
— Александр Пересвет. Победив «непобедимого» богатыря Челубея, он необыкновенно поднял дух русских воинов, но умер от страшной раны. Потом погиб и Андрей Ослябя, успев отправить на тот свет многих татар. Но Преподобный Сергий благословил монахов на защиту Отечества. А в гражданской войне православные истребляют друг друга…
Алексей Осипов:
Вот я и говорю, что в общей форме этот вопрос не имеет смысла. Попытаюсь разъяснить. Армия и каждый солдат — это только инструмент в руках власти. И война с обеих сторон ведется с ней, а не с солдатами. И убийство солдат противника есть не что иное, как одна из необходимых мер борьбы с властью противника, которая рассматривается как преступная. Поэтому такое убийство не рассматривается в Православии как грех. Преподобный Сергий Радонежский не для совершения же смертного греха отправил двух монахов на Куликовскую битву. И Тарас Бульба Гоголя, расстреляв даже собственного сына, совершил нравственный подвиг, а не убийство. В условиях гражданской войны, защищая Отечество, её участники должны сами по своему разуму и по своей совести определить для себя истинную власть и, соответственно, бороться против власти преступной. А Бог видит, насколько честно каждый это делает…
ОСИПОВ, Алексей Ильич (31.03.1938, г. Белеве Тульской области) — учёный, педагог и публицист, доктор богословия. Профессор Московской Духовной Академии; член Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. В 1955 г. окончил Среднюю школу в г. Гжатске (ныне Гагарин, Смоленская обл.). В 1959 г. закончил Московскую Духовную Семинарию. В 1963 г. — Московскую Духовную Академию. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по теме: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». В 1964 г. окончил аспирантуру МДА и был оставлен при ней преподавателем. В разные годы читал лекции по Экуменизму, Истории Русской религиозно-философской мысли, Актуальным богословским проблемам, Протестантизму. С 1965 г. начал параллельно читать лекции в Московской духовной академии, а с 1966 г. и в семинарии по Основному богословию и Западным исповеданиям. В академии вел спецкурс «Основы духовной жизни в Православии». В 1969 году получил звание доцента, в 1975 г. — профессора, в 2004 г. — заслуженного профессора. В 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена ученая степень доктора богословия. С 1982 по 2006 годы – заведующий аспирантуры МДА. В 2007 году получил диплом почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа. В том же году избран действительным членом Российской Академии Естественных Наук. С 1991 года сопредседатель Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна Моск. обл.) Официальный сайт
Примечание
- * Фрагмент лекции «Молитва Иисусова и «Откровенные рассказы странника», прочитанная профессором Московской Духовной Академии Алексеем Осиповым в сентябре 2014 года (полную версию см. на YouTube)
- ** Газета «Дари добро», 11 августа 2014 года