АвторАлександр Кайдановский

Неприкасаемый | Фильм В. Мирзояна об Александре Кайдановском, 2003

kaidanovskiy

Нельзя работать, ощущая в груди мешок с негашёной известью! В последнее время сижу со словарём и учу слова: «Страдание», «мрак», «досада», «навязчивость», «насмешка», «бессонница», «обижать», «вредить»… Всё это надо заменить одним глаголом «забыть» и вторым словом «бессмысленность»… Александр Кайдановский, актёр
А. Кайдановский

Александр Кайдановский, актёр

Биографическая справка

Кайдановский, Александр Леонидович (23.07.1946, Ростов-на-Дону — 03.12.1995, Москва) — актёр, режиссёр. По словам его приёмной матери с детства «постоянно искал чего-то и от этого брался за многое, пытаясь найти в этом себя». По окончании 8 классов средней школы, Александр поступил в Днепропетровский сварочный техникум имени Б. Патона, но уже спустя год (в 1961 году) ушёл оттуда и поступил в Ростовское училище искусств. Заканчивал курс Кайдановский у Михаила Бушнова. В 1965 году Александр Кайдановский, окончив Ростовское училище уезжает в Москву. В Москве он первоначально поступил сначала во МХАТ, но потом перешёл в театральное училище имени Щукина, где и завершил свое обучение.
На втором курсе училища состоялся дебют Кайдановского в кино. В иронической фантасмагории Ирины Поволоцкой «Таинственная стена» (1967) он сыграл эпизодическую роль молодого научного сотрудника. В том же году он снялся в небольшой роли Жюля Ландо в драме Александра Зархи «Анна Каренина», а спустя год — опять же в небольшой роли в мелодраме «Первая любовь».
Окончив в 1969 году училище, Кайдановский был принят в труппу Театра имени Вахтангова, его прочили на роль князя Мышкина в «Идиоте». Однако сыграть его ему так и не довелось. Как оказалось, первый исполнитель роли знаменитый актер Николай Гриценко никому не собирался её уступать и, едва узнав о том, что кто-то ещё претендует на нее, сделал всё от него зависящее, чтобы этого не произошло. По слухам, даже больной Гриценко вставал с постели и шёл в театр — лишь бы не отдавать роль другому. И пришлось Кайдановскому играть роли типа «кушать подано». Так продолжалось до 1972 года. Сам Кайдановский вспоминал: «Вахтанговская «корпорация» отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушёл. Каким образом? Что делает актёр, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться». Как вспоминают друзья — в те дни в талант Кайдановского никто не верил, и в 1973 году он ушёл в армию.
Местом службы Александра Кайдановского стал кавалерийский полк при «Мосфильме». Именно тогда он и сыграл свою первую звёздную роль — поручика Лемке в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». К концу 70-х Кайдановский был уже достаточно известным актёром советского кино. На его счету были роли в картинах: «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пропавшая экспедиция» (оба — 1975), «Золотая речка»(1976) и другие.
В 1979 году Кайдановский сыграл главную роль в фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Как не удивительно, но именно после «Сталкера» он будто разочаровался в профессии и поступил на Высшие режиссёрские курсы в мастерскую Андрея Тарковского. Однако Тарковский уехал в Европу и Кайдановский перешёл на курс Соловьёва. Там он получал средние оценки: четвёрки и тройки. Не любил его режиссерские работы Эльдар Рязанов, и многие другие признанные в СССР деятели кино. Одной из загадок остаётся почему Кайдановский всегда уходил от разговора о Тарковском. Говорил одну и ту же фразу: «Он хорошо знал, чего он хочет». Однажды добавил: «Это единственное, в чём бы я хотел на него походить». Когда к нему обратились за воспоминаниями для книги о Тарковском, он им отказал. Так или иначе Тарковский прислал Кайдановскому в Москву приглашение сняться в «Ностальгии», однако актёра не выпустили: в Союз кинематографистов пришло анонимное письмо, в котором говорилось о том, что он ведёт себя аморально и так далее.

Дипломной работой Кайдановского был фильм «Простая смерть» (1985), по произведению Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Сегодня критики отзываются о «Простой смерти» как о «красивой аскетичной ленте, пронизанной мистикой и медитацией». Но тогда картину пришлось защищать на Госкомиссии от обвинений в «неслыханном физиологизме». «Мэтры» твердили «о недопустимых бестактностях и нравственных вольностях, допущенных автором». Чудом картину не запретили и даже отправили на кинофестиваль в испанский город Малага, где она была удостоена одного из призов. Позже Кайдановский снял драму «Гость» по произведениям Борхеса и сюрреалистическую драму «Жена керосинщика». Помимо режиссёрской работы Александр продолжал играть в кино — в вольной экранизации книги Марка Твена «Новые приключения янки при дворе короля Артура», в детективе «Десять негритят», в польско-французской картине «Ноябрь», в испанской ленте «Дыхание дьявола». Последний его фильм «Восхождение к Эрхарду» (о борьбе между любовью к богу и любовью к человеку) так и не был закончен. Последние 13 лет Кайдановский жил в коммунальной квартире на улице Воровского с котом Носферату и дворнягой Зиной. Где-то с середины 1995 года в его жизни стали происходить перемены к лучшему. Ему, наконец, выдали ордер на новую квартиру в Сивцевом Вражке. Он получил собственный курс на сценарном факультете ВГИКа, был приглашён в жюри Каннского фестиваля вместе с Катрин Денёв и Клинтом Иствудом, готовился к съемкам во французском фильме «Восхождение к Эрхарту».
Но то что могло произойти не произошло — в результате трёх инфарктов, утром 3 декабря 1995 года Александр Кайдановский умер.

Воспоминания об Александре Кайдановском

bushnov

Я никогда не пугался необузданного характера, если видел, что за ним скрывается талантливая личность. Он, несомненно, был неординарной личностью, предсказать его будущее было трудно, но он выделялся из всего курса какой-то яркой манерой жить, этакой необъяснимой «забурунностью» — необузданностью души, которая бросала его из одного состояния в другое. Он был очень эгоцентричным. Эгоцентризм его определялся формулой «я хочу — я могу». И если кто оспаривал у него это право, такого человека он никогда не прощал… Михаил Бушнов, режиссёр

filatov

Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный — он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист… В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвертом курсе Щукинского, мы вчетвером — он, Галкин, Качан и я — возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи… В принципе вчетвером мы могли бы отмахаться, но против ножей — не знаю, как бы все вышло. Кайдановский подошёл к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали… Леонид Филатов, актёр

aktjor-boris-galkin

 Дух свободы в «Щуке» витал, но всё равно в училище был режим идеологической блокады. И вдруг появляется среди нас Александр. Свободный, независимый. Странный человек, на первый взгляд недоступный. Трёх слов достаточно, чтобы составить его портрет: благородство, отвага и честь. О чести мы никакого не имели понятия, а у него это было. Если вспомнить наши безумные студенческие потасовки, какие-то безумные ситуации, какие-то драки и всегда для Кайдановского однозначный выбор: за друзей вперёд! И если там какой-то вульгарный милиционер говорил ему «ты» и, не дай Бог, брал его за рукав, то прежде чем ударить, он успевал сказать: «Я попрошу на «вы». И это не была поза. Он был посланцем XIX века, он оттуда принес позицию и мировоззрение того века… Борис Галкин, актёр

adabashyn

Когда я сейчас читаю о Саше, меня потрясает тот мифический образ одинокого философа, который только немецких писателей XV века без конца читал. Конечно же, он много читал и собрал уникальную библиотеку, но в остальном был абсолютно живым человеком. Меня он удивлял своеобразной смесью потрясающе образованного человека со страстной ростовской натурой. Фильм «Свой среди чужих…» мы снимали в Чечено-Ингушетии, в нынешней Зоне. Народ там был горячий, и меня поражала в Саше «боевая» готовность отстаивать свою правоту не только вескими аргументами, но и кулаками. Он был агрессивен и в то же время он там мог облазить все местные книжные магазины…Александр Адабашьян, сценарист, режиссёр

a.kaidanovskiyФИЛЬМОГРАФИЯ - Актёрский работы: 1967 — Таинственная стена // 1967 — Анна Каренина // 1968 — Первая любовь // 1969 — Дворянское гнездо // 1970 — Драма на охоте // 1970 — Красная площадь // 1970 — Спокойный день в конце войны // 1971 — И был вечер, и было утро // 1971 — Собака Баскервилей // 1972 — Пятнадцатая весна // 1972 — Игрок // 1972 — Четвёртый // 1972 — Былое и думы // 1973 — Дети Ванюшина // 1973 — Крах инженера Гарина // 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих // 1974 — Следую с[su_heading size="25" align="left"]Неприкасаемый. Фильм об Александре Кайдановском[/su_heading][su_heading size="25" align="left"]Неприкасаемый | Фильм В. Мирзояна об Александре Кайдановском, 2003[/su_heading][su_heading size="25" align="left"]Неприкасаемый | Фильм В. Мирзояна об Александре Кайдановском, 2003[/su_heading][su_heading size="25" align="left"]Неприкасаемый | Фильм В. Мирзояна об Александре Кайдановском, 2003[/su_heading]воим курсом // 1975 — Пропавшая экспедиция // 1975 — Мой дом — театр // 1975 — Под крышами Монмартра // 1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата // 1976 — Огненный мост // 1976 — Золотая речка // 1976 — Как важно быть серьёзным // 1976 — Моё дело // 1977 — Кто поедет в Трускавец // 1977 — Это было в Коканде // 1978 — Жизнь Бетховена // 1978 — Поворот // 1979 — Дознание пилота Пиркса // 1979 — Телохранитель // 1979 — Сталкер // 1980 — Рассказ неизвестного человека // 1980 — Рафферти // 1980 — Спасатель // 1980 — Факт // 1981 — И с вами снова я // 1982 — Извините, пожалуйста // 1982 — Кафедра // 1987 — Десять негритят // 1987 — Хареба и Гоги // 1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура // 1992 — Ноябрь // 1992 — Дыхание дьявола // 1994 — Волшебный охотник // 1995 — Исповедь незнакомцу // 1995 — Свадебный марш (новелла из киноальманаха «Прибытие поезда»). Режиссёрские работы в кино: 1983 — Иона, или художник за работой // 1983 — Сад (по рассказу Х. Л. Борхеса «Сад расходящихся тропок») // 1985 — Простая смерть (по повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича») // 1987 — Гость (по рассказу Х. Л. Борхеса «Евангелие от Марка») // 1988 — Жена керосинщика // 1989 — Маэстро: Сергей Параджанов // 1989 — For A Million (видеоклип для немецкой группы Alphaville) // 1992 — Бронзовый Христос // 1992 — Всё кончается, только любовь — никогда // 1993 — Дефлорация // 1995 — Гарсон № 2 (видеоклип для Б. Б. Гребенщикова и группы «Аквариум»)

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: Фильм В. Мирзояна «Неприкасаемый», 2003; дневники А. Кайдановского; Александр Кайдановский. В воспоминаних и фотографиях, 2002 и другие открытые источники
artpolitinfo_quad

пантеон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *