Кайдановский, Александр Леонидович (23.07.1946, Ростов-на-Дону — 03.12.1995, Москва) — актёр, режиссёр. По словам его приёмной матери с детства «постоянно искал чего-то и от этого брался за многое, пытаясь найти в этом себя». По окончании 8 классов средней школы, Александр поступил в Днепропетровский сварочный техникум имени Б. Патона, но уже спустя год (в 1961 году) ушёл оттуда и поступил в Ростовское училище искусств. Заканчивал курс Кайдановский у Михаила Бушнова. В 1965 году Александр Кайдановский, окончив Ростовское училище уезжает в Москву. В Москве он первоначально поступил сначала во МХАТ, но потом перешёл в театральное училище имени Щукина, где и завершил свое обучение.
На втором курсе училища состоялся дебют Кайдановского в кино. В иронической фантасмагории Ирины Поволоцкой «Таинственная стена» (1967) он сыграл эпизодическую роль молодого научного сотрудника. В том же году он снялся в небольшой роли Жюля Ландо в драме Александра Зархи «Анна Каренина», а спустя год — опять же в небольшой роли в мелодраме «Первая любовь».
Окончив в 1969 году училище, Кайдановский был принят в труппу Театра имени Вахтангова, его прочили на роль князя Мышкина в «Идиоте». Однако сыграть его ему так и не довелось. Как оказалось, первый исполнитель роли знаменитый актер Николай Гриценко никому не собирался её уступать и, едва узнав о том, что кто-то ещё претендует на нее, сделал всё от него зависящее, чтобы этого не произошло. По слухам, даже больной Гриценко вставал с постели и шёл в театр — лишь бы не отдавать роль другому. И пришлось Кайдановскому играть роли типа «кушать подано». Так продолжалось до 1972 года. Сам Кайдановский вспоминал: «Вахтанговская «корпорация» отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушёл. Каким образом? Что делает актёр, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться». Как вспоминают друзья — в те дни в талант Кайдановского никто не верил, и в 1973 году он ушёл в армию.
Местом службы Александра Кайдановского стал кавалерийский полк при «Мосфильме». Именно тогда он и сыграл свою первую звёздную роль — поручика Лемке в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». К концу 70-х Кайдановский был уже достаточно известным актёром советского кино. На его счету были роли в картинах: «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пропавшая экспедиция» (оба — 1975), «Золотая речка»(1976) и другие.
В 1979 году Кайдановский сыграл главную роль в фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Как не удивительно, но именно после «Сталкера» он будто разочаровался в профессии и поступил на Высшие режиссёрские курсы в мастерскую Андрея Тарковского. Однако Тарковский уехал в Европу и Кайдановский перешёл на курс Соловьёва. Там он получал средние оценки: четвёрки и тройки. Не любил его режиссерские работы Эльдар Рязанов, и многие другие признанные в СССР деятели кино. Одной из загадок остаётся почему Кайдановский всегда уходил от разговора о Тарковском. Говорил одну и ту же фразу: «Он хорошо знал, чего он хочет». Однажды добавил: «Это единственное, в чём бы я хотел на него походить». Когда к нему обратились за воспоминаниями для книги о Тарковском, он им отказал. Так или иначе Тарковский прислал Кайдановскому в Москву приглашение сняться в «Ностальгии», однако актёра не выпустили: в Союз кинематографистов пришло анонимное письмо, в котором говорилось о том, что он ведёт себя аморально и так далее.
Дипломной работой Кайдановского был фильм «Простая смерть» (1985), по произведению Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Сегодня критики отзываются о «Простой смерти» как о «красивой аскетичной ленте, пронизанной мистикой и медитацией». Но тогда картину пришлось защищать на Госкомиссии от обвинений в «неслыханном физиологизме». «Мэтры» твердили «о недопустимых бестактностях и нравственных вольностях, допущенных автором». Чудом картину не запретили и даже отправили на кинофестиваль в испанский город Малага, где она была удостоена одного из призов. Позже Кайдановский снял драму «Гость» по произведениям Борхеса и сюрреалистическую драму «Жена керосинщика». Помимо режиссёрской работы Александр продолжал играть в кино — в вольной экранизации книги Марка Твена «Новые приключения янки при дворе короля Артура», в детективе «Десять негритят», в польско-французской картине «Ноябрь», в испанской ленте «Дыхание дьявола». Последний его фильм «Восхождение к Эрхарду» (о борьбе между любовью к богу и любовью к человеку) так и не был закончен. Последние 13 лет Кайдановский жил в коммунальной квартире на улице Воровского с котом Носферату и дворнягой Зиной. Где-то с середины 1995 года в его жизни стали происходить перемены к лучшему. Ему, наконец, выдали ордер на новую квартиру в Сивцевом Вражке. Он получил собственный курс на сценарном факультете ВГИКа, был приглашён в жюри Каннского фестиваля вместе с Катрин Денёв и Клинтом Иствудом, готовился к съемкам во французском фильме «Восхождение к Эрхарту».
Но то что могло произойти не произошло — в результате трёх инфарктов, утром 3 декабря 1995 года Александр Кайдановский умер.
ФИЛЬМОГРАФИЯ - Актёрский работы: 1967 — Таинственная стена // 1967 — Анна Каренина // 1968 — Первая любовь // 1969 — Дворянское гнездо // 1970 — Драма на охоте // 1970 — Красная площадь // 1970 — Спокойный день в конце войны // 1971 — И был вечер, и было утро // 1971 — Собака Баскервилей // 1972 — Пятнадцатая весна // 1972 — Игрок // 1972 — Четвёртый // 1972 — Былое и думы // 1973 — Дети Ванюшина // 1973 — Крах инженера Гарина // 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих // 1974 — Следую с[su_heading size="25" align="left"]Неприкасаемый. Фильм об Александре Кайдановском[/su_heading][su_heading size="25" align="left"]Неприкасаемый | Фильм В. Мирзояна об Александре Кайдановском, 2003[/su_heading][su_heading size="25" align="left"]Неприкасаемый | Фильм В. Мирзояна об Александре Кайдановском, 2003[/su_heading][su_heading size="25" align="left"]Неприкасаемый | Фильм В. Мирзояна об Александре Кайдановском, 2003[/su_heading]воим курсом // 1975 — Пропавшая экспедиция // 1975 — Мой дом — театр // 1975 — Под крышами Монмартра // 1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата // 1976 — Огненный мост // 1976 — Золотая речка // 1976 — Как важно быть серьёзным // 1976 — Моё дело // 1977 — Кто поедет в Трускавец // 1977 — Это было в Коканде // 1978 — Жизнь Бетховена // 1978 — Поворот // 1979 — Дознание пилота Пиркса // 1979 — Телохранитель // 1979 — Сталкер // 1980 — Рассказ неизвестного человека // 1980 — Рафферти // 1980 — Спасатель // 1980 — Факт // 1981 — И с вами снова я // 1982 — Извините, пожалуйста // 1982 — Кафедра // 1987 — Десять негритят // 1987 — Хареба и Гоги // 1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура // 1992 — Ноябрь // 1992 — Дыхание дьявола // 1994 — Волшебный охотник // 1995 — Исповедь незнакомцу // 1995 — Свадебный марш (новелла из киноальманаха «Прибытие поезда»). Режиссёрские работы в кино: 1983 — Иона, или художник за работой // 1983 — Сад (по рассказу Х. Л. Борхеса «Сад расходящихся тропок») // 1985 — Простая смерть (по повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича») // 1987 — Гость (по рассказу Х. Л. Борхеса «Евангелие от Марка») // 1988 — Жена керосинщика // 1989 — Маэстро: Сергей Параджанов // 1989 — For A Million (видеоклип для немецкой группы Alphaville) // 1992 — Бронзовый Христос // 1992 — Всё кончается, только любовь — никогда // 1993 — Дефлорация // 1995 — Гарсон № 2 (видеоклип для Б. Б. Гребенщикова и группы «Аквариум»)
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: Фильм В. Мирзояна «Неприкасаемый», 2003; дневники А. Кайдановского; Александр Кайдановский. В воспоминаних и фотографиях, 2002 и другие открытые источники