Заводной апельсин — культовый фильм-антиутопия 1971 года режиссёра Стэнли Кубрика по мотивам одноимённого романа Энтони Бёрджесса, вышедшего в 1962 году.* События фильма происходят в недалёком будущем (относительно 70-х). В фильме рассказывается о судьбе подростка Алекса (Малкольм Макдауэлл), любителя Бетховена и «ультранасилия».
Будучи подставленным друзьями-подельниками, Алекс попадает в тюрьму, где соглашается участвовать в экспериментальном «лечении», которое предлагает правительство, после которого можно сразу выйти на свободу. «Лечение» заключается в том, что у человека вырабатывают условный рефлекс на секс и насилие: как только Алексу хотелось заняться сексом или подраться, у него начинался ужасающий, сводящий с ума приступ тошноты, от которого даже хотелось совершить самоубийство. А в качестве побочного эффекта, такой же приступ начинался у Алекса и при звуках ранее обожаемой им Девятой симфонии Бетховена. В конечном итоге для Алекса, чтоб излечится (от лечения) необходимо было «почти умереть», что он и сделал. Весь фильм одновременно полон натурализма и эстетического совершенства.
Титры —
Режиссер: Стэнли Кубрик // Продюсер: Стэнли Кубрик, Si Litvinoff, Макс Л. Рааб // Оператор: Джон Олкотт // Сценарист: Энтони Бёрджесс, Стэнли Кубрик // Актеры: Малкольм МакДауэлл, Патрик Мэги, Эдриенн Корри, Обри Моррис, Джеймс Маркус, Стивен Беркофф, Дэвид Праус, Мириам Карлин, Уоррен Кларк, Энтони Шарп // Композитор: Уэнди Карлос, Рэйчел Элкинд, Эдвард Элгар
Название «Заводной апельсин» роман получил от выражения, которое когда-то широко ходило у лондонских кокни — обитателей рабочих слоёв Ист-Энда. Кокни старшего поколения о вещах необычных или странных говорят, что они «кривые, как заводной апельсин». Энтони Бёрджесс семь лет прожил в Малайзии, а на малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» — «апельсин».
— Изначально Энтони Бёрджессу фильм понравился. Но потом Бёрджесс обиделся и сказал, что Кубрик просто использовал его для создания пиара своему фильму.
— До того, как проектом занялся Стенли Кубрик, на роли Алекса и его банды планировались музыканты группы The Rolling Stones.
— После обвинений в пропаганде насилия и после того, как ему стали приходить анонимные смертельные угрозы, Кубрик изъял фильм из проката в Великобритании спустя год после премьеры. Запрет держался вплоть до 1999 года, до самой смерти режиссера.
— Сообщалось о нескольких реальных фактах подражания героям фильма, воплотившихся в реальных актах подросткового насилия. Сообщалось, что насильники напевали «Singin’ In The Rain» во время преступлений.
— Змея появилась в фильме после того, как Макдауэлл неосторожно признался Кубрику, что боится рептилий.
Стенли Кубрик попросил группу «Пинк Флойд» продать права на их песню «Atom Heart Mother». Но поскольку он хотел вечную лицензию и неограниченные возможности по коверканью музыкального материала, группа отказалась. В сцене с магазином пластинок, над прилавком висит обложка с альбома «Atom Heart Mother».
— Кубрик заставил своего ассистента уничтожить весь отснятый материал, который не вошел в фильм.
Лучший способ научиться делать кино — взять камеру и начать действовать;
Искусство состоит из переформирования жизни, но оно не создаёт жизнь и не является её причиной;
Фильм больше похож на музыку, чем на литературу. Это должна быть прогрессия настроений и чувств. Тема, то, что за эмоциями, смысл, всё это приходит позже;
Просить меня отдохнуть от производства фильмов, тоже что просить ребёнка отдохнуть от игр;
Я ничему не учился в школе и не читал для удовольствия до 19 лет;
В человеческой личности есть нечто порочное от природы. У нее есть дурная сторона. Ужасные истории выделяют архетипы бессознательного, давая возможность увидеть темные стороны человека, не сталкиваясь с ней непосредственно;
Если что-то может быть записано или обдумано, это может стать фильмом.
КУБРИК, Стенли (26.07. 1928, Нью-Йорке — 07.03.1999, Хартфордшир) — американский кинорежиссёр, фотограф и продюсер, Большая часть фильмов Кубрика основана на литературных первоисточниках, снятых с большим техническим мастерством и насыщеных интересными киноходами. К особенностям его режиссёрского почерка относят специфическое использование крупных планов, необычного панорамирования, наплыва, а также смелое употребление популярной и классической музыки. Из-за обилия сцен эротического характера, а так же сцен насилия, многие его фильмы неоднократно подвергались жёсткой критики и цензуре.Режиссёр оставил после себя несколько нереализованных проектов. Более тридцати лет он собирал материал для фильма о Наполеоне Бонапарте. После смерти режиссёра осталась библиотека в 18 тысяч томов, посвященных Наполеону. В 2000 году Британская киноакадемия удостоила Стэнли Кубрика премии «Приз Британской Академии человеку года» (Премия «BAFTA» за большой вклад в режиссёрское содружество). В 2001 году Стивен Спилберг выпустил фильм «Искусственный разум», воплотив в жизнь давнюю мечту Кубрика (первые кадры картины — морские волны, разбивающиеся о берег — были сняты самим Кубриком)
Примечание
- * Берджесс написал свой роман сразу после того, как врачи поставили ему диагноз «опухоль мозга» и заявили, что жить ему осталось около года. Позднее автор в интервью Village Voice говорил: «Эта чёртова книга — труд, насквозь пропитанный болью… Я пытался избавиться от воспоминаний о своей первой жене, которую во время Второй мировой зверски избили четверо дезертиров американской армии. Она была беременна и ребёнка после этого потеряла. После всего, что произошло, она впала в дикую депрессию и даже пыталась покончить жизнь самоубийством. Позже она тихонько спилась и умерла». Бёрджесс, желая оживить свой роман, насыщает его жаргонными словами из так называемого «надцата», взятыми из русского и цыганского языков. В то время, когда Бёрджесс думал о языке романа, он оказался в Ленинграде, где и решил создать некий интернациональный язык, коим и явился надцат. Основная сложность перевода романа на русский язык состоит в том, чтобы эти слова для русскоязычного читателя выглядели столь же непривычно, как и для англоязычного