Вы знаете, есть в искусстве такое мощное явление, как прямая и обратная перспектива. Академическая живопись — прямая перспектива. Вы знаете, что в пространство картины вы не войдете, оно обращено от вас. И есть живопись в обратной перспективе — которая обращена к вам. Такова была живопись пещер. Сила в том, что эти бегущие животные бегут на вас, это приносило, вероятно, удачу на охоте. Мощным явлением обратной перспективы была живопись пирамид. Художник создавал эти шедевры, которыми мы восхищаемся, — и они замуровывались. Казалось бы, кто их мог увидеть? Их видели мертвые. Когда современный человек попадает туда, куда он попадать не должен, внутрь пирамид, он входит в обратную перспективу смерти. И есть люди, у которых это активизирует их собственные смертельные, заложенные в них начала — и такие люди заболевают и умирают. Вирус пирамид — мощное воздействие обратной перспективы, которая для египтянина была обратной перспективой смерти. А православная икона — наоборот, может воскресить человека. Тот, кто не видит нашу православную икону в обратной перспективе, тот, собственно, икону не видит. Это очень интересная проблема неверующих искусствоведов, у которых бывают интересные работы об иконах, но что-то главное не видят они. И когда наши недоброжелатели из других религий говорят, что мы поклоняемся изображениям, они не правы. Главное в иконе — невидимое, которое явлено нам в обратной перспективе, чтобы мы в неё вошли. Мы должны войти в это пространство…
МИКУШЕВИЧ, Владимир Борисович (05.07.1936, Москва) — русский поэт, прозаик, переводчик,православный мистик и богослов, религиозный философ. В 1960 году закончил Московский институт иностранных языков. По собственному признанию, переводить начал с 13 лет. Переводит с немецкого, французского, английского, итальянского и испанского языков. Наиболее близкой себе считает немецкую культуру, что в частности выражается не только в переводах, но и в оригинальных поэтических текстах, написанных по-немецки. Преподает в Литературном институте, Институте журналистики и литературного творчества, читает лекции в МИФИ, МАрхИ и других вузах. Ведет студию поэтического перевода, регулярно встречается с читателями в московских музеях и библиотеках. Лучшей формой политического правления для России считает монархию, что не отменяет стихию природного русского анархизма и «Гуляй поля». Неоднократно высказывался о фальши современной литературной жизни в России, считает принятую систему литпремий инструментом идеологической и семейной поддержки «своих». Творчество Микушевича впитало эстетику Серебряного века (Белый, Волошин, Вяч.Иванов), французов поры «бель эпок», немцев Стефана Георге и Рильке, народный духовный стих и поэзию русского ученого монашества (Симеон Полоцкий). Кредо Микушевича можно выразить словами Элиота «ремонт старых кораблей». Для христианской (европейской и русской) культуры, по мнению Микушевича, другого пути нет, если она хочет выжить, а не совершить коллективный суицид. Классические переводы Микушевича известны читателю с 1970-х гг. (серия БВЛ), первая собственная поэтическая книга вышла только в 1989 г. Ранее, в условиях коммунистической цензуры, это было невозможно. Член Союза писателей Москвы. Живёт в Москве и Малаховке. Официальная страница на стихи.ру
Примечание
- Данная рубрика представляет из себя прямую речь российских общественных деятелей и не особо широко известных гражданских активистов и блогеров, а также деятелей культуры и свободных людей творческих профессий. Их речи формируются из разных, но проверенных и достоверных источников. Всё, что следует в прямой речи за именем и фамилией высказывателя, всё в точности принадлежит им. Тем, кто это когда-либо публично сам произнёс или сам о том написал где-либо в интернете. Хотя ссылка на оригинал умышленно не ставится. Поскольку в рубрику «прямая речь» информацию заносит редакция сайта, не соблюдая условного контекста первоисточника. Так как считает, что «слово не воробей» и ловить его можно всем без исключения, не возвращая его хозяину. Ибо нашедший — использует