Крест

Крест катакомбный

Крест катакомбный или «знамение победы»

В катакомбах и вообще на древних памятниках несравненно чаще встречаются кресты четвероконечные, чем’какой-либо другой формы. Этот образ креста особенно сделался важным для христиан с тех пор, как Сам Бог показал на небе знамение креста четвероконечного[1]отмечает архимандрит Гавриил.

О том, как все это произошло, обстоятельно повествует знаменитый историк Евсевий Памфил в своей «Книге первой о жизни блаженного Царя Константина»:

Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил Царь, — я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью «Сим побеждай!»
Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо.
Было это в 28-й день октября 312 года, когда Константин с войском шел против Максентия, заключившегося в Риме. Это чудесное явление креста среди белого дня засвидетельствовано и многими современными писателями, со слов очевидцев.
Особенно важно свидетельство исповедника Артемия перед Юлианом Отступником, которому при допросе Артемий говорил: «Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение креста, лучезарно сиявшее над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там, мы видели Его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их».
Силою Божией святой Император Константин одержал блистательную победу над тираном Максентием, творившим в Риме нечестивые и злодейские поступки…

Таким образом, крест, бывший прежде у язычников орудием позорной казни, стал при Императоре Константине Великом замением победы — торжества христианства над язычеством и предметом самого глубокого почитания.
Например, согласно новеллам святого Императора Юстиниана, подобные кресты должны были ставиться на договорах и означали подпись «достойную всякого доверия». Изображением креста скреплялись также и деяния (решения) Соборов. В одном из императорских постановлений говорится:

повелеваем всякое соборное деяние, которое утверждено знамением святого Креста Христова, так хранить и так ему быть, как оно есть…

Вообще же такая форма креста наиболее часто употребляется в орнаментах для украшения храмов, икон, священнических облачений и иной церковной утвари.

Крест

Крест патриарший

Крест на Руси «патриарший», или на Западе «лоренский»

Факт, доказывающий употребление уже с середины прошлого тысячелетия так называемого «патриаршего креста», подтверждается многочисленными данными из области церковной археологии. Именно такая форма шестиконечного креста была изображена на печати наместника византийского Императора в городе Корсуни.
Этот же вид креста имел широкое распространение и на Западе под названием «лоренского».
Для примера из русской традиции укажем хотя бы на хранящийся в Музее имени Андрея Рублева большой медный крест преподобного Авраамия Ростовского XVIII-го века, отлитый по иконографическим образцам XI-го века.

Крест

Крест четырехконечный

Крест четырехконечный или латинский «immissa»

В учебнике «Храм Божий и церковные службы» сообщается, что: «сильным побуждением для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, было обретение Честного и Животворящего Креста матерью святого Царя Константина, равноапостольною Еленою. По мере распространения прямого изображения креста он приобретает постепенно форму Распятия».

На Западе наиболее употребительным ныне является крест «иммисса», который раскольники — поклонники мнимой старины — пренебрежительно называют (почему-то по-польски) «крыж латынски» или «рымски», что значит — Римский крест. Этим хулителям четверо-конечного креста и истовым почитателям осмиконечия, видимо, необходимо напомнить, что, согласно Евангелию, казнь крестная была распространяема по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась Римскою.

И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился. И проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его[2]обличал раскольничье умствование святитель Димитрий Ростовский.

Принятый Вселенской Церковью в употребление «Канон Честному Кресту» — творение святого Григория Синаита — воспевает Божественную силу Креста, содержащую все небесное, земное и преисподнее:

Кресте всечестный, четве-роконечная сила, Апостолом благолепие (песн.1), Се четвероконечный Крест, имеяй высоту, глубину и широту (песн. 4)…

Начиная с III-го века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Крест

Крест папский

Крест «папский»

Эта форма креста наиболее часто употреблялась в архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII—XV веках и поэтому получила название «папского креста».
На вопрос о подножии, изображенном под прямым углом ко кресту, ответим словами святителя Димитрия Ростовского, сказавшего:

Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обычай крестоделателей и крестописателей, как церкви непротиворечащий, не оспариваю, снисхожу[3]

Крест

Крест шестиконечный

Крест шестиконечный «Русский-православный»

Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню:

Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия…

Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.
Одному разбойнику низводимому во ад «тяготою хуления», произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: «днесь со Мною будеши в раю»(Лк. 23; 43), крест возносит в Царство Небесное.
Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным.
Шестиконечный православный крест наряду с другими использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как поясняется в «Российском гербовнике», изображается «серебряный Русский крест».

Крест

Крест восмиконечный

Крест восмиконечный православный

Восьмиконечие — наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие.

А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечном; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (…) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе,..

— обличал раскольников Святитель Димитрий Ростовский.[4] Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19; 18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте» (Ин. 19; 19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27; 35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27; 37).
Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евнгелии все же «крестом Его» (Мф. 27; 32, Мк. 15; 21, Лк. 23; 26, Ин. 19; 17),то есть также, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19; 25). На Руси крест этой формы употреблялся чаще других.

Крест

Крест седмиконечный

Крест седмиконечный

Эта форма креста довольно часто встречается на иконах северного письма, например, псковской школы XV-го века: образ святой Параскевы Пятницы с житием — из Исторического Музея, или образ святого Димитрия Солунского — из Русского; или московской школы: «Распятие» работы Дионисия — из Третьяковки, датированное 1500-ым годом.
Видим седмиконечный крест и на куполах Русских храмов: приведем, к примеру, деревянную Ильинскую церковь 1786 года в селе Вазенцы (Святая Русь, СПб, 1993, илл. 129) или можем видеть его над входом в собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, построенного патриархом Никоном.
В свое время богословами горячо обсуждался вопрос о том: какой же мистический и догматический смысл имеет подножие как часть искупительного Креста?
Дело в том, что ветхозаветное священство получало, так сказать, возможность приносить жертвы (как одно из условий) благодаря «золотому подножию, к престолу приделанному» (2 Пар. 9; 18), который, как и поныне у нас — христиан, по Божию установлению, освящался через миропомазание:

и помажь им, — сказал Господь, — жертвенник всесожжения и все принадлежности его, (…) и подножие его. И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится… Исх. 30; 26-29

Таким образом, подножие крестное — это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью за чужие грехи: ибо Сын Божий «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1 Пет. 2; 24) Креста, «принеся в жертву Себя Самого» (Евр. 7; 27) и, таким образом, «сделавшись Первосвященником навек» (Евр. 6; 20), утвердил в Своем лице «священство непреходящее» (Евр. 7; 24).
Так и утверждается в «Православном исповедании Восточных Патриахов»:

На кресте Он исполнил должность Священника, принесши Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого…

Но не будем путать подножие Святого Креста, открывающее нам одну из таинственных его сторон, с двумя другими подножиями из Священного Писания.

Давид говорит: «превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его; свято Оно!» (Пс. 99; 5). А Исаия от лица Христова говорит: «прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60; 13),..

— поясняет святитель Димитрий Ростовский. Есть подножие, которому покланяться велено, и есть подножие, которому покланяться не указано.
Говорит Бог в Исаином пророчестве:

«небо престол Мой, а земля — подножие ног Моих» (Ис. 66; 1): этому подножию — земле никто не должен покланяться, но только Богу, Творцу ее. И еще пишется в псалмах: «сказал Господь (Отец) Господу (Сыну) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109; 1). И этому подножию Божию, врагам Божиим, кто захочет покланяться? Какому же подножию покланяться Давид повелевает?[5]..

На сей вопрос само слово Божие от лица Спасителя отвечает: «и когда Я вознесен буду от земли» (Ин. 12; 32) — «от подножия ног Моих» (Ис. 66; 1), то «прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60; 13) — «подножие жертвенника» (Исх. 30; 28) новозаветного — Святого Креста, низлагающего, как мы исповедаем, Господи, «врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109; 1), и поэтому «поклоняйтесь подножию (Креста) Его; свято Оно!» (Пс. 99; 5), «подножию, к престолу приделанному» (2 Пар. 9; 18).

Крест

Крест терновый венец

Крест «терновый венец»

Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой. Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства[6]; на иконе «Прославление Креста» XII-го века из Третьяковки[7]; на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV-го века; на покровце «Голгофа» — монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI-го века[8] () и т.д.
Бог сказал согрешившему Адаму, что:

проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3; 17-18)…

А новый безгрешный Адам — Иисус Христос — добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.
Христовы Апостолы Матфей (27; 29), Марк (15; 17) и Иоанн (19; 2) повествуют о том, что:

«воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову», «и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53; 5)…

Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: «венец правды” (2 Тим. 4; 8), «венец славы» (1 Пет. 5; 4), «венец жизни» (Иак. 1; 12 и Апок, 2; 10).

Крест

Крест виселицеобразный

Крест «виселицеобразный»

Эта форма креста очень широко употребляется при украшении храмов, богослужебных предметов, святительских облачений, и в частности, как видим, архиерейских омофоров на иконах «трех вселенских учителей».

Если кто тебе скажет, ты распятому по-кланяешься? Ты светлым голосом и с веселым лицем отвечай: поклоняюся и не перестану поклоняться. Если засмеется, ты прослезись о нем, потому что беснуется,..

— учит нас, сам украшаемый на образах сим крестом, вселенский учитель святой Иоанн Златоуст.
Крест любой формы имеет неземную красоту и животворящую силу, и каждый, кто познает эту Божию премудрость, восклицает с Апостолом:

я (…) желаю хвалиться (…) только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6; 14)!..

Крест

Крест виноградная лоза

Крест «виноградная лоза»

Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь… Ин. 15; 1

Так назвал себя Иисус Христос, Глава насажденной Имже Церкви, единственный источник и проводник духовной, святой жизни для всех православно-верующих, которые суть члены тела Его.
«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот при носит много плода» (Ин. 15; 5) — Эти слова Самого Спасителя положили основание символизму виноградной лозы. Главное значение виноградной лозы для христиан находилось в символической связи с Таинством причащения.[9]

Крест

Крест лепестковый

Крест «лепестковый»

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита: «крест всякой формы есть истинный крест». Очень часто встречается в церковном изобразительном искусстве «лепестковый» крест, который, к примеру, видим на омофоре святителя Григория Чудотворца мозаики XI-го века собора Святой Софии Киевской.

Разнообразием чувственных знаков мы иерархически возводимся к единообразному соединению с Богом,..

— поясняет знаменитый учитель Церкви святой Иоанн Дамаскин. От видимого к невидимому, от временного к вечности — таков путь человека, Церковью ведомого к Богу через постижение благодатных символов. История их многообразия неотделима от истории спасения человечества.

Крест

Крест Греческий или древнерусский корсунчик

Крест «Греческий» или древлерусский «корсунчик»

Традиционная для Византии и наиболее часто и широко употребляемая форма так называемого «Греческого креста». Этот же крест считается, как известно, и древнейшим «Русским крестом», так как, согласно церковному Преданию, святой князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четвероконечный крест сохранился и ныне в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава, сына святого Владимира Равноапостольного.
Нередко для указания на вселенское значение Креста Христова как микровселенной крест изображается вписанным в круг, символизирующий космологически сферу небесную.

Крест

Крест накупольный с полумесяцем

Крест «накупольный» с полумесяцем

Не удивительно, что часто задается вопрос о кресте с полумесяцем, так как «накупольники» расположены на самом видном месте. Например, такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году. Типичная для домонгольского периода, эта форма купольного креста часто встречается на Псковщине, как то на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой в 1461 году.
Вообще же символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического (а посему статического) восприятия, но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения.

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная крест накупольный с полумесяцем в солнце,  под ногами ее луна (Апок. 12; 1),..

— говорится в Откровении Иоанна Богослова, а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды.
Полумесяц — это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц — это и чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц — это и корабль церковный, ведомый Кормщиком-Христом; полумесяц — это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц — это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа.

Крест

Крест трилистниковый

Крест «трилистниковый»

В России эта форма креста употребляется чаще других для изготовления напрестольных крестов. Но, впрочем, можем видеть ее и на государственных символах. «Золотой русский трилистный крест, стоящий на серебряном опрокинутом полумесяце», как сообщается в «Российском гербовнике», изображался на гербе Тифлисской губернии. Золотой «трилистник» также имеется на гербе Оренбургской губернии, на гербе города Троицка Пензенской губернии, города Ахтырки Харьковской и города Спасска Тамбовской губрений, на гербе губернского города Чернигова и т.д.

Крест

Крест мальтийский или георгиевский

Крест «мальтийский» или «георгиевский»

Патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда «верою поклонился, — как говорит Апостол Павел , — на верх жезла своего» (Евр. 11, 21), «жезла, — разъясняет святой Иоанн Дамаскин, — служившего изображением креста»
Вот поэтому сегодня над рукоятием архиерейского жезла имеется крест,

ибо крестом мы путеводимся и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу…

— пишет святой Симеон Солунский. Кроме всегдашнего и повсеместного церковного употребления, эта форма креста, к примеру, была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, образовавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства, организовавшего, как известно, убийство Российского Императора Павла Петровича — покровителя мальтийцев. Так появилось наименование — «мальтийский крест».
Согласно Российской геральдике, золотые «мальтийские» кресты имели на своих гербах некоторые города, к примеру: Золотоноша, Миргород и Зеньков Полтавской губернии; Погар, Бонза и Конотоп Черниговской губернии; Ковель Волынской, Павловск С.-Петербургской, Виндава Курляндской, Белозерск Новгородской губерний, Пермская и Елизавет-польская губернии и прочие.
Все, кто награждался крестами святого Георгия Победоносца всех четырех степеней, именовались, как известно, «георгиевскими кавалерами».

Крест

Крест просфорный- константиновский

Крест «просфорный- константиновский»

Впервые эти слова по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает — «Иисус Христос — Победитель», были написаны золотом на трех больших крестах в Царьграде самим Равноапостольным Императором Константином.

Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его (Апок. 3; 21),..

— говорит Спаситель, Победитель ада и смерти.
По древней традиции, на просфорах печатается изображение креста с прибавлением слов, означающих эту крестную победу Христову: «IС.ХР.НИКА». Эта «просфорная» печать означает выкуп грешников из греховного плена, или, иначе, великую цену нашего Искупления.

Крест

Крест плетёный

Крест старопечатный «плетеный»

Это плетенье получено от древнехристианского искусства где оно известно в резьбе и мозаике. Византийское плетенье в свою очередь переходит к славянам, у коих оно в древнейшую эпоху особенно распространено в глаголических рукописях[10]

Наиболее часто изображения «плетеных» крестов встречаются как украшения Болгарских и Русских старопечатных книг.

Крест

Крест криновидный

Крест«криновидный»

Белые полевые лилии называются по-славянски «крины сельные». В книге «Русское медное литье» можем видеть нательный «крестик с криновидными концами из Серенска XI-XII веков. Такие крестики известны в византийских древностях XI-XII веков, а в XIV-XV веках были широко распространены на Руси».[11]
Вообще же символическое изоражение креста, состоящего из цветков лилии, напоминает слова Спасителя о Своем служении: «Я, — говорит Господь, — лилия долин!» (Песн. 2; 1).

Ради меня, находящегося долу, Он сходит в долину и, пришедши в долину, делается лилиею. Вместо древа жизни, которое насаждено было в раю Божием, Он сделался цветком целого поля, то есть целого мира и всея земли…

— пишет Ориген о Христе. «Выслушайте Меня, Благочестивые дети, — призывает всех Слово Божие, — цветите, как лилия» (Сирах. 39; 16-18), то есть, иными словами, мудрою и благочестивою жизнью будьте чистым фимиамом Всесовершенному.

Крест

Крест каплевидный

Крест четвероконечный «каплевидный»

Окропив крестное древо, капли Крови Христа навеки сообщили кресту Его силу. Греческое Евангелие II-го века из Государственной Публичной Библиотеки открывается листом с изображением красивого «каплевидного» четвероконечного креста.[12]  Также, для примера, напомним, что среди медных наперсных крестов, отлитых в первых веках второго тысячелетия, как известно, часто встречаются «каплевидные» энколпионы (по-греч. — «на груди»).
Вначале Христовы «капли крови, падающие на землю» (Лк. 22; 44), стали уроком борьбы с грехом даже «до крови» (Ёвр. 12; 4); когда же на кресте из Него «истекла кровь и вода»(Ин. 19; 34), тогда примером научены были сражаться со злом даже до смерти.
«Ему (Спасителю), возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею» (Апок. 1; 5), спасшему нас «Кровию креста Своего» (Кол. 1; 20), — Слава вовек!

Крест

Крест распятие

Крест «распятие»

Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа относится только к V-му веку, на дверях церкви святой Сабины в Риме. С VI-го века Спаситель стал изображаться в длинном одеянии коллобии — как бы прислоненным ко кресту. Именно такой образ Христа можно видеть на ранних бронзовых и серебряных крестах византийского и сирийского происхождения XVII—IX-го веков.
Святой VI-го века Анастасий Синаит написал апологетическое (по-греч. — “защита”) сочинение «Против акефалов» — еретической секты, отрицающей соединенность во Христе двух естеств. К этому сочинению он приложил изображение распятия Спасителя как довод против монофизитства. Он заклинает переписчиков своего произведения вместе с текстом передавать неприкосновенно и приложенное к нему изображение, как, впрочем, можем и видеть на рукописи Венской Библиотеки.
Другое, еще более древнее из сохранившихся изображений распятия находится на миниатюре Евангелия Раввулы из монастыря Загба. Этот манускрипт 586 года принадлежит Флорентийской Библиотеке святого Лаврентия.
До IX-го века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, — и только в X-м веке появились изображения мертвого Христа.
С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII-го века.
На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали Греческие буквы ОΩН, означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3; 14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.
Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличии от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45; 22).
Поэтому в традиции Православия — изображать Спасителя Все-держителя именно как уже Воскресшего Кресто-носителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник — Крест. Об этом говорил и пророк Иерсмия от лица христоненавистни-ков: «вложим древо в хлеб Его» (11; 19), то есть — древо крестное наложим телу Христову, хлебом небесным называемому.
А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста — Его торжество.
Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления — Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают папежники, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания».

Крест

крест Голгофа

Крест схимнический или «Голгофа»

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих. С XI-го века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. — «лобное место»), где и был распят Христос.

На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп,..

— пророчествовал Адам. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI-му веку традицию производить около изображения «Голгофы» следующие обозначения: «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть, «Г.Г.» — гора Голгофа, «Г.А.» — глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.
Буквы «К» и «Т» означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» — Победитель; на титле или около нее надпись: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий или аббревиатура «I.Н.Ц.И.» — Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: «ЦРЬ» «СЛВЫ» — Царь Славы.
Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.
Крест «Голгофа» также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха.
В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест.

Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест, царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва,..

— утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Крест

Гамматический крест

Крест «гамматический», на Западе «crux gammata»

Боже воинств небесных и земных, Твоею помощью победивший врагов Пророк не без Твоего мановения поставил памятник победы и нарек его «камнем помощи» (1 Цар. 7; 12). Вот памятник, без сомнения благословенный и священный, потому что им благословляется и святится имя Господа Помощника. Благослови, памятник не только мужества и побед Христолюбивых Русских воинов, но и Твоей помощи, которою они победоносны и непобедимы[13]

— восклицает святитель Филарет Московский. Всем, и особенно христианам, полезно для души знать и никогда не забывать, что Вселенская Церковь Христова употребляет гамматическую форму креста уже две тысячи лет и что, как учит святой Феодор Студит:

Крест всякой формы, есть истинный Крест!..

От известных церковных и светских специалистов по истории и археологии можно узнать, что среди разных форм креста:

также была в употреблении форма креста гамматического, состоящего из (Греческой буквы) гаммы,..

— как сообщает архимандрит Гавриил в книге «Руководство по литургике, или наука о Православном Богослужении, для Духовных Семинарий», издания 1886 года в Твери. А из книги «Христианская Символика» графа А.С.Уварова можно узнать, что гамматический крест изображен на потире (сосуде для причащения) уже в IV-м веке. В альбоме же «Византийская миниатюра» можно прочитать о том, что в IX-м веке по заказу императрицы Феодоры в императорском скриптории было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов, с элементами античного орнамента меандра. А в альбоме В.Н.Лазарева можно увидеть орнамент из гамма-тического креста, которым украшены: и своды монастыря Хосиос Лукас в XI-м веке, и апсида собора Святой Софии Киевской в XI-м веке, и стены храма святого Георгия в Курбиново в XII-м веке, и западная стена Стамбульского Кахрие джами начала XIV-го века, а также архиерейские облачения Византийского периода и многие фрески на Балканах.
А в книге «Матенадаран» изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов, где рядом поясняется, что: «иллюстрации Эчмиадзинского Евангелия отражают преобразовательную связь двух Заветов, утверждая важнейшие догматы христианства».
Ветхозаветный жертвенник, являясь преобразованием новозаветного жертвенника —Креста Христова, имел с четырех концов установленные роги, которые помазывались жертвенной агнчей кровью, являвшейся прообразом крови Христа, грядущего пролить ее на Кресте. Не только глубокую связь двух Заветов, но и их сущственную разницу отмечал Апостол:

всякий (ветхозаветный) священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же (Христос), принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, — писал Павел, — ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых… Евр. 10; 11-14

Воистину нет никакой возможности признать фашистскими символами сотни изображений гамматического креста у христиан, например: отлитых и гравированных на церковной утвари домонгольского периода; мозаических под куполом собора Святой Софии Киевской; иконописных — на облачениях Византийских Святителей; рельефного орнамента вокруг дверей Нижегородского Кафедрального собора; вышитых на фелони Московского храма Николы, что в Пыжах и так далее.
Уже первые христиане в Римских катакомбах изображали гамматический крест, который у многих индо-европейских народов соответствовал понятию «вечности» или «счастья» и именовался «свастикой». Петр Андреевич Жильяр, согласно протоколам из дела Н. А. Соколова, пояснил причину широкого употребления Государыней Александрой Феодоровной гамматических крестов:

которые Ее Величество имела обыкновение ставить часто на своих вещах, как знак благополучия[14]

Например, на капоте царского автомобиля был в вертикальном положении установлен гамматический крест.
Также Императрица нарисовала его черным карандашом в доме Ипатьева: и на обоях у своей кровати и на дверном косяке с надписью «17/30 Апр.(еля) 1918г.», день прибытия Царской Семьи в Екатеринбург.
Мистически эта форма креста отражает всю тайну Промышления Божия, а догматически она выражает — всю полноту Церковного вероучения.
Еще патриарх Иаков удостоился мистического видения «лестницы, стоящей на земле и достающей до неба», две части которой, пересекаясь, прообразовывали Крест, коим земное свободно соединяется ныне с Небесным, человек с Богом; и по ступеням которой «ангелы Божий восходят и нисходят» (Быт. 28; 12), знаменуя крестообразно непрестанность Божьего спасительного попечения и промыслительного охранения человека. Ведь в этом «мире, лежащем во зле» (1 Ин. 5; 19), только Крест дает чистое понятие о победном вездеприсутствии Божием и ведет человека «путем новым и живым» (Евр. 10; 19) прямо на Небо; крестное средоточие которого есть место встречи и примирения тварей и Творца.
Богочеловек Иисус Христос, поясняя мистическую сторону креста, говорил, что «отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1; 51), иными словами, взирающие на знамение креста будут мысленно «восходить», размышляя о Его (Спасителя) Божественной природе, и «нисходить», созерцая Его воплощение и сошествие во ад. Лестница Иакова, напоминающая Х-образный «Бургундский» крест (рис. 11), — это. мистическое указание двух путей, с Неба на землю и с земй на Небо: первый — оставление Отца Сыном-Женихом ради сошествия к Церкви-Невесте, и второй — взятие Ее в Жены и возвращение с Ней в дом Отца.
Апостол Павел, «преклоняя колени пред Отцом» (Еф. 3; 14) Небесным, молится об утверждении верных в любви, дабы

могли постигнуть со всеми святыми, что (есть) широта и долгота, и глубина и высота (Еф. 3; 18)!..

Со святым Иоанном Дамаскиным можем постигнуть, что это есть символ Божьего Вседержительства — Крест:

Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божией держится высота и глубина, долгота и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь[15]

 А со святителем Димитрием Ростовским можем постигнуть, что это есть власть Креста над всеми тремя уровнями бытия:

Крестный образ (…) срединным пересечением показывает, что Божественною силою содержится все; все небесное верхним концом содержится, преисподнее же нижним, а все земное двумя концами пречестного древа крестного. (…) Знаменуя высотою небесное, глубиною же преисподнее, широтою же и долготою земное, содержимое всесильною державою Креста[16]

Символическое изображение крестообразной лестницы, из видения патриарха Иакова в сочетании с тремя уровнями бытия Церкви (из молитвы Апостола Павла) поможет проникнуть в тайну догматического содержания обеих частей, в пересечении образующих гамматический крест.

Крест

Крест кельтский

Крест кельтский

Возник, как утверждают, во время принесения св. Патриком в Ирландию христианства как попытку облегчить внедрение последнего в среду язычников (соединение креста как символа христианства и круга как языческого символ солнца). По иным версиям — символ дохристианский кельтский.
Он же так называемый крест Иовы или круглый крест. Круг символизирует как солнце, так и вечность. Этот крест, который появился в Ирландии до 8-го века, возможно происходит от «Хи-Ро» — монограммы из написанных по-гречески первых двух букв имени Христа, что стало предпосылкой распространения креста как символа Христа. Часто этот крест украшается резными фигурами, животными и библейскими сценами, такими, как грехопадение человека или жертвоприношение Исаака.

Sun_wheel_in_the_crescent_of_moonКРЕСТ В ДОХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ — крест использовали ещё древние египтяне. В египетской традиции существовал крест с кольцом, символ жизни и богов. В Вавилоне крест считался символом Ану — бога небес. В Ассирии, которая первоначально была колонией Вавилона (во втором тысячелетии до н. э.), крест, заключённый в кольцо (символизировавшее Солнце, чаще под ним изображался ещё лунный серп), был одним из атрибутов бога Ашшура — бога Солнца. Символ креста использовался в различных формах языческого поклонения силам природы, что подтверждают археологические находки практически по всей территории Европы, в Индии, Сирии, Персии, Египте, в Северной и Южной Америке. Так, например, в древней Индии крест изображался над головой фигуры, убивающей детей, и на руках бога Кришны, а в Южной Америке муиски верили, что крест изгоняет злых духов, и клали под него младенцев. И до сих пор крест служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние христианских церквей. Например, у тенгриан, уже до новой эры исповедовавших веру в Бога Небесного Тенгри, существовал знак «аджи» — символ покорности в виде креста, нанесенного на лоб краской или в виде татуировки

modal_quad ×

Примечание

  • Вторая часть материала об истории, видах и символическом изображение Креста. Источник: История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии. — Москва: Альманах «Жизнь вечная», 1997 Первую часть можно прочитать на нашем сайте (см. «Виды Креста | часть I»)
  • [1] Руководство по литургике, Тверь, 1886,  стр. 345.
  • [2] Розыск, М., 1855, кн. 2, гл. 24.
  • [3] Розыск, М., 1855, кн. 2, гл. 24.
  • [4] Розыск, М., 1855, кн. 2, гл. 24.
  • [5] Розыск, М., 1855, кн. 2, гл. 24.
  • [6] Матенадаран, М., 1991, стр. 100.
  • [7] В.Н.Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11.
  • [8] Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37.
  • [9] А.С. Уваров, Христианская символика, М., 1908, стр. 172-173.
  • [10] Учебник Русской Палеографии, М., 1920, стр. 51.
  • [11] «Русское медное литье» М., 1993, стр. 159.
  • [12] Византийская миниатюра, М., 1977, табл. 30.
  • [13] Слова и речи, М., 1877 г., т. 3, стр. 130; Слова и речи, М., 1885 г., т. 5, стр. 14.
  • [14] Н.Росс, Гибель Царской Семьи, Франкфурт-на-Майне, 1987 г., стр. 235.
  • [15] Точное изложение православной веры, кн. 4, гл. 11.
  • [16] Розыск, кн. 2, гл. 24.
artpolitinfo_quad

свастика — трофей победы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в свастика — трофей победы
виды креста
Виды Креста | часть I

В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен...

Закрыть