АвторРЕДАКЦИЯ САЙТА

Голова Иоанна Предтечи

ioann krestitel

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный…Кондак на усекновение главы Иоанна Крестителя
Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Икона, конец XV века

Предание

После смерти Ирода Великого римляне поделили территорию Палестины на четыре части, назначив в каждую из них правителя из своих ставленников. Ирод Антипа получил от императора Августа Галилею в своё управление. Иоанн Креститель обличал Четверовластника в том, что он, оставив свою законную жену (дочь аравийского царя Арефы), незаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего родного брата Филиппа, и правитель заключил Крестителя в темницу. Усекновение главы Иоанна Предтечи[1] произошло во время пира в честь дня рождения Ирода, на котором присутствовали вельможи, старейшины и тысяченачальники. Дочь Иродиады Саломия (Саломея) танцевала перед гостями, расположив тем самым к себе Ирода, который поклялся дать ей всё, что она ни попросит. По совету Иродиады, Саломея попросила дать ей голову Иоанна Крестителя и принести её на блюде. Ирод смутился, так как боялся гнева Божия за убийство пророка, а также народного гнева, поскольку Предтеча был любим жителями Галилеи. Хотя из Евангелий известно, что Ирод во многом слушал святого Иоанна, но он, как пишет свт. Иоанн Златоуст:

царствовал над удовольствиями, вернее, был рабом удовольствий…

И, в конце концов он сдерживает свою клятву[2], данную в присутствии высоких гостей: отдаёт соответствующий приказ — и происходит Усекновение главы Иоанна Предтечи. Существует предание, согласно которому уста мёртвой главы пророка по-прежнему продолжали обличать правителя: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». После этого Саломия в ярости исколола язык пророка иглой и закопала главу Крестителя в нечистом месте, откуда её забрала благочестивая служанка. В дальнейшем, когда начал проповедовать Иисус Христос, Ирод ужаснулся этому, сказав:

это Иоанн Креститель; он воскрес из мёртвых, и потому чудеса делаются им…

Ирод продолжал править ещё некоторое время  — евангельская история свидетельствует о том, что Понтий Пилат посылал к нему связанного Иисуса Христа (Лк.23,7-12). Саломия же как-то, переходя зимой по льду реку Сикорис, провалилась под воду и лёд сдавил её таким образом, что голова находилась на поверхности, а тело — в ледяной воде. Она тщетно пыталась выбраться (плясала ногами, как на празднике Ирода), но это ей не удавалось — так продолжалось до тех пор, пока острые глыбы не перерезали её шею. Тело Саломии не нашли, а голову принесли Ироду с Иродиадой, подобно тому, как некогда принесли главу Иоанна Предтечи. Что до самого Ирода, то в отместку за бесчестие своей дочери, аравийский царь Арефа направил свои войска против него. Ирод потерпел поражение и по этой причине разгневал римского императора Калигулу. В конце концов он был сослан вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а затем — в Испанию.

После Усекновения главы Иоанна Предтечи, его ученики погребли тело святого в Самарянском городе Севастии. Святая глава Иоанна Крестителя была найдена и погребена в сосуде на Елеонской горе. Один подвижник копал ров для основания храма, нашёл святыню и хранил её у себя. А перед своей смертью, опасаясь, что святыня может быть поругана, скрыл её в земле в том же самом месте, где и обнаружил. В 452-м году пророк указал в видении место сокрытия своей главы — и она была вновь обретена, после чего её перенесли в Емессу, затем — в Константинополь.

Во времена иконоборческих гонений глава была вывезена в Команы (Абхазия), известном как место ссылки и кончины свт. Иоанна Златоуста, и спрятана в земле. После восстановления иконопочитания св. патриарху Игнатию ночью во время молитвы было указано место, где хранится честная глава. Таким образом святыня была обретена вновь.

Празднование

Традиция празднования Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 29 августа сложилась к V веку. Этот праздник упоминается в армянском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику иерусалимского богослужения V века. Профессор В. В. Болотов писал, что так как дата усекновения главы Иоанна Предтечи неизвестна то, согласно его версии, праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи был установлен впервые в Александрийской Церкви в противовес празднествам александрийского Нового года. 29 августа соответствует 1-му тоут александрийского календаря, то есть первому дню нового года в Египте. В Армении также праздник Крестителя установили 1 навасарда, то есть в первый день новолетия[3]. Согласно современному Типикону, пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи должен состоять в воздержании не только от мяса, сыра и яиц, но и от рыбной пищи.

Иоанн Креститель, житийная икона

Св. Иоанн Креститель, с житием. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Народный Головосек

У славян этот день называют Иван Постный, или Головосек. С Головосеком связан целый комплекс запретов. Так, к примеру, считается грехом употреблять в день Усекновения главы Иоанна Предтечи не только скоромную пищу, но и что-либо круглое, например, яблоки, картофель, капусту, репу, арбузы, лук, так как форма этих предметов «напоминает голову». Так же «непростительным грехом» в Головосек считается брать в руки что-либо острое — ножи, топоры и так далее, так как это напоминает тот меч, которым отсекли голову Крестителю:

В этот день не рубят капусты, не срезывают мака, не рвут яблок, не копают картофеля. По верованию народному, срубить в сей день кочан капусты — значит то же, что срубить голову, также не решаются употреблять картофель, яблок — в том же убеждении, что враги святого мученика, отсекши голову, катали её на блюде как картофель или яблоко и тому подобное…[4]

В Пензенской губернии крестьяне, передавая о кончине Иоанна, всегда присовокупляют, что голову Крестителя апостолы нашли в капусте, отчего, между прочим, и считается большим грехом ходить в этот день на огороды резать капусту, так как на ней под ножом непременно выступят алые пятна крови (в некоторых местах крестьяне считают даже за правило обрывать в день Ивана листья капусты, так как капля крови с головы Крестителя, брошенной в огород, будто бы упала на капустный лист)…[5]

С. В. Максимов отмечал, что запреты есть в день Усекновения главы Иоанна Крестителя что-либо круглое и красное, использовать острые и режущие предметы и так далее соблюдались в крестьянской среде чрезвычайно строго:

Для большей же крепости соблюдения этих правил, крестьяне повсюду верят, что нарушителей наказывает сам Иоанн, посылая неурожаи на плоды, а то так и просто отнимая руки и лишая языка…

В некоторых местах считалось, что если человек съест в этот день круглые овощи, напоминающие голову, то в него «может вселиться нечистый дух». Хлеб в Головосек ломали руками, а не резали, если же хозяйка нарушала запрет, то на хлебе выступала кровь. У некоторых старообрядцев-беспоповцев в этот день воспрещалось есть бруснику, поскольку сок её, как кровь. Разумеется, непростительным грехом считались пляски. Так же нельзя было есть что-нибудь на блюде, так как глава Крестителя лежала на блюде. В народе Иоанн Креститель так же считался святым, имеющим особую благодать исцелять от головной боли. Как пишет Максимов:

Кроме строгого поста, крестьяне в день Иоанна Крестителя считают своим долгом непременно побывать в церкви, где, между прочим, лица, страдающие головными болями, испрашивают себе у этого святого исцеление…

Согласно одним поверьям, в день Головосека нельзя было ни мыть голову, ни её расчёсывать. Однако в некоторых местах Украины считалось, что утром, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, голову, напротив, надо тщательно мыть. Комплекс обычаев и запретов, связанный у восточных славян с праздником Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, показывает, в частности, что крестьяне достаточно хорошо знали суть события, которое вспоминается Церковью в этот день. Среди народа Орловской губернии о Иоанне Крестители были очень интересные представления, к примеру:

Иоанн не ел хлеба, не пил вина и никак не ругался; весь он был в шерсти, как овца, и только после крещения шерсть с него свалилась… Кто приходил к Ивану креститься, он, первым долгом, бил того человека железным костылём, чтобы грехи отскочили, как пыль от платья, и потом уже крестил…[6]

Добавим, что в алхимической традиции «усекновение главы» воспринимается одним из инициатических моментов и символизирует важную ступень перехода к «осознанию сердца», то есть к уму Божественному, не человеческому.

усекновение главыУСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ — есть основание Веры и Града, такую интересную трактовку-ассоциацию предлагают Александр Дугин и Андрей Езеров в заметке «Брат наш Кукша убит на рассвете»: «Мученическая кончина через декапитацию, усекновение главы содержит колоссальный символический смысл. Напомним, что и Москва стоит на месте, где Юрий Долгорукий отрубил голову боярину Кучке. Многие великие города, священные места паломничества, храмы по преданию стоят на месте аналогичной казни святого или знатного вельможи. В православной традиции архетипом этого сюжета является история об усекновении главы Иоанна Предтечи, а также легенда о её чудесном обретении. Та же кончина приписывается другому чтимому святому Георгию Победоносцу, а также самому апостолу Андрею Первозванному. Причем предание говорит о том, что святые оставались живы и после усекновения головы. <...>Тело святого преображается в лучах стяжаемого им Духа Святаго, и центр жизни переносится от бренной плоти к неподвижной точке души. Плоть при этом не просто преодолевается, она наделяется отныне особым промыслительным значением. <...> Отрубленная глава святого, пророка, апостола ложится в основание новой церковной, спасительной конструкции, становится полюсом спасения, особой животворной точкой, предуготовляющей контуры промыслительной сакральной географии»

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: документальный фильм «Голова Иоанна Предтечи» из цикла «Святыне христианского мира» и другие открытые источники; С. В. Максимов. «Нечистая, неведомая и крестная сила» и другие открытые источники. Справку о символизме декапитации см. выше
  • [1] День Усекновения главы Иоанна Крестителя входит в число тех дней церковного календаря, которые выделяются как праздничные, хотя и скорбные. К таким же скорбным праздникам можно причислить, к примеру и Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (14/27 сентября) — (прим. редакции)
  • [2] Стоит вспомнить: «Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 34-37) — (прим. редакции)
  • [3] В. Болотов, «Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? Эортологический этюд»
  • [4] И. П. Калинский, «Церковно-народный месяцеслов на Руси»
  • [5]  С. В. Максимов. «Нечистая, неведомая и крестная сила»
  • [6] А. О. Гурбик,  «Українські традиції. Осiння обрядовiсть»
artpolitinfo_quad

даты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в даты
Моление Донской Богоматери о победе
Богоматерь Донская

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком. Согласно преданию, в день Куликовской битвы (8...

Закрыть