И зарождение, и развитие Украинского интегрального национализма, конечно, было связано прежде всего с неудачей освободительной борьбы 1917–1920 годов.
Украинские националисты осознавали причины крушения Украинской государственности и пытались найти способы её восстановления. Убежденные в том, что социализм и демократизм дискредитировали себя партийными раздорами, бездарным руководством и отсутствием единства действий, в итоге ведущими к поражению, молодые ветераны войны отказались от старых идеалов. Взамен они предложили свои, призвав к созданию нового типа украинца, всецело преданного одной лишь святыне, одной Iдее — своей Nации — и служащего одной лишь цели — созданию независимого государства.
Однако Украинский интегральный национализм не имел в своей основе тщательно выработанной системы идей, скорее, он опирался на ряд ключевых понятий, которые не объясняли действительность, а с их помощью стремились побудить человека к действиям. Украинскими буржуазными националистами во всех советских изданиях называли руководителей Украинской Народной Республики Михаила Грушевского, Владимира Винниченко, Симона Петлюру (несмотря на то что первые два сами себя считали социалистами). М. Грушевский родился в Холме, учился в гимназии в Тифлисе (сейчас Тбилиси), закончил Киевский университет.
Владимир Винниченко родился в селе на Херсонщине, а Петлюра — в Полтаве. В 1930-х годах в советской печати «гневно клеймились» как «отчаянные фашисты» Дмитрий Донцов и Евгений Маланюк. Дмитрий Донцов родился в Мелитополе и действительно по своим убеждениям принадлежал к тому типу людей, которых сейчас новые чекисты называют экстремистами, но он никогда не был членом ОУН, хотя его идеи, конечно же, имели большое влияние на идеологию украинского национализма. Евгений Маланюк был родом из Архангорода на той же Херсонщине. Можно вспомнить еще Ивана и Юрия Липу, отца и сына. Иван был в числе тех, кто создал «Братство тарасівців», а его сын Юрий родился в Одессе и написал ряд публицистических работ, среди которых «Призначення України» — один из основополагающих трудов украинского национализма.
Таким образом, первыми творцами идеологии украинского национализма были, в соответствии с современной терминологией, «восточники» (кроме В. Липинского). Это уже следующее поколение — Степан Охримович, Зенон Коссак, Осип Мащак, Степан Бандера, Алексей Гасин, Петр Полтава, Дмитрий Маевский — были уроженцами западных областей.
Дмитрий Донцов, эмигрант с Восточной Украины, политический деятель, стал первым идеологом украинского интегрального национализма, в наиболее законченном виде изложившим новую «философию действия». Он утверждал, что абсолютной ценностью является нация и поэтому нет высшей цели, чем достижение государственной независимости. Донцов выдвинул идею политической нации:
нации, идеалом и целью которой был политический государственный сепаратизм, полный разрыв со любой Россией, стремлящейся ко всяческой экспансии, культурно — полное противостояние целому «духовному» комплексу Московщины; в социальном плане — отрицание социализма…
Донцов формулирует три главных вопроса: «Какова цель нации?», «Как достигнуть этой цели?» и «Кто должен добиваться её?» — и сам же отвечает на них:
1. «независимость и полный сепаратизм»,
2. признание борьбы, национальной революции как единственно возможного способа достижения этой цели и, наконец,
3. утверждение «человека нового духа», способного реализовать поставленную цель.
Наследуя идеи Шопенгауэра, Гартмана, Ницше и других представителей философского иррационализма, Дмитрий Донцов сформулировал основные постулаты интегрального национализма:
1. Требование «укреплять волю нации к жизни, к власти, к экспансии».
2. Стремление к борьбе и осознание её конечности, без которого невозможны ни героические поступки, ни интенсивная жизнь, ни вера в нее, ни триумф любой новой идеи, которая может изменить лицо мира.
3. Аморальность как способ реализации национальной идеи через максимальное этическое напряжение.
4. История не знает равенства, как и природа, есть способные и неспособные. Этот постулат Донцов поясняет тем, что свое право на самоопределение может утвердить только та нация, у которой есть гений, который может его действительно осуществить. Поэтому важнейшим считается не только наличие фанатичной и бескомпромиссной великой идеи, но и возможность реализовать с помощью насилия право сильного.
5. Существование активного, отважного, жаждущего власти меньшинства как важнейшего фактора истории.
6. Национальная идея — это абсолютный догмат, предмет веры. Украинство должно осознать, что его идея, если оно хочет победить, должна быть яркой, то есть исключать любую другую, основываться не на частном, но на полном отрицании иной. А для этого идея должна быть всеобъемлющей.
7. Борьба за существование является законом жизни. И жизнь откроется тому, кто сумеет взять её силой, моральной и физической, а силу эту можно получить только тогда, когда проникнешься новым духом, новой идеологией…
ДОНЦОВ, Дмитрий Иванович (укр. Дмитро Іванович Донцов) (30.08.1883, Мелитополь, Российская империя — 30.03.1973, Монреаль, Канада) — доктор юридических наук, украинский литературный критик, публицист, политический деятель, философ, идеолог украинского национализма, ориентрованного на европейский национализм. В 1930-х идеи и взгляды Донцовым приобрели большую популярность среди украинской интеллигенции, а особенно молодежи. Некоторые из идей и взглядов Донцова легли в основу политической платформы ОУН. Будучи студентом, активно участвует в политической деятельности, в 1905 вступает в Украинскую социал-демократическую рабочую партию. Дважды арестован (в 1905 в Петербурге и в 1908 в Киеве). После второго ареста, отбыв 8 месяцев заключения, отпущен на поруки в связи с ухудшением здоровья и благодаря стараниям родственников, в том же году переезжает в Галицию (тогда — территория Австро-Венгрии), а затем — в Вену. Именно в Галиции он начинает отходить от марксизма к национализму.В 1909—1911 обучается в Венском университете. В 1913 году на ІІ Всеукраинском студенческом съезде в Лемберге призывал в докладе «Современное политическое положение нации и наши задачи» к тому, чтобы Украина в грядущей войне ради обретения независимости выступила против России. 4 августа 1914 основал и возглавил Союз освобождения Украины. Союз, провозгласивший своей задачей отделение Украины от России и образование самостоятельного монархического государства под протекторатом Австро-Венгрии и Германии. С 1914 Донцов жил и работал в Вене, затем — в Берлине, а с 1916 — в Швейцарии. В начале 1918 он возвращается в оккупированный немцами Киев, где работает в правительстве гетмана Скоропадского, В 1919—1921 — является шеф Украинского пресс-бюро при посольстве УНР в Берне (Швейцария). В январе 1922 года получил разрешение Польши на переезд во Львов, где проживал до сентября 1939 года. С началом Великой Отечественной войны Донцов едит в Берлин, а оттуда в Ригу. В 1943—1944 годах Донцов в последний раз посещает Львов и к концу Второй мировой войны оказывается в американской оккупационной зоне Германии, откуда переезжает в Париж. Советские власти внесли Донцова в список военных преступников и требовали его выдачи. Донцов переезжает в Великобританию, а вскоре после этого в США. С 1947 года и до смерти прожил в Канаде. С 1949 по 1952 годы преподавал украинскую литературу в Монреальском университете, сотрудничал с украиноязычными изданиями.
Примечание
- Содержание данной статьи не во всём совпадает с идейной установкой редакции сайта «АртПолитИнфо». Публикация этого материала носит осведомительный характер и не преследует иных целей, кроме как ознакомления с темой, поднятой в этой статье // материал позаимствован из сообщества «Чёрная Когорта» соцсети ВКонтакте откуда он был удалён, поэтому прямой ссылки на эту статью нет