Как известно, символы играют заметную роль в культурном развитии человечества. Выступая как идеальная, обобщенная конструкция того или иного предмета или явления, они в скрытой форме содержат в себе все их характеристики. Широко употребляются символы, связанные с различными общественно-историческими установлениями и ориентациями (серп и молот, красная звезда и пр.). Но бывает и так, что в зависимости от социально-исторического контекста один и тот же знак несет совершенно противоположные идейные нагрузки.
Вероятно, не каждый знает, что слово «свастика» — санскритского происхождения. Образовано оно из двух частей — «су» и «астика» — и приблизительно перевести его можно так: «пожелание всех благ, всего самого хорошего». Восклицание: «Свасти» («Всего самого доброго, самого благого») в Индии и по сей день звучит во время ритуальных церемоний, до и после произнесения священного для индусов слога «Ом» («Аум» — В.А.). Знак свастики можно увидеть здесь практически везде: на дверях домов и загонов для скота, на одежде и домашней утвари, на книгах и украшениях, на свадебных подарках. Часто свастика ставится на первых и последних страницах книг, особенно если это книги бухгалтерские, рядом с изображением слоноголового Ганеши — бога мудрости и успеха, благополучия и семейного очага. В некоторых индийских штатах в ожидании дождей женщины разрисовывают землю перед домом сложным узором переплетающихся свастик, образуя бесконечные цепи тонкими струями цветного порошка.
Свастика может быть трех- и четырехконечной, может отличаться направлением стрелок — слева направо или справа налево. В первом случае она ассоциируется с солнцем, с ведическим богом Вишну, с вечным движением и развитием, с бесконечным вращением и эволюцией. Свастика с противоположным направлением стрелок символизирует осеннее и зимнее солнце, она связывается с женским началом и считается менее благоприятным знаком. Таково примерное содержание свастики в индуизме и буддизме.
Изначальное значение этого знака было предметом оживленных научных дискуссий в прошлом веке. Многие индологи характеризовали свастику как символ солнца, другие — как символ огня, или, скорее, тех священных палочек, которыми древние индийцы добывали огонь. Было мнение, что свастика — это символ света, молнии, воздуха, ветра, грозы — словом, атмосферных явлений в широком смысле слова. Допускалось, что свастика означает соединение мужского и женского начал, гармонию четырех варн («каст» — сословий) древнеиндийского общества, вечное движение, вращение, эволюцию, и теснее всего связана с быстрым движением колеса. Широко распространено было и мнение, что свастика есть символ верховного бога, единого управителя универсума.
Знак свастики встречается во всем мире столь часто, что в прошлом веке перед историками, археологами, лингвистами, культурологами, столкнувшимися с этим явлением, встал вопрос: появилась ли свастика независимо в самых различных культурных традициях или же, сперва возникнув в одном месте, затем распространилась по культурным ареалам?
На Индостанском субконтиненте свастика известна с глубокой древности: она есть и на печатях Хараппской культуры, существовавшей более четырех тысяч лет назад, о ней упоминает грамматик Панини (VI — IV века до Р.Х.) как о тавре (клейме), которым метили скот; свастика является отличительным знаком одной из индуистских сект.
В буддийской традиции свастика нередко изображается на груди Будды и бодисатв как символ сердца, как символ чакравартина — правителя мира («буквально: вращающееся колесо»), а в переносном смысле — как символ закона Будды, которому подвластно все сущее. Она встречается в буддийских пещерных храмах в Карли, чаще всего при входе и выходе из пещеры; нередко в Тибете свастику рисуют на покрывале, в которое заворачивают умершего.
В джайнизме свастика понимается как знак седьмого из тиртханкар («победителей») — последовательно сменявших друг друга вероучителей. Есть и такое ее толкование: у человека, странствующего в мире сансары и связанного действием закона кармы, существует несколько возможностей. Он пожинает плоды хорошей кармы, то есть возрождается среди богов пожинает плоды плохой кармы — отправляется в ад. Он может получить рождение в мире людей или же опуститься ниже, и возродиться, скажем, в виде собаки. Свастика обозначает человека, уже не подпадающего под действие закона кармы — у него больше нет последующего рождения, его ждет нирвана. Поэтому символ свастики расшифровывается так: точка соединения четырех концов — это сам человек или его жизнь. Четыре конца свастики — это те четыре возможности, о которых мы говорили выше, четыре варианта будущей жизни. Они загнуты — это и означает, что все возможные возрождения для праведника уже исключаются.
Свастика встречается и на греческих, и на сицилийских монетах; она есть и на греческой керамике, датированной VII — V вв. до Р.Х.; статуэтки и терракотовые диски со свастиками находил известный археолог Шлиман при раскопках Трои; более 160 знаков свастики обнаружено при раскопках в Помпеях. Свастика известна и в христианской традиции: «crux gammata» (гамматический крест) — это один из фазисов, через которые прошло общепринятое сейчас христианское начертание четырёхконечного креста. Знак свастики можно увидеть в росписях первохристианских катакомб, на средневековых бронзовых надгробиях и на священнических христианских облачениях XII — XIV веков.
Cвастика известна жителям Кипра, Испании, Ирландии, Германии, Скандинавии, Португалии, Франции, Англии. Встречается она и на американском континенте — в Мексике, Перу, в других странах Латинской Америки. Она называется среди почти 400 (точнее — 385) крестов, употребляющихся в геральдике, а также в дизайне.
В той или иной форме крест встречается с глубокой древности в культурных традициях разных народов мира. Специалисты по дизайну добавляют, что свастика является одним из наиболее распространенных вариантов креста и наиболее интенсивно использующихся элементов декора. Ничего не зная о свастике, часто рисуют ее дети: она сама появляется из-под руки маленького рисовальщика, никогда не видевшего ее раньше, когда, желая выразить быстроту и стремительность движения, ребенок преображает в свастику простой квадрат.
Но совсем по-иному воспринимается изображение свастики на развернутом знамени в фильме о второй мировой войне. Это и понятно: в 20-е-40е гг. нашего столетия свастика стала официальным символом фашистского движения. Обращение фашистов к свастике имеет достаточно долгую предысторию.
Девятнадцатый век явился веком интенсивного знакомства Западной Европы с достижениями восточных цивилизаций. Больших успехов достигло в то время сравнительное языкознание. Высказанная еще в конце восемнадцатого века мысль о родстве многих европейских и некоторых восточных языков, восходящих к некоему первоначальному праязыку, получила дальнейшую разработку. Было выявлено близкое родство целой группы языков народов Индии и Европы (языки иранские, индийские, греческий, немецкий, кельтские и др.). Эта группа языков была названа «индоевропейской семьей языков». Термин этот не вполне точен: на языках той же группы на Востоке говорят не только индийцы, но и иранцы; с другой стороны — в Европе есть языки и иных семей (финский, турецкий, баскский и пр.). Несколько позднее термин предложили заменить иным — «индогерманская группа языков» — на том основании, что носители этих языков жили на территории от северо-запада Европы до Индии.
Была выдвинута гипотеза о единой для многих народов прародине. Поскольку письменные памятники Древней Индии и Древнего Ирана были самыми ранними в хронологическом отношении, а говорили они об «арьях», было высказано мнение, что «арья» — самоназвание для всей общности народов, некогда живших вместе под «единой крышей» и примерно в 1500 — 1200 годах до Р.Х. завоевавших Индию.
Предполагаемых носителей общего праязыка назвали «арийцами». В воззрениях ряда буржуазных исследователей эта общность, говорившая на некоем общем праязыке, представала воплощением лучших черт цивилизованного общества. Завоевание Индии означало смешение с местным населением и упадок «арийской расы» — в изнеживающем южном климате ее представители, по мнению этих исследователей, утратили творческий потенциал и возвышенность духовных устремлений, их религиозно-философские представления, зафиксированные в Ведах, деградировали, и вся современная индийская действительность является лишь убогим напоминанием о былом величии.
Поток исследований этой проблемы во второй половине XIX столетия стремительно возрастал, причем особенно настойчиво выдвигались идеи о Прибалтике, Скандинавии и Германии как ареале проживания «белокурых и длинноголовых индогерманских предков». Теории об арийском завоевании Индии были в полной мере поставлены на службу британской колониальной политики. Установка на провозглашенный английской короной провиденциальный характер колониального правления в Индии обеспечивалась тезисом о благотворном руководстве и благодетельной помощи британцев своим «младшим братьям» в Индии.
Один из основоположников расовой идеологии — Артюр де Гобино (1816 — 1882 гг.)в «Эссе о неравенстве человеческих рас» утверждал, что все великое, благородное и плодотворное, осуществленное в мире, восходит к представлению арийской расы. Гобино делил человечество на три расы, причем древних германцев — «арийцев» — он характеризовал как творцов всех цивилизаций. Важнейшие характеристики расы он усматривал исключительно в ее биологических особенностях. Поэтому смешение представителей арийской расы с представителями низших рас приводит, по его мнению, к утрате творческих потенций арийцев.
Расистские идеи Гобино не приобрели особой популярности во Франции, но нашли поддержку в определенных кругах Германии. Примерно в это же время получил немалую известность «Германский Гимнастический Союз» Ф.Л. Яна (1778-1852 гг.), руководителя немецкой молодежи и «отца гимнастов» («Turnvater»), уделявшего большое внимание пропаганде идей «немецкого национального духа», органического немецкого общества, лучшая часть которого якобы продолжает хранить черты «древней расы». Антисемитская направленность этого движения, известного как «народническое» — «фелькише бевегунг», очевидна.
Знак свастики широко использовался в оформлении массовых процессий, факельных шествий в середине XIX века как символ «божественной творческой деятельности» индогерманцев, единственными наследниками которых объявлялись немцы. (В исторических сочинениях той эпохи понятия «немцы» и «германцы», в том числе и «древние германцы» употреблялись как синонимы, что давало основание рассматривать и современные народы германского происхождения — фламандцев, австрийцев, швейцарцев, датчан, люксембуржцев, голландцев, исландцев, фарерцев, аландцев, норвежцев, шведов и даже англосаксов, как часть «немцев» — В. А.).
В начале нашего столетия идеи об арийцах как единственных носителях ценностей цивилизации пропагандировались уже на самых разных уровнях. Свастика использовалась как символ германского духа и во время первой мировой войны. Сохранились фотографии немецких войск под Берлином с флагами, украшенными свастикой. Возвращавшиеся с фронта солдаты и офицеры организовывали так называемые «свободные» или «добровольческие» корпуса (фрайкоры) со свастикой как отличительным знаком.
Свастика была принята и в реакционно-националистическом «обществе Туле» (Thule-Gesellschaft), организованном в 1918 году в качестве отделения Берлинского Тевтонского ордена (точнее: Германского ордена /Germanenorden/ — не путать с существующим по сей день зристианским католическим рыцарски-монашеским Тевтонским, или Немецким, орденом /Deutscher Orden/ и созданным после первой мировой войны по образцу масонских лож «Младонемецким /Младотевтонским/ орденом» /Jungdeutscher Orden-/— прим. ред.). Программа его была сформулирована в откровенно реакционном, мистическом и антисемитском духе.
Показательно и само название тайного общества: «Туле» считается в идеологии «фелькише» легендарной отчизной германского народа, прародиной той нордической (северной) расы, что позднее распространилась по всему миру. Современные ученые отождествляют Туле, как правило, либо с одним из островов к северу от Шотландии, либо с частью Норвегии, реже — Гренландии. Членом «общества Туле» был и Рудольф Гесс, один из самых близких к Гитлеру партийных функционеров.
Интерес к арийской проблеме еще более возрос в «обществе Туле» после того, как к нему присоединился приехавший из Прибалтики русский подданный Альфред Розенберг. Увлекаясь в юношеские годы археологией, он изучал в Риге и Ревеле литературу по арийской проблеме, в которой прародина арийской расы связывалась с севером Европы. Широко используя понятия «арии», «арийская чистота», А. Розенберг утверждал, что нордические племена дали мощный творческий импульс развитию всех мировых цивилизаций. Движение истории мыслилось А. Розенбергом как движение арийского духа. Он трактовал историю как борьбу двух рас — иудейско-сирийско-римской, с одной стороны, и арийско-североевропейской (нордической), с другой. Германский народ в его труде «Миф XX столетия» (1925 г.) представал как лучший слой арийско-нордической расы, расположенный на самом верху расовой пирамиды.
В противовес утвердившемуся в европейской науке представлению об античной цивилизации как колыбели европейской образованности, выдвигалась идея о древней тевтонской расе как воплощении всего лучшего в человеке и о современной Германии как ее прямой наследнице. Книги 30х-40х гг. переполнены фотографиями предметов материальной культуры древних германских племен, украшенных свастикой. Свастика трактовалась в германской мифологии, как живой символ расы и крови, олицетворение органической германской истины.
С 1920 года свастика становится официальным символом нацистского движения. В 1923 году на съезде нацистов Гитлер так объяснил значение трехцветного фашистского флага: белый круг на красном фоне — символ национальной чистоты и революционного рабочего движения, черная свастика — призыв к беспощадной борьбе с коммунистами и евреями. Особое значение придавалось играм с огнем и свастикой — они символически выражали мощь стихии, иррациональность Духа, ту новую немецкую культуру, в основе которой лежало представление о биологически-духовном единстве и подчинении единому целому, всеобщему, лишенному внутренних противоречий. Свастикой в фашистском государстве украшалось практически все: эмблемы самых разных обществ (даже, например, шахматных и охотничьих), а тем более политических, напр. нацистского союза молодежи «Гитлерюгенд», значки, ордена, медали самых разных организаций, книги, брошки, предметы обихода. Как эмблема и символ фашистского движения в Германии в государственном масштабе свастика использовалась до мая 1945 года. В символике многих неофашистских организаций она осталась и по сей день.
Как известно, четко зафиксированная символика и общие ритуалы исполняют своего рода интегративную функцию, давая возможность членам объединения ощущать себя как некое единство. В свою очередь, ясно, что за пределами этого единства символика «прочитывается» однозначно, ассоциируясь с целями, задачами и установками тех общностей, которые ею пользуются. В 40е гг. в Западном Трансваале (Южная Африка) бурский фермер нарисовал на дверях своего сарая огромную свастику, и местные еврейские торговцы сразу поняли: им больше нельзя появляться на этой ферме. Когда во время второй мировой войны советские войска вступили в Манчжурию, пишут очевидцы, их поразило обилие свастик. Этот древний знак благополучия воспринимался борцами с фашизмом уже в его новом значении.
На Востоке же свастика по-прежнему используется очень широко.
Чуть ли не каждый день я встречалась со свастикой в Монгольской Народной Республике: она красовалась на дверях парадной юрты последнего богдо-гэгэна, правителя страны до 1922 года, и на специальной бронзовой подставке для домашнего очага в его дворце; свастика была вышита мелким жемчугом на его парадных одеждах. Туалетный столик супруги богдо-гэгэна был, можно сказать, испещрен свастиками, причем левосторонними («женскими»). Свастики украшают и ткани, в которые завернуты средневековые книги в Национальной библиотеке Академии наук МНР, их можно видеть и на праздничных открытках…Совсем недавно я даже ходила по свастикам: в делийском отеле солнечный свет, проникая сквозь резные оконные решетки, падал на пол причудливыми цепями свастик. И мне было как-то не по себе: ведь в Европе и Америке этот древний, известный всему миру вариант креста ассоциируется сегодня более всего с событиями мировой истории первой половины XX века.
МЕЗЕНЦЕВА, Ольга Васильевна (06.02.194). — историк, индолог Автор работ: История религиозно-философской и общественно-политической мысли Индии // Проблема человека в учении Свами Дайянанды Сарасвати // Общественная мысль Индии: проблема человека и общества. М., 1992 // Проблема деятельности человека в индийской философии Нового времени // Бог — человек — общество в традиционных культурах Востока. М., 1993 // Статус женщины в индуизме XIX-X вв. // Феминизм. Восток-Запад-Россия. М., 1993 // Neovedantism and Shankara's Concept of the Illusory Nature of the World // History of Indian Philosophy. A Russian Viewpoint. Delhi, 1993. The Implications of Hinduism in Gandhian Thought // Mahatma Gandhi 125 years. Varanasi, 1995 // Мар Грегориос о развитии индийской культуры и философии в XIX-XX вв. // Живая традиция. К 75-летию Индийского философского конгресса. М., 2000
Примечание
- Источник: Журнал «Азия и Африка сегодня», N 10 за 1987