АвторСергей Параджанов

С. Параджанов

стоп-кадр из фильма «Цвет граната»

Кратко о фильме «Цвет граната»

Цвет граната, состоит из нескольких миниатюр, объединённых темой бытия средневекового армянского поэта Саят-Новы писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках. Можно рассматривать эпизоды, как отношения поэта к любви, религии, светской власти, народу. Можно, но не нужно. Киноязык Параджанова — изобразительность, живописность, его надо просто смотреть, а ум да сердце последуют за глазами.

Первоначально фильм назывался по имени главного героя — «Саят-Нова». Однако картина вызвала неприязнь и непонимание кинематографических чиновников. В оригинальной версии фильм «Саят-Нова» просуществовал 10 дней: до сдачи в Госкино СССР его успели посмотреть около 10-12 людей. Затем картина была очень сильно порезана, переделана и выпущена только на республиканский экран, в 4-ой категории, пятью копиями.

Параджанов всегда работал только с настоящей «фактурой» — это было его любимое определение. Он не принимал никакой бутафории. Как рассказал Левон Григорян — режиссер, сценарист, ассистент режиссера на фильме «Цвет граната», для картины они специально ездили по деревням, скупали килограммами серебро, которое тогда стоило очень дешево:

Толстые серебряные пояса тогда стоили по 10-15 рублей, мы зашли в хозяйственный магазин, купили два цинковых ведра, нагрузили их серебром, сели в рейсовый автобус и поехали обратно на студию — вот такие были времена идиллические…

По признанию Левона Григоряна, очень сложно проходил выбор главного героя Саят-Новы:

Я помню, как Параджанов мне принес вырезанный из афиши портрет Софико Чиаурели — она тогда играла в театре Жанну Д,Арк — и сказал: «Кажется, я нашел Саят-Нову — вот мне такое лицо нужно!».. Так родилось экстраординарное решение, что в роли поэта будет сниматься женщина. Конечно, это вызвало кучу возражений, негодований, тем более, что Софико должна была играть две роли: возлюбленную поэта — царевну Анну и самого поэта. Однако, и это решение было тоже не случайно: однажды, на одном из старинных персидских полотен Параджанов увидел двух влюбленных — юношу и девушку с двумя одинаковыми лицами, и это его очень заинтересовало. Он пришел к такому решению, что в любви — одна душа, одно тело, один лик. Такое поэтическое решение, неожиданное, но оно блестяще себя оправдало в этом фильме…

Съёмки проходили в церкви св. Иоанна села Ардви Лорийской области Армении. Под давлением цензуры Параджанов вынужден был полностью перемонтировать фильм, изменив название на «Цвет граната». Версия, вышедшая на экраны в 1973 году на советские экраны (143 копии), — результат ещё одной перемонтировки, которую курировал Сергей Юткевич. За время проката фильм посмотрели 1,07 млн зрителей.

Титры —
Режиссёр: Сергей Параджанов // Сценарий: Сергей Параджанов, Саят-Нова // Художник: Степан Андраникян, Сергей Параджанов, Елена Ахвледиани, И. Каралян, Ж. Сарабян, Микаэл Аракелян // Актёры: Юрий Амирян, А. Бабаян, Медея Бибилейшвили, Бая Двалишвили, Александр Джаншиев, Гуранда Габуния, Ж. Гарибян, Л. Карамян, Григор Маркарян, Г. Мацукатов, Юрий Мерденов, Бела Мирианашвили, Э. Панахчян, Софико Чиаурели, Мелкоп Алексаян, Вилен Галстян, Георгий Гегечкори, Спартак Багашвили, Медея Джапаридзе, Ованес Минасян // Композитор: Тигран Мансурян // Монтаж: Сергей Параджанов, М. Пономаренко, Сергей Юткевич // Оператор: Сурен Шахбазян

С. Параджанов

Сергей Параджанов, режиссёр

Н. Охотин | Визуальный перформанс

Один из наиболее известных фильмов Сергея Параджанова — квинтэссенция его основных приемов и манер. Формально — это биография поэта Саят-Нова, но это сделано настолько кинематографически необычно и изобретательно, что уже не суть важно, что за сюжетная канва лежит в основе фильма. Бесконечный, фонтаном бьющий визуальный перформанс, на самом деле в строгом смысле слова не являющийся даже кинематографом. Преобладают статические «картины» или «картины одного движения». Обилие с трудом расшифровывающихся образов «в себе», нарочитая «театральность» актеров, нагромождение изысканнейших декораций, костюмов, объектов. Как сказал Рустам Хамдамов (где — напрочь не помню, может я это и сам придумал, так что за точность не ручаюсь) — «взять в одну руку павлина, а в другую гранат (к примеру) и встать посреди комнаты — вот это Параджанов». В этом стиль Параджанова, который в огромной степени повлиял на развитие кинематографических идей.

paradzhanovПАРАДЖАНОВ, Сергей Иосифович (09.01.1924, Тифлис — 21.07.1990, Ереван) — выдающийся режиссёр, сценарист. В 1942-1945 годах он учился на вокальном отделении Тбилисской консерватории и на строительном факультете Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. В 1949 году он устроился ассистентом режиссера на Киевскую киностудию имени Довженко, где и проработал до 1960 года; затем был режиссером на студиях «Арменфильм» и «Грузия-фильм». В 1952 году Сергей Параджанов окончил режиссерский факультет ВГИКа, где учился в мастерской И. Савченко; его дипломной работой стал фильм «Молдавская сказка». Дебютом режиссера в кино стал фильм «Андриеш», затем, помимо нескольких художественных картин, он снял ряд документальных и научно-популярных картин — «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки», — но впоследствии отзывался об этих работах как о «хламе». В 1965 году по мотивам произведений М. Коцюбинского Сергей Параджданов поставил фильм «Тени забытых предков», в котором впервые ярко проявилась экспрессивная романтическая манера художника. На нескольких международных кинофестивалях эта кинофантазия удостоилась многих премий, и имя Параджанова приобрело немалую известность. Ещё более новаторской с точки зрения изобразительного ряда стала другая работа режиссера и сценариста, «Цвет граната». Однако режиссер, ставивший фильмы далекие от провозглашенного «социалистического реализма» и недолюбливавший советские власти, был обвинен в «гомосексуализме и незаконной торговле иконами» и несколько лет провел в заключении. В 1984 году Сергей Параджанов поставил по грузинской народной легенде фильм «Легенда о Сурамской крепости», а в 1988 году вышла его последняя картина — «Ашик-Кериб», снятая по мотивам одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Сергей Параджанов также писал сценарии и был художником нескольких спектаклей

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации использованна рецензия с интернет-ресурса «Киноизм»: «Цвет граната»
artpolitinfo_quad

синематограф

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в синематограф
врата рая
Врата рая | фильм Анджея Вайды, 1967

Незадолго до смерти папы римского Иннокентия III один пастушок Жак из Клуа, прозванный Жаком Найдёнышем,...

Закрыть