АвторАлексей Балабанов

Прибытие поезда

Кадр из фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты»

Кратко о фильме «Трофимъ»

ТрофимЪ — одна из четырех новелл проекта «Прибытие поезда»,  задуманного к 100-летию кино. Изначально «Прибытие поезда» предполагался альманахом из пяти новелл, как парафраз на первые люмьеровские фильмы («Кормление ребёнка», «Политый поливальщик», «Прибытие поезда» и др.), снятый пятью режиссёрами — победителями программы «Номинация. Кино. XXI век» Кинофорума в Ялте-94 (А. Хван, С. Сельянов, И. Дыховичный, В. Хотиненко, В. Тодоровский). В результате И. Дыховичный уступил место Д. Месхиеву, летом 1995 г. выбыл В. Тодоровский, С. Сельянова заменил А. Балабанов. Осталось четверо режиссёров, которые сняли четыре новеллы: «Свадебный марш», реж. А.Хван; «Экзерсис № 5», реж. Д. Месхиев; «Трофимъ», реж. А. Балабанов; «Дорога», реж. В. Хотиненко.

Титры —
Режиссёр: Алексей Балабанов // В ролях: Сергей Маковецкий, Зоя Буряк, Семен Стругачев, Алексей Балабанов, Алексей Герман, Игорь Шибанов, Владимир Богданов, Людмила Александрова, Виктор Полуэктов, Дмитрий Месхиев, Сергей Барковский, Тамара Липартия, Сергей Ражук, Анатолий Журавлев

А. Балабанов

кадр из фильма А. Балабанова «Трофим»

Кино-лубок в русском поезде

История о том, как зарубивший брата Трофим, дальше огорода-поля не ходивший, сел в поезд, отхлебнул в столице империи штампованные радости и в недолгом своем пути до острога глухим голосом произносил одну и ту же фразу «А я брата зарубил», — скроена Балабановым как ярмарочная игрушка с бесхитростным секретом. Но наив этот простодушен до художественности.

Рифма к первому на свете кинопоказу могла быть сколь угодно далекой и замысловатой. Балабанов придумал «Прибытие русского поезда» — эпизод, грациозно приклеенный режиссером к житию Трофима.

Стилизованное повествование об убивце, попадающем в большом городе то под колеса телеги, то в трактир, то в заведение мадам, как зрители первого киносеанса под колеса прибывающего с экрана поезда, прореженные видами Питера — старыми открытками — превращается здесь в Портрет города и в антологию старого кино. В портрет места и времени, приближенный к современному зрителю лукаво смонтированным эпизодом с Алексеем Германом, который стилизацию Балабанова — по замыслу Балабанова — воспринимает как архивную пленку «Прибытия русского поезда». Так ярмарочный трюк становится историческим документом. Этот трогательный и острый финал естественен еще и потому, что на роль убивца режиссер пригласил Маковецкого. Тем, кто привык видеть этого актера в ролях интеллигентов или в мизансценах Виктюка, вдруг открывается, что по типу дарования он — Петрушка (Стравинского), стилизованный народный тип. И его лубочный, эксцентричный, в сущности, грим в сочетании с потусторонним и растерянным взглядом завершают стилизаторскую режиссуру картины, посвященной неумышленной любви к кино, но снятой в умышленном городе.

В Питере прошлое — вплоть до люмьеровского — и поныне ощущается как настоящее в том хотя бы смысле, что настоящий «предмет искусства» окантован рамкой , как Нева гранитным берегом, дабы не расплескать натуру (и природу). А может быть, чтобы эту самую натуру сфокусировать, защитить от небытия и наводнений.

БалабановБАЛАБАНОВ, Алексей Октябринович (25.03.1959, Свердловск — 18.05.2013, Сестрорецк, Санкт-Петербург) — российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и актёр. Обладатель премии «Ника» за лучшую режиссёрскую работу — картину «Про уродов и людей». Окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков. В 1981—1983 проходил службу офицером-двухгодичником в Советской армии (в военно-транспортной авиации), летал в страны Африки и Азии. Участник войны в Афганистане. Четыре года работал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии. В 1990 году окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера). Первый игровой фильм 26-летний Балабанов снял на Урале в 1985 году, за одну ночь написав сценарий. Малобюджетная картина была снята в ресторане, в качестве камео играла группа «Наутилус Помпилиус», с лидером которой Вячеславом Бутусовым режиссёр был знаком, в массовке были заняты посетители заведения. После дебюта Балабанов в каждом фильме много и с успехом снимал непрофессиональных артистов, добиваясь наиболее натурального и убедительного отражения житейских перипетий своих мрачных персонажей в художественных образах. Последняя картина режиссёра «Я тоже хочу» (2012) осмысливала проблему ухода человека из жизни. В «Я тоже хочу» Балабанов появился в эпизодической роли режиссёра, умирающего в заключительной сцене фильма. В 2012 году у Балабанова было обнаружено онкологическое заболевание, и в интервью он неоднократно намекал на свою скорую смерть и говорил, что это будет его последний фильм

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации был использован фрагмент статьи «11 фильмов режиссера Алексея Балабанова», портал megafile.ws; подробнее об Алексее Балабанове вы может узнать на сайте «АртПолитИнфо» (см. «Алексей Балабанов»)
artpolitinfo_quad

синематограф

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в синематограф
Borgo-a-Mozzano-Italy
Салат для дьявола | анимационный фильм Стефано и Алис Тамбеллини, 2010

Перед вами очень выразительный и яркий короткий анимационный фильм Стефано и Алис Тамбеллини. Фильм был создан по...

Закрыть