Триумф воли один из самых ярких и сильных фильмов мировой документалистики. Монтаж фильма был новаторством, операторская и режиссёрская работа вызывает восхищение у всех любителей киноискусства, независимо от их отношения к теме работы. Задуманный с целью пропаганды, фильм пережил и продолжает успешно переживать бесконечный «нюрнбергский процесс», весь антинацистский ажиотаж и до сих пор остаётся в числе безусловных шедевров. Для съемок фильма была основана производственная компания «Reichsparteitagfilm GmbH», фильм финансировался НСДАП. Рифеншталь осталась недовольна прологом, снятым Вальтером Руттманом (начинавшим работу над картиной), и взяла в свои руки руководство съёмками, которые проходили с 4 по 10 сентября в Нюрнберге. В её распоряжении находилась команда из 170 человек (из них 36 операторов) и 30 камер, они закреплялись на флагштоках, поднимались на дирижаблях, Гитлера снимали сразу с нескольких точек. Лени Рифеншталь понадобилось семь месяцев для монтажа и завершения работы над фильмом. Из отснятого материала длительностью в несколько сотен часов она смонтировала фильм, хронометраж которого составил 114 минут. Музыку к фильму написал известный композитор Герберт Виндт, который и в дальнейшем сотрудничал с Рифеншталь. Особое впечатление производили общие планы, запечатлевшие строгую архитектонику марширующих колонн. Для их съемок были сооружены леса, по которым двигалась кабина с оператором. Премьера «Триумфа воли» состоялась в присутствии Гитлера 28 марта 1935 года в Уфа-Паласт ам Цоо в Берлине. О «Триумфе воли» Рифеншталь говорила, что она хотела создать не хронику, не репортаж, а «художественный фильм»:
За «Триумф воли» Рифеншталь получает Немецкую кинопремию за 1934/1935 год, премию за лучший иностранный документальный фильм на венецианском биеннале 1935 года и золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Вслед за фильмом в свет выходит книга Лени Рифеншталь «То, что осталось за кадром фильма о съезде национал-социалистической партии».
Титры —
Жанр: документальный фильм // Режиссёр: Лени Рифеншталь // Продюсер: Лени Рифеншталь // Автор сценария: Лени Рифеншталь и Вальтер Руттман // В главных ролях: Адольф Гитлер, Мартин Борман, Йозеф Геббельс, Рудольф Гесс, Генрих Гиммлер, Герман Геринг, Бальдур фон Ширах // Оператор: Зепп Альгайер // Композитор: Герберт Виндт // Длительность: 114 мин.
С детства меня очень интересовали две вещи. Это искусство и спорт. Я начала рисовать, еще будучи ребенком. Поскольку отец не хотел, чтобы я стала актрисой, я была вынуждена учиться в Академии художеств на Кронпринценаллее, где изучала живопись. Меня интересовало все, особенно живопись. И когда позднее я встретилась с доктором Фанком[1] и стала сниматься в альпийских фильмах, я научилась переводить неподвижные картины на язык кино. И при этом постоянно фотографировала. На всех снимках, сделанных в горах, я изображена вместе со своей «лейкой». Я снимала все, что видела, и поэтому позднее смогла точно объяснить операторам, каким я хочу увидеть кадр. Я много снимала и для себя во время поездок. Когда была в Америке, снимала «лейкой» буквально все. <…> У меня были конкретные цели и желания. Пока я была танцовщицей, я хотела танцевать. Я делала это до тех пор, пока не перенесла операцию на мениске, когда из-за болезни колена вынуждена была прекратить танцевать. Затем, будучи актрисой, я всей душой хотела играть, я не хотела быть режиссером. В «Голубом свете»[2] я сама была режиссером, поскольку у меня не было средств пригласить режиссера со стороны. И я нашла людей, которые со мной работали бесплатно. Я вынуждена была продать все, даже квартиру, но этих денег оказалось ничтожно мало. И тогда я нашла партнера в лице господина Сокала, который взял на себя всю организацию съемок, включая финансы. Но я хотела играть, я не хотела делать документальные фильмы. Абсурдно, что именно то, чем я не хотела заниматься, имело успех и оказывалось сделанным на высоком уровне. Я хотела играть и ведь совсем не для забавы готовила «Пентесилию»[3]. Все материалы по этому проекту сохранились до сих пор. Это был мой мир. Казалось, ради чего я должна была мучиться, снимая документальное кино, если я хотела играть? Потом это стало выглядеть иначе, после того как я узнала, что у меня есть талант монтировать фильмы. Естественно, я не подозревала об этом. Заметив, что обладаю этим совершенно особым даром, я попыталась начать учить молодых людей в моей фирме операторскому делу, монтажу и т.п. Но никто из них так и не научился действительно хорошо монтировать. Ведь это так трудно — хорошо монтировать документальные фильмы… Если я за что-то берусь, то вкладываю в это дело все свои силы и честолюбие, чтобы вышло как можно лучше. По-другому я просто не умею. Но не думайте, что работа над монтажом «Триумфа воли» доставляла мне удовольствие! Я каждый день по восемнадцать часов просиживала в монтажной, и ни о каком удовольствии здесь просто и речи быть не могло! Я попыталась облегчить себе работу и пригласить помощников. Например, для эпизода, в котором войска идут маршем. Это такие скучные кадры, где на протяжении двадцати минут идут и идут войска. Так вот, я пригласила лучшего монтажера, которого вообще можно было найти в то время. Его фамилия была Шад, он был австрийцем и слыл великолепным мастером. Объем материала составлял примерно десять тысяч метров пленки. Я выделила ему одну из своих монтажных с монтажницей и дала восемь недель времени. Он должен был монтировать этот кусок параллельно с моей работой по монтажу остального материала. Я его не контролировала. За несколько дней до озвучания, перед записью музыки, мне принесли на просмотр его работу. Я была в шоке. Материал оказался абсолютно непригодным для использования. Это был просто улучшенный вариант обычного киножурнала. А нужно было уже сдавать картину. Так что мне предстояло сделать весь этот большой эпизод заново самой. Хотя я объясняла ему, как он должен был это сделать, он своей задачи не выполнил. В материале было много длиннот, одно с другим никак не согласовывалось, все было скучно. Надо было за два-три дня сделать то, чего он не сумел сделать за два месяца. Конечно, у меня был огромный опыт, который приобретаешь, работая по нескольку месяцев. Скажу совершенно честно, самой большой мукой, которую я когда-либо испытывала, была для меня работа над монтажом «Триумфа воли». Дикая скука, постоянно эти нудные сцены…
Я хочу видеть, все остальное не важно. В этом вся моя жизнь. Я хочу видеть…
РИФЕНШТАЛЬ, Лени (22.08.1902, Берлин — 08.09.2003, Пёккинг) — немецкий кинорежиссёр и фотограф, актриса и танцовщица. В 1932 году состоялся её режиссерский дебют фильм «Голубой свет». Снятый в 1934 году «Триумф воли» принес ей скандальную известность и стал самым популярным пропагандистским фильмом в истории. Позже был снят другой документальный фильм Рифеншталь, занявший заметное место в истории кинематографа: «Олимпия» (1938). После войны, обвиненная в пособничестве фашистскому режиму, она несколько лет провела в заключении. В 1949 году суд снял с Рифеншталь обвинение в пропаганде и поддержке фашистского режима, признав её всего лишь «попутчиком». Фильмография: Режиссёрские работы: 1932— «Голубой свет» // 1933— «Победа веры» // 1935 — «Триумф воли» // 1935 — «День свободы! — Наш вермахт!» // 1938 — «Олимпия» // 1954 — «Долина» // 2002 — «Коралловый рай» // 2003 — «Мечта об Африке» (сделан по материалам архивов Лени Рифеншталь, режиссёр Рей Мюллер) Актёрские работы: 1925 — «Пути к силе и красоте — фильм о современной физической культуре» // 1926 — «Священная гора» // 1927 — «Большой прыжок» // 1928 — «Судьба Габсбургов» // 1929 — «Белый ад Пиц Палю» // 1930 — «Бури над Монбланом» // 1931 — «Белое безумие — новое лыжное чудо» // 1932: «Das blaue Licht» — «Голубой свет» // 1933 — «SOS Eisberg» — «SOS — айсберг» // 1954 — «Долина» // 1993 — «Власть образов» // 2003 — «Лени Рифеншталь — мечта об Африке», режиссёр Рей Мюллер
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации был использован материал: Leica World, 2000, N 2, интервью с Лени Рифеншталь, перевод с немецкого и примечания Виталия Сеферьянца; впервые интервью было опубликованно: «Искусство кино», 2001, 8 (август) / «Вплоть до одержимости. Портрет Лени Рифеншталь»; так же на сайте «АртПолитИнфо» вы можете посмотреть клип группы Rammstein, в котором использованы кадры фильмы Рифеншталь «Олимпия» (см. «Rammstein | «Stripped»
- [1] Арнольд Фанк — известный немецкий режиссер
- [2] Фильм снят в 1932 году
- [3] Неосуществленный проект игрового фильма по одноименной трагедии Генриха фон Клейста