Картина «Три песни о Ленине», агитационный, но тем не менее странный, талантливый и знаковый фильм Дзига Вертова, 1934 года. Документальное погружение в некое внешне живое, логичное и разумное шевеление небытия. Фильм снят к 10-летию смерти ВИЛа. Описания гласят: «Фильм о том, как советский народ любит Владимира Ильича. Песня «В чёрной тюрьме было лицо моё» — о том, как Ленин преобразил Среднюю Азию. Феодальные и исламские пережитки были уничтожены, на их место пришли современное образование, новая техника и социалистические отношения. Во второй песне — «Мы любили его…» — показана реакция всех народов Союза на смерть Ленина. Кинохроника похорон и картины жизни во всех уголках Родины перемешиваются, и создаётся впечатление, что смерть Ленина приостановила жизнь во всём Советском Союзе.Третья песня — «В большом каменном городе» — о том, как народы Союза продолжают дело Ленина и какие громадные достижение произошли в стране после его смерти. Интервью с передовиками производства, кадры великих строек, радость народа — всё это доказывает, что Ленин жил и трудился не зря… Фильм включает старинные песни Востока». Но на самом деле всё это не так — Вертов снял настоящий кошмар, липкий сон. Режиссёр занимается мифотворчеством, в котором своего героя пытается представить тем, чьей жизнью всё порождается и и из смерти которого всё произрастает.
Титры
Режиссер: Дзига Вертов // Операторы: Марк Магидсон, Борис Монастырский, Дмитрий Суренский // Композитор: Юрий (Георгий) Шапорин
Дзига Вертов учился в Московском психоневрологическом институте, но по профессии работать так и не стал.
Увлёкшись футуризмом, он писал стихи, сотрудничал с Маяковским в его журнала «Леф», где опубликовал свои первые статьи по теории кинематографии и «Манифест Кино-Ки». В 1918–1919 Дзига Вертов работал как составитель и режиссер киножурнала «Кинонеделя». Впоследствии, по инициативе Вертова, начался выпуск тематического киножурнала под общим названием «Киноправда» (1922–1924). Сам же он окончательно «ушёл в режиссуру» и всерьёз занялся изысканиями в области монтажа и операторского искусства. Опираясь на стилистику футуризма, Вертов одним из первых стал использовал титры для агитационного воздействия на зрителя. Интересно, что каждый новый номер «Киноправды» имел свое художественное «лицо».
В своих статьях: «Мы, Он и я», «Киноки», «Переворот», «Кино-глаз» Дзига Вертов отрицал «право художника на вымысел», утверждая, что «задача искусства в документировании действительности». Эта позиция вызвала много критики и нападок.
Но всё-таки ещё в 1919 году Вертову удалось основать целую группу документалистов — киноки (сокращенно кино-око, т.е. глаз киноаппарата) сформировалась в 1919. Киноки призывали искать новые пути и методы документальной съемки. Эксперименты киноков принесли много нового в хроникально-документальный кинематограф и в теорию монтажа. Вертов хотел сделать:
невидимое видимым: сделать мысли людей, их поступки, стены, прозрачными и изучать мир микроглазом…
Дзига Вертов стал родоначальником нового вида публицистики — поэтического документального кино. В большинстве своих фильмов он был так же сценаристом. Примером идей Вертова стал фильм-эксперимент Кино-глаз («Жизнь врасплох»), который был отмечен премией на Международной выставке в Париже. «Жизнь врасплох» — фильм о человеке в документально-поэтическом неинсценированом фильме. Вертов был увлечён идеей снимать методом «скрытого наблюдения», каковой он и называл «жизнь врасплох». В каком-то смысле «жизнь врасплох» примерно то же, что в современном кинематографе является репортажным методом.
Во второй половине 1920-х Вертов продолжает разработку своего киноязыка, ищет новые способы ритмической организации действия, исследует значение для монтажа интервалов (пауз) между движениями, занимается исследованием наиболее выгодных точек для съемки. Тогда же он снимает свой известный шедевр «Человек с киноаппаратом»*, о котором сам напишет так: «Работа над фильмом «Человек с киноаппаратом» потребовала большего напряжения, чем предыдущие работы кино-глаза». С точки зрения операторского искусства фильм очень сложный для того времени, особенно в связи с большим количеством точек, находившихся под наблюдением:
Исключительное напряжение вызывали монтажные эксперименты, которые проводились непрерывно. Человек с киноаппаратом находился в самом центре жизни, он вместе с ней дышит, слышит, ловит ритмы города и людей. Камера в руках человека не только средство фиксации жизни, а главный ее участник…
Ешё задолго до «звукового» кино Вертов уже делал попытки монтажа с учетом «звучания немых кадров». В его работах «Шестая часть мира», «Одиннадцатый», «Человек с киноаппаратом» была некая «звуковая имитация». А в начале 1930-х Вертов делает открытие, оказавшееся революцией в звуковом кино. В первом его звуковом фильме «Симфония Донбасса» наряду с индустриальными шумами записывает несколько реплик рабочих, а три года спустя снимает киноинтервью с одной из героинь Днепрогэса. То есть он впервые осуществил серию синхронных съемок — одновременную съемку изображения с записью звука. Занимался Вертов и мультфильмами.
ВЕРТОВ, Дзига (при рождении Давид Абелевич Кауфман) (02.01.1896, Белосток, Гродненская губерния, Российская империя — 12.02.1954, Москва) — советский кинорежиссёр, один из основателей и теоретиков документального кино. Обогатил кинематограф множеством операторских приёмов и техник, включая методику «скрытая камера». В 1915 году начал использовать псевдоним Дзига Вертов (укр. волчок). Работал на студиях «Культкино», 3-й Госкинофабрике, Киевской кинофабрике ВУФКУ (1927—1930 гг.), «Межрабпомфильм», ЦСДФ. Автор сценариев нескольких своих документальных фильмов, игрового фильма «Тебе, фронт!» (1942), мультипликационного фильма «Юморески». Автор нескольких статей по теории кино. Фильм «Кино-глаз» в 1924 году получил медаль и диплом Всемирной выставки в Париже. Вертов является режиссёром одного из первых звуковых документальных фильмов «Симфония Донбасса» («Энтузиазм») (1930 г.). Снимает «Три песни о Ленине» (1934), фильм в жанре образной кинопублицистики, который газета «Правда» назвала «Песней всей страны». Фильм «Колыбельная» (1937) посвящен двадцатилетнему пути страны, пройденному после революции. Во время Великой отечественной войны снял фильмы «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Клятва молодых» и «В горах Ала-Тау» (оба 1944), посвященные борьбе советского народа с нацизмом и работе в тылу. Все дальнейшие кинопроекты Вертова отклонялись начальством. C 1944 года и до самой смерти он работал режиссёром-монтажёром над киножурналом «Новости дня» (всего выпустил 55 номеров)
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации использована рецензия Д. Туманова
- * Осенью 1964 кинокритики 24 стран во время опроса, проведенного в рамках тринадцатого международного фестиваля в Мангейме, назвали «Человека с киноаппаратом» в числе 20 лучших документальных фильмов всех времен и народов