АвторЯн Шванкмайер

Я. Шванкмайер

cnjg-кадр из фильма «Тьма, свет, тьма», реж. Я. Шванкмайера

Кратко об анимационном фильме «Тьма, Свет, Тьма»

Тьма, Свет, Тьма — это своеобразный сюрреалистический взгляд на бытиё человека, как «тела». В короткометражной анимационной (пластилиновой) киноленте «Тьма, Свет, Тьма» нет главного героя, а в центре внимания — тело, которое пытается собрать само себя, его разные части заполняют всю комнату. После огромного числа различных экспериментов тело наконец «собирается»

Титры —
Время: 8 мин// Режиссёр: Ян Шванкмайер// Автор сценария: Ян Шванкмайер// Оператор: Милослав Спала// Монтаж: Vera Benesov// Художник: Ян Шванкмайер

Я. Шванкмайер

Ян Шванкмайер, режиссёр

Ян Шванкмайер | В поисках «нового романтизма»

Я действительно считаю главным дефектом цивилизации ее утилитаризм — то, что она не смогла отвести достойное место в обществе присущей человеку иррациональности, и поэтому иррациональное, которое невозможно подавить, продирается на свет божий в виде абсурдности. Таким образом, возникает, по определению Маркузе, «одномерный человек», единственной идеологией которого становятся деньги, а единственной нитью, связующей его с миром — прагматизм. Конечно, существуют и альтернативные пути развития, и всегда будут существовать — доказательством этого являются мировые цивилизации, которые испортила и развратила цивилизация христианская или, если угодно, атлантическая. Смешно говорить об этой цивилизации, как о чем-то возникшем естественно, как на единственно легитимную, как на лучший из миров. Прошлое этой цивилизации —жестокое и кровавое, в ее основе — жестокие репрессии и гнусные манипуляции. Мне кажется, что эта цивилизация недостойна жалости. Если согласиться с тем, что человеческое счастье — главная жизненная ценность, я не вполне уверен (и не только я, разумеется), что человечество, шагнув на путь цивилизации, не совершило роковую ошибку, за которую заплатит своим существованием, как вид. Всегда действовало правило: в доживающей свой век цивилизации (а доживающей будет всякая цивилизация, потерявшая духовное измерение) присутствуют ростки новой. Настало время приступить к их поискам.

Я не знаю, что вы называете «логическим финалом». Я считаю, что все большие романтические движения, в конце концов, разбились и рассыпались, но это отнюдь не умаляет их величия. Мир и в самом деле изменился, да только к худшему. Он, конечно, пошел в другом направлении, не так, как хотели этого сюрреалисты. Сюрреализм меняет жизнь тем, кто попадает под его влияние. Сюрреализм тотально повлиял на искусство второй половины двадцатого века — парадоксально, что сюрреализм к этому и не стремился. И все равно я думаю, что участники сюрреалистического движения, будучи в абсолютном меньшинстве, играют важнейшую роль; во всем мире появляются молодые люди, недовольные, как и мы, состоянием этой цивилизации и ищущие ей альтернативу. Сюрреализм будет необходим до тех пор, пока не сформируется новый романтизм, романтизм двадцать первого века.

ян шванкмайерШВАНКМАЙЕР, Ян (04.09.1934, Прага) — чешский кинорежиссёр, сценарист, художник, сценограф, скульптор, аниматор. Пред­ставитель экспериментального ки­нематографа. Автор сюрреалисти­ческих мультфильмов, скульптур, тактильных поэм. Крупнейший из чешских режиссеров. Творческий путь начал в 1950 в стенах Института прикладных искусств, а затем продолжил в Пражской академии искусств на отделении кукольного мастерства. Творчество Шванкмайера оказало влияние на таких признанных мэтров мирового кинематографа, как Тим Бертон и Братья Куай. Среди тем творчества ре­жиссёра — страх, боязнь замкнутых пространств и сопровождающая все его работы тема манипулируемости .Полнометражные фильмы: Алиса // Урок Фауста // Конспираторы наслаждения // Полено // Лунатизм (Безумие) Короткометражные фильмы: Доктор Иоганн Фауст // Последний фокус господина Шварцвальда и господина Эдгара // Игра с камнями // И. С. Бах. Фантазия в соль миноре // Панч и Джуди // Естественная история // Сад // Пикник с Вайсманном // Квартира // Спокойная неделя в доме // Дон Жуан // Костница // Бармаглот // Дневник Леонардо // Замок Отранто // Падение дома Ашеров // Возможности диалога // Маятник, колодец и надежда // Вниз в винный погребок // Мясная любовь //Мужские игры // Другие виды любви // Флора // Тьма-свет-тьма // Анимированные автопортреты // Смерть сталинизма в Богемии // Еда //

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации было использована интервью с Яном Шванкмайером из журнала «Другое кино», интервьюер: Дмитрий Волчек, 2001
artpolitinfo_quad

синематограф

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в синематограф
книги просперо
Книги Просперо | фильм Питера Гринуэя, 1991

Книги Просперо* фильм завораживающий, как визуально, так и интеллектуально. Как пишет в своей рецензии «блогер-киноманьяк» Джон...

Закрыть