АвторГвидо фон Лист

Тайна рун

иллюстрации из книги Гвидо фон Листа «Тайна рун»

В символизме геральдики все руны в значительной степени перемешаны с геральдическими рисунками. Они образуют разделяющие линии на гербах. Так как гербы обычно изображались на щитах и были рассчитаны на то, чтобы произво­дить определенное впечатление на расстоянии, герольды окрашивали фон, на котором изобража­лись руны, контрастными цветами. Эти цвета име­ли собственное определенное значение и зависе­ли, кроме того, от изображаемых рун. Герольды учились разбирать руны и «украшать щиты гераль­дическими знаками», представляющими собой об­ласти, разделяемые руническими линиями, — в этом и заключается основная причина путаницы. Так, например, они описывали гербовый щит, украшенный fa-руной, таким образом: «в правой[1] половине щита правая восходящая полоса» (per pale, sinister a bar sinister); что похоже на изоб­ражение gibor-руны: «вертикальная полоса, раско­лотая вниз вправо» (lower pale rompu), «падаю­щая вправо изломанная полоса» (downwards fracted bar sinister) и т.д., в зависимости от поло­жения руны и от того, как именно она рисуется. Например, щиты с изображением thurs-руны: «рас­сечённый слева с направленным вверх клином» (per bend with counter pile, with counter pile bend) или «рассечённый слева с направленным вниз кли­ном» (with counter wedge bend) и т.д., причем в подобных изображениях клин, направленный вверх, означает «прямой шип» и, соответственно, указывает на «появление жизни» (фаллос), а каин, направленный вниз, означает шип перевёрнутый, или «шип смерти» (сравните с Брюнхильд, Спящей красавицей).
Священные знаки[2]  развивались еще более интересным образом. Сперва стоит обсудить fyrfos (свастику), которая, как только на гербе появились цветные поля и разделяющие их линии, стала изоб­ражаться герольдами как «четверочастное деление по квадрату»[3], или «четверочастное деление по волне»[4] и т.д. Позднее, поскольку изображения выполнялись и в пределах цветных областей (а не только посредством линий, их разделяющих), сва­стику стали также наносить на поле герба как цвет­ную фигуру с ограничивающими линиями; такое изображение получило название «изогнутый крест» (Hakenkreuz)[5]. Но поскольку свастика даже под зашифрованным названием «изогнутый крест» всё равно оставалась «языческим крестом», и применивший её герольд, соответственно, мог быть за­подозрен в ереси, то предпринимались большие усилия для того, чтобы, по возможности, скрыть крутые изгибы креста, дабы свастика походила на«христианский крест». Подобным образом возник­ло множество так называемых «геральдических крестов», как, например, «Крест с головами змей», «Т-образный квадратный крест», «Иерусалимский крест», «Крест из наконечников стрел», «Лилийный крест», «Перекрестья фронтона», крест в виде мель­ничного колеса и т.д.
Одно из наиболее важных «зашифрованных» изображений свастики — это вариант «Мальтийс­кого креста», который и сам, по всей вероятнос­ти, является соединением двух противоположно загнутых крестов, нарисованных линиями. Вариант, о котором идет речь, представляет собой восьмиугольную фигуру, которая рисуется другим цветом на наружной от фона стороне, она имеет вид совершенно самостоятельного изображения, однако, без всякого сомнения, была придумана, чтобы скрыть изображение изогнутого креста.
Этот знак получил название Baphomet или «Говорящая Голова» и использовался как доказа­тельство ереси тамплиеров на судебном процес­се над ними, став одним из оснований для выне­сения решения о виновности и конфискации в 1313 году владений Ордена.

Рыцари Мальты и Рыцари Святого Иоанна[6], кото­рые и до наших дней используют этот крест, смог­ли избежать судьбы тамплиеров только посред­ством обременительных жертв. Но и Орден тевтонских рыцарей тоже использует германо-арманический загнутый крест в виде креста-ли­лии, который тоже скрывает древние и уважаемые свастики — появившиеся из мудрости.
Другим, тоже крайне интересным примером скрытого изогнутого креста является крест нижнесаксонского городка Бад Пирмонт (Bad Pyrmont am Osning) возле Porta Westphalia, известного своими минеральными водами. Он тоже состоит из двух изогнутых крестов, наложенных один на другой таким образом, что у первого, расположенного снизу, креста видны только клинообразные части ветвей и изгибы на концах.

Guido_von_ListЛИСТ, Гвидо Карл Антон (5.10.1848, Вена — 17.05.1919, Берлин) — австрийский поэт, писатель, рунолог и оккультист, ариософ, основатель арманизма, оказавший серьезное влияние на нацистский оккультизм. Идеи Блаватской и Ницше, вкупе с германскими мифологией и фольклором, стали основными источниками вдохновения и творчества фон Листа. По мнению Листа, древние тевтонцы обладали гностической религией, позволявшей людям проникать в тайны природы. Основой древней религии служили руны и «Эдда». Мифология Листа о сословии служителей Вотана опирается на идею политической власти посвящённых как в старом, так и новом обществе. Термин «арманизм», которым Лист определил древнюю иерархию, восходит к его адаптации тевтонского мифа изложенного Тацитом в «Германии». Лист предсказывал приближение эпохи благополучия, которая облегчит несчастья немецких националистов в Центральной Европе. «Тайна рун» — основной труд Гвидо фон Листа по руническому искусству — переведен к настоящему времени на большинство европейских языков. С этого труда и трудов последователей фон Листа берет начало целая школа рунической магии

modal_quad ×

Примечание

  • Отрывок из книги Гвидо фон Листа (см. справку выше) «Тайна рун», М., София, Гелиос, 2001; комментарии переводчика Антона Платова // Содержание данной статьи не во всём совпадает с идейной установкой редакции сайта. Публикация этого материала носит осведомительный характер и не преследует иных целей, кроме как ознакомления с темой поднятой в этой статье
  • [1] Отметим, что фон Лист несколько путает, — то, что он называет правой стороной щита, на самом деле есть его левая сторона: в геральдике стороны считаются от человека, несущего щит, а не от зрителя — (прим. переводчика)
  • [2] Комментарий Гвидо фон Листа: «Die esoteriscbe Bedeutung religioser Symbole» Гвидо фон Листа, Gnosis (Вена), 1, номер 16 (декабрь 1903) — (прим. переводчика)
  • [3] «Четверочастное деление» — специфический термин ге­ральдики, означающий деление поля гербового щита на четыре части таким образом, что углы всех частей («чет­вертей») сходятся в центре; простейшие примеры — деле­ние по прямому кресту и рассечение по косому («Андреевскому»). Тот способ окраски гербового щита, который имеет здесь в виду фон Лист, описан в его английской «рунической таблице» как quaterly per square — (прим. переводчика)
  • [4] В «рунической таблице- фон Листа — quaterly per wavy — (прим. переводчика)
  • [5] В «рунической таблице» фон Листа — Hook Cross — (прим. переводчика)
  • [6] Речь вдет об одном и том же рыцарском ордене, имею­щем двойное название — «Мальтийский Орден» или «Ор­ден св.Иоанна» — (прим. переводчика)
artpolitinfo_quad

свастика — трофей победы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в свастика — трофей победы
свастика
Огненный крест Латвии

Этот орнаментальный знак получил в латышской мифологической школе названия «огненный крест» (ugunskrusts), «крест с крючками»...

Закрыть