Действие фильма происходит в баварской глубинке в XVIII веке. Крохотный городок, живущий за счёт стеклодувной промышленности, оказывается на грани катастрофы после смерти мастера-стеклодува, который унёс с собой в могилу секрет производства уникального «рубинового» стекла. Владельцы фабрики, мучимые разгадкой заветной тайны, находятся на грани помешательства.
Сыну хозяина представляется, что тайна волшебного стекла в том, что в него подмешана кровь девственницы, и ради её получения он не останавливается перед убийством. Между тем «лесной пророк» Хиаз. предсказывает горожанам конец света и наступление нового мира после всеобщей войны: «Гигантская птица сбросит яйца на город с башней».
Когда фабрика загорается, все обвиняют в случившемся Хиаза, который-де «напророчил» беду. Вместе с владельцем фабрики его помещают в темницу. Он мечтает о свободе — и мы видим его бредущим по заснеженному лесу, где он вступает в борьбу с воображаемым медведем, мясо которого позднее «жарит» на костре. Становится ясно, что Хиаз не менее безумен, чем остальные жители селения, завороженного искусством, рецепт которого потерян, по-видимому, безвозвратно.
Съемки ленты «Стеклянное сердце» проходили в горах Баварии, где прошло детство самого Xерцогa. Это фильм притча, мистическая драма, по фольклорному сюжету, обработанному Г. Ахтернбушем. Сам Херцог назвал свою работу над картиной «экстремальной»: актеры (кроме главного героя) снимались под гипнозом, который Херцог рассматривал как «средство стилизации». Он преследовал и достиг цели создать атмосферу галлюцинации, коллективного помешательства, неумолимого движения к гибели.
Титры —
Режиссёр: Вернер Херцог // Продюсер: Вернер Херцог // Автор сценария: Герберт Ахтернбуш, Вернер Херцог // В главных ролях: Йозеф Бирбихлер, Штефан Гюттлер, Фолькер Прехтель // Оператор: Йорг Шмидт-Райтвайн // Композитор: Popol Vuh
Кинематограф Вернера Херцога — это культ отрицания посредственности. Его герои осуществляют одинокий и обреченный бунт против культуры как торжества посредственности. Эти немногие, сохранившиеся под катком технологической цивилизации, обладают либо талантами и амбициями сверхчеловека, либо дегенеративными рудиментами недочеловека. И те, и другие — уроды, но не вылепленные из глины големы и не сконструированные линчеобразные мутанты. Они вышли из человеческого лона. Значит, урод живет в самом человеке, прячется в его плоти, в его натуре. Мучительные экстремумы сверхразвития и недоразвития обозначают крайности, в координатах которых обитает человек экзистенциальный, всегда и всюду одинокий. Между этими крайностями живет «человек с людьми» — человек социальный, среднестатистический, массовидный, создающий продукцию, то есть главную организующую материю культуры. Все что угодно лучше, чем такая культура. Все, что позволяет вырваться из ее плоских лимитов, оказаться на полях, на периферии цивилизации. Даже ценой самых мучительных индивидуальных усилий и насилия над своей натурой. Только на самом краю физической экзистенции человек проявляет свое величие. Только в отчаянном и бесполезном напряжении последних сил человек, чей жребий изначально трагичен, вырастает, возвышается над границами повседневного здравого смысла и приближается к монументальным гигантам мифа.
ХЕРЦОГ, Вернер (05.09.1942, Мюнхен, Германия) — культовый немецкий режиссер, продюсер, сценарист и актер. Снял более сорока фильмов (по большей части документальных), поставил множество опер, опубликовал десятки книг. Художественные фильмы: Агирре, гнев божий (1972), Каждый за себя, а Бог против всех (1974), Стеклянное сердце (1976), Строшек (1977), Носферату — призрак ночи (1979), Войцек (1979), Фицкарральдо (1982), Там, где мечтают зелёные муравьи (1984), Зелёная Кобра (1987), Крик камня (1991), Уроки темноты (1992), Invincible (2001), Далёкая синяя высь (2005), Спасительный рассвет (2007), Плохой лейтенант (2009), Мой сын, мой сын, что ты наделал (2009), Королева пустыни (2015)
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации была использована заметка А. Плахова «Вернер Херцог»; также на сайте «АртПолитИнфо» вы можете больше узнать о В. Херцоге и посмотреть ещё один его фильм «Агирре, гнев божий» | фильм Вернера Херцога, 1972»