Инициатором беседы стал Сергей Чесноков — президент Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь». Со старцем Рафаилом, подвизавшийся на Святой горе Афон**, беседует главный редактор сайта «АртПолитИнфо» Юрий Горский.
Отец Рафаил:
Мы за самодержавие. В Россию вернется Царь. И мы этого ждём. Об этом пророчествовали отцы. Он наведёт порядок. И в Церкви наведёт порядок. Многие соблазняются. Мне один человек сказал, очень высокопоставленный. Сказал, что интеллигенция не идёт с церковниками. Особенно высоким церковникам она им не верит. Конечно, сами церковники ФСБ-ешники, КГБ-ешники, и Моссад, и ЦРУ, разведчики из разных стран захватили власть в России. И захотели взять власть над церковью. Так они принуждали святителя Тихона, но тот остался стойкий. Искушали, чтобы он принял новый стиль, но он понял, в чём дело, и он боролся до старости. Так много его искушали. Они призывали, чтобы им сдались многие. Николай, такой был. Николай, ставленник патриарха, и на его место, патриарший престол, был кандидатом. И другие. Все остались очень твердые, и не подчинились КГБ. А те и матерились, и стреляли в воздух. Стучали и угрожали маузером…
Юрий Горский:
— Митрополит Кирилл Казанский?
Отец Рафаил:
Да. Кирилл Казанский. И Пётр — камень. Забыл, как его фамилия. И так сослали его в дальний. Он в домике каком-то жил. Думал, ещё дальше сошлют. Опять приезжают, опять предлагают, он остается твердый, как камень — не уступал. В конце концов, они нашли митрополита Сергия — сломали его. И с тех пор давали подписку. Работать на ВЧК, потом КГБ, потом ФСБ, и стали ставить архиереями, всех, кто давали подписку. Это есть сергианская ересь. Генерал ФСБ просит патриарха: «Вы, пожалуйста, рукоположите монаха такого-то, он нам подходит. Он будет сотрудничать».
Он давал подписку в КГБ. Вы, пожалуйста, его примите. Нет, он плохо себя ведёт, он дерзкий, его не любят и не уважают люди. Он выпивает. А он назначает его. И начинает кричать и пистолетом угрожать — мы тебя уберём. Приходится страха ради иудейского рукополагать в епископы ставленника КГБ. А это есть сергианская ересь. Когда ради настояния светских людей, страха ради иудейского, стали ставить иеромонахов и архиереев в епископы. Но из них, и Николай Ерушевич, мученик, Иоанн Снычёв — давали подписку. Но стали верны Христу. Из них, одни работали вашим и нашим. То есть проявляли слабость, и верою в Бога, и то, что делали за Бога, и в то же время, ради страха иудейского, предавали, отступали, разоряли. Вот так. Остальные, всё время работали против церкви.Такой пример, я знаю, это дьякон Андрей Кураев. Он сотрудник КГБ. Но, а тут ещё патриархи, митрополиты, они же и саны имеют большие, полковники, генералы ФСБ. А сейчас, ещё сложнее. Всё делается за деньги, и через масонство. Явно, особенно на западе, вот здесь, и в Болгарии, и в других странах, очень много, да и у нас, в России, уже через масонство. Мне сказал один человек, он нам помогал раньше. Он сам масон. Пришёл в масонскую ложу, ба! Наш архиерей митрополит стоит с панагиями, с крестом, и два протоиерея с ним. Я бы хотел спросить, Владыка, Вы что, заблудились? Почему Вы пришли в окопы противника? Что Вы тут делаете? Или Вы продаете православие? Христа продаете? Вот так, многие митрополиты — масоны. Так возьмём патриарха вселенского Варфоломея. Он не только сам масон, но сам возглавляет ложу «Хан». Ой, сколько же «тайны беззакония» …
Юрий Горский:
— Мы так много о политике говорим. Хотелось бы о вещах духовных спросить. Но в то же время Вы сказали про грядущего царя. Это вообще чаяние уже многих. Всё больше и больше русских и православных людей осознают, что без такого традиционного устройства, как монархия, Россия не может возродиться. Всё что было, вот эта демократия, большевизм, коммунисты правили, всё это ущербно, не понятно, и так далее. Сейчас такая обстановка, что этот тренд монархия, входит в политику. Вот в связи с этим, вопрос: православные могут создать партию монархическую или нет?
Отец Рафаил:
Очень много создавали такие партии монархические, их не записывали, не регистрировали. Много таких партий, очень близкие названия. Но, и потом, везде забираются масоны. Везде начинают лукавить, хитрить…
Юрий Горский:
— Монархия не через партии вернется в Россию? Какой же путь к монархии в современной России?
Отец Рафаил:
Я Вам скажу, какой путь. Путь — через войну. Будет война. Она уже готовиться. Она уже близко. Придётся воевать, и с НАТО, и с Европой. Это мне сказал Иосиф Ватопедский. Будучи ещё живым он мне это сказал. А Россия сейчас не может воевать с Америкой и с Европой. Мы разоружены. Власти наши не патриотические, а масонские. Мы не сможем противостоять Европе и Америке. У нас нет таких сил. И у нас многие военные базы, уже расформированы. Институты расформированы. Очень много предательства. И даже американские наблюдатели находятся в наших институтах, где делают ракеты и другую технику. Я даже говорю, что, мы завоеванная страна? И отвечают, что сделаешь. Я говорю: «трудно России». Но он сказал: «Я Вам говорю, Россия православная победит, потому что небесное воинство будет сшибать крылатые ракеты, самолеты вражеские. Поэтому, Россия и победит» …
Вот почему, потом будет всеобщий приплыв к России с Европы, Азии, Африки, Австралии, Америки и со всех островов. Будут учиться православию. Потому, что они все увидят наглядно, что с нами Бог. И что истинная православная вера в России. И сюда, как говорит Серафим Вырицкий, приплывут многие корабли, чтобы учиться православию, и принимать сан. В Европе будут строиться храмы, как и в других странах. Но, на время. Будет смертельно ранена голова змия, масонского. Война будет очистительная. Все грешники погибнут. Поэтому, никакого греха не допустим. Ни винопития, ни наркомании, ни греха измены жене и прочее. Ни в коем случае нельзя допускать, иначе мы просто все…
Поэтому, будем беречь себя, будем воцерковляться…
Юрий Горский:
— Это под началом царя война произойдёт?
Отец Рафаил:
Нет. Война произойдёт, потому, что сейчас они готовят войну в Сирии. Правда, неудачно. Им там попало. Сирийцы расправились с американским спецназом. Но всё равно, у них огромные силы. Они готовят их, чтобы уничтожить Сирию, а потом Иран. К границе Ирана подошли огромные силы турецкие. Они хотят спровоцировать войну, когда они приблизятся к нашим границам, войну между Арменией и Азербайджаном. Турция нападёт на Армению. Россия заступиться, и я уверен, что в этой схватке, армяне и грузины, вцепятся им в живот, туркам. А Россия, им отхватит голову — отсечёт. У турок будет очень проблемное положение. Когда русским будет очень трудно, я говорю о столице, они отдадут Константинополь и уйдут в Россию. А греки будут захватывать всю Турцию.
После того, все узнают, что Бог с нами. А Бог, много исторически проявлялся. Когда русские языческие войска подошли к Константинополю, греки очень испугались. Множество было кораблей. Они тогда опустили пояс Божьей Матери. Когда опустили (в воду) пояс, тут же начался шторм, поднялась волна и разбросала наши корабли. Русские вернулись к себе на родину. Память о том, что случилось они, сохранили, и до сих пор мы празднуем «Покров Божьей Матери».
Случай в России. После победы Дмитрия Донского над татаро-монголами, Мамай убежал в Турцию. А у нас после схватки, осталось только 40 000 войск. Очень мало. А в это время жил Тамерлан в средней Азии. Он был очень могучий. Он из черепов делал себе дворцы. Из белых черепов. И он с огромной силой двинулся на Россию. Вся Россия была в тревоге. Все каялись, приносили покаяние и постились. Наложили пост. Князь уехал собирать опять ополчение, молодых солдат, воинов. Готовить отряды к новой схватке. Но, когда Тамерлан лег отдыхать, он увидел Царицу Небесную всю красную. И вокруг неё огромное полчище крылатых воинов, в золотых доспехах, с оружием. Она ему грозила пальцем. Он от страха, весь вспотел. Проснулся, позвал всех своих визирей и сказал: «что это я видел такое? Грозная царица в красном и в венце, мне грозила пальцем, если я пойду на Россию. Она загораживала Россию. И крылатые воины, готовы броситься на нас». Они сказали: «О. это матерь их Бога. Надо уходить, иначе мы тут погибнем». Он сказал: «там Бог». Это Тамбов. Название сохранилось. Так Господь защитил Россию.
Таких случаев исторических много и в Греции. В 1999 году, Турки хотели начать войну против Греции. Мы были здесь, и ремонтировали нашу келью, которую нам дали. Смотрим, самолеты летают и стреляют, так сильно. Мы думали, что это маневры. И так много самолётов. Приезжает с болгарского монастыря и говорит: «Там беда. Война — вот может начаться. Все находятся в великой панике. Молитесь». Вы думаете, это маневры? Нет. Это самолеты подлетают, турецкие, а греческие их встречают, отстреливаются, пугают, и отводят от Греции. Обратно уходят они. А был маневр войск турецких, и генерал их, а может маршал проводил смотр войск. Он сказал: «завтра, вы будите на территории неприятеля». Один солдат турецкий поднял руку: «господин генерал, можно мне сказать?». «Говори». «Я турок, но я православный христианин, и я не могу воевать против своих единоверных людей, против греков». Офицер берёт саблю, и отрубает ему голову. Он падает без головы, и по всем отрядам разносится аромат. Мученик. Вот так. Генерал приказал убрать его. А в эту ночь, произошло землетрясение, вся их база, все корабли, все ракеты были разбиты, и война не состоялась. Таких случаев, очень много…
Юрий Горский:
— Можно духовный вопрос? Про исихазм спросить? Эта традиция, она прерывалась, в Русской Православной Церкви, или она есть, и была всегда?
Отец Рафаил:
Исихазм — это особенно на Афоне и в пустынях, на Кавказе. Ну а на Кавказе исихазм он больше с 18 века начался. Там было очень высокое молитвенное — не прерывалась молитва, и старчество было. Но здесь, особенно на Афоне. Россия имела очень сильные потрясения. Буквально всё стирали. Допустим, польская интервенция, через предателей, пришли к власти поляки. Они всё меняли. И начались большие изменения. Музыка, музыкальные инструменты и пение, византийские, были потеряны. В России, много потеряно. А Россию вновь восстанавливали выходцы — святогорцы. Это Антоний Киево-Печерский. Монашество восстановил, именно умное делание, умная сердечная молитва, безмолвие. Если Феодосий, был игуменом монастыря, то он сидел в пещере и молился. После него был Нил Сорский. После него Паисий был. Вот так они приходили, и утраченное делание Иисусовой молитвы, и откровение помыслов старчество восстанавливали на Руси…
Юрий Горский:
— А сейчас, кого Вы назовете из представителей исихастской традиции, здесь на Афоне и в России?
Отец Рафаил:
В России не знаю монастырь. Это очень сложно. Исихасты не в монастыре живут. Или на Афоне, или… Даже скажу, сзади Вас. Хотя он исихаст. Но не буду его имя говорить…
Юрий Горский:
— Эта традиция есть?
Отец Рафаил:
Эта традиция есть. Восстанавливается и была. Здесь на Афоне. Когда я жил на Кавказе и там сильный исихазм такой! Очень сильный. Вот допустим. Я расскажу про одного монаха, который искал места для своего отца Гавриила. Старца отца Саввы. Он был в Псково-Печерском монастыре. Он боялся, что будут гонения, и готовил для старцев тайную келью. И ходил — ходил по горам, нашёл пещеру. Она вся в зелени. Он зашёл в пещеру, смотрит, а тут все постелено. Елочки постелены, грибы сушатся, ягоды сушатся. Зашёл дальше, и тут испугался, увидел человека. Тот весь в тряпочках, весь залатанный. Упал в ноги, просил — ради Бога, не говори, что я тут живу. Умолял. Он обещал, что никому не скажу, где ты живёшь. Обещал, что не скажет, где он живёт. Он сказал, что жил на Новом Афоне. Потом Новый Афон разогнали, и они ушли в горы. Их вели в тюрьму, на расстрел, и некоторые монахи — убежали. Он убежал, нашёл эту пещеру, и живет с тех пор в этой пещере. Он не общается с людьми. Никого не видит, никого не слышит. Живёт подножным кормом. Вот ягоды собирает, вот сушит. Вот грибы собирает. Некоторые травы сушит. Варит и кушает. Но он просил не говорить не имени его, не где он живёт. И вот отец Гавриил, мне рассказал про это. А где живёт, не скажу ни за что никому. Это настоящий, великий исихаст, который жил в России. То есть в Абхазии, в Советском Союзе…
Юрий Горский:
— Обязательное условие исихазма, это отшельничество?
Отец Рафаил:
Это вообще, даже безмолвие. Я был отшельником, но не был безмолвником. Был безмолвником, когда никого не было. Но с котом, даже, немножко начинаешь разговаривать. Смотришь на животных. Такая скука, что нету, людей никого. Ждёшь, ждёшь, когда Паисий придёт. Он обещал, приду через две недели. Две недели, четыре недели, пять недель. Я уже перестаю терпеть, и начинаю кричать — Паисий, Паисий, Паисий! Делать этого было нельзя, но я всё-таки кричал. Но, никто не пришел ко мне, слава Богу. А мне хотелось посмотреть. Я брал бинокль, смотрел. Смотрел в обрыв, на Запад. Смотрю вниз — там лесок. Там кричали охотники. Стреляли. Я смотрю в бинокль, но кроме леса, не вижу никого. Но, а медведей, я видел много. Медведей, джейранов, кабанов, да и других зверей…
Юрий Горский:
— Русская Православная церковь разделена. У нас есть и старообрядцы, и все прочие. Произойдёт ли объединение? Или будет разъединение между старообрядцами и Русской Православной церковью?
Отец Рафаил:
Некоторые архиереи уже подумали, о том, что это была не правильная политика наших архиереев. Что резко обрезали, и отрезали от церкви. И они ушли. И огромная часть Русских, стала старообрядцами. И потеряли епископат. И очень многие толки родились — трясуны, дырочники, федосеевцы. Вообще, до абсурда доходило. Они потеряли веру совсем. Но многие из них, всё-таки имеют веру во Христа. И то, что пошли им на встречу, патриархия, стала давать им священство. И они стали служить. Там они исповедуются и причащаются…
Юрий Горский:
— Единоверцы…
Отец Рафаил:
Единоверцы. Они поминают патриарха, все. Хотят они, крестится так, пускай так крестятся. Хотят они по-старинному — «красная обоёмочка», пускай так. Мы в духе, а они в букве хотят. А мы в духе истинном. Пускай они так. Пускай так, но молятся. Не надо разделяться. То, что пошли им на встречу, очень хорошо. И многих спасли уже. И из них, очень многие приходят к православию. Слава Богу! Я думаю, когда придёт Царь, многих раскольников пристыдит. Даже, те филаретовцы, на Украине, и то присоединятся. Он их примет, и объединит. И раскольников сделает православными. Он многих объединит. И все, которые были, и зарубежники, и те, которые катакомбники, всякие раскольники, они вольются в церковь, и он многих спасёт. Он очень будет благородный, разумный человек…
Юрий Горский:
— А грядущий Царь, это какая-то новая династия должна быть, или всё-таки связанная с Рюриковичами и с Романовыми?
Отец Рафаил:
Тут говорят, что будто бы с Романовыми, но я тут — не разбираюсь. Я хочу, чтобы всё-таки не было спора, а была бы договорённость…
БЕРЕСТОВ, Рафаил (в миру — Михаил Иванович Берестов; 20.11.1932, Москва) — священнослужитель РПЦ МП, постриженник Свято-Троице-Сергиевой Лавры, широко известный критик экуменизма, ИНН, антиглобалист, духовный писатель, православный старец. Родился в семье неверующих. Его родной брат — игумен Анатолий (Берестов), известный детский невропатолог, доктор медицинских наук, профессор, руководитель реабилитационного центра при Крутицком подворье. После окончания о. Рафаил школы пришёл к вере, побывал в Троице-Сергиевой лавре, где повстречался с одной монахиней, которая 25 лет просидела в сталинских лагерях, стала там инвалидом и передвигалась на костылях. Окружающие говорили, что она прозорливица и человек великой духовной жизни. На просьбу помолиться за родственников монахиня сказала: «А, Рафаильчик, это ты!» — «Я не Рафаил, я Михаил!» — «Да, да, я знаю, что ты Рафаил. Я знаю, что твой отец Иоанн под конец жизни станет верующим, как и твоя мама, Анна. А вот — радуйся — твой брат Анатолий скоро станет очень верующим! А вот за брата Николая надо молиться». Так она назвала всех родственников точно по имени, предсказав грядущие события. Так оно и случилось. Третий брат Николай — единственный человек в их семье, который к вере в Бога не пришёл. В 1954 году Михаил поступил в братство Свято-Троице-Сергиевой Лавры, где являлся одим из сомысленников архимандрита Кирилла (Павлова). В период советской власти являлся активным церковным диссидентом, выступая против экуменизма, латинофильства, масонства, модернизма, сотрудничества руководства Московской Патриархии с КГБ в связи с чем несколько раз подвергался дисциплинарным взысканиям со стороны администрацией Лавры и в середине 1970-х получил благословение переселится в один из уединённых абхазских скитов. В период проживания в горах Абхазии проходил монашеское делание под руководством старца Виталия Тбилисского, был знаком с монахом Меркурием, автором широко известной книги «В горах Кавказа» (не путать с дореволюционной «имябожнической» книгой схимонаха Илариона (Домрачева) «На горах Кавказа»). Ещё будучи в Лавре способствовал распространению первых переводов сочинений иеромонаха Серафима (Роуза), а в горах Абхазии, уже после кончины отца Серафима, отец Рафаил назвал свой скит в его честь. В начале 1990-х, с началом грузино-абхазской войны отец Рафаил переселился в Валаамский монастырь, где возрождал традицию духовничества. Некоторое время являлся начальником Солохаульского подворья Валаамского монастыря. 31 декабря 2000 года выехал на Святую Гору Афон, где в течение трёх лет подвизался сначала в заброшенном скиту Фиваида, принадлежащем Пантелеимонову монастырю, а позднее в Келлии Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. После изгнания с Афона в 2003 году вернулся в Россию, где обосновался на подворье Валаамского монастыря в поселке Ермоловка, в горах, на границе России и Абхазии. Позднее проживал в селе Цабал (Цебельда) в Абхазии.Сейчас старец Рафаил снова на святой горе Афон
Примечание
- * ВидеоАрхив студии «АртПолитИнфо». Греция, Афон, местечко Иваница, интервью. Эксклюзивная видеозапись: май, 2013. С Рафаилом Берестовым беседовал Юрий Горский. Видеозапись впервые обнародована на YuoTube 4 августа 2013. Расшифровка видеоряда выполнена редакцией сайта «АртПолитИнфо»
- ** Название горы и одноимённого полуострова в Греческой Македонии, также известного как «Святая Гора» (греч. Άγιον Όρος, «А́гион О́рос»). Святая Гора Афон – земной удел Пресвятой Богородицы, православная монашеская республика. Афонский полуостров – восточный «палец» полуострова Халкидики, расположенного на северо-востоке Греции. Он протянулся примерно на 60 км на юго-восток. Ширина его в среднем по прямой колеблется от 10 до 14 км, однако горный рельеф делает извилистые дороги от одного побережья до другого значительно длиннее. На юго-восточной оконечности полуострова на 2033 м над уровнем моря возвышается сама гора Афон. Монашеству на Афоне более 1000 лет. Если рассматривать только так называемую культурную часть афонской истории, то, конечно, на земле больше нет такого места, где византийская культура сохранилась бы в таком же нетронутом виде. По сути, Афон – это живая Византия. Однако история – не главное, что влечет сюда паломников со всего мира. Святая Гора Афон – это место непрестанной молитвы к Богу, место, освященное подвигами тысяч и тысяч монахов, на протяжении тысячелетия передававших своим последователям Православную веру в нетронутой чистоте и сохранивших ее таковой до сегодняшнего дня. Именно поэтому Святую Гору Афон называют оплотом Православия во всем мире
ПОУЧИТЕЛЬНО!