В настоящее время в сети Интернет размещена масса статей, книг, докладов, возвеличивающих личность И. В. Сталина (Джугашвили), восхваляющих его деятельность. Существуют целые организации, защищающие политику «вождя народов» и даже почитающие его за святого (!). Кощунство, однако.
К сожалению, это явление касается не только далеких от религии людей, но и некоторых чад Московской Патриархии и, увы, даже отдельных старообрядцев. От таких можно даже услышать, что СССР, оказывается, был проектом «построения царства Божьего на земле», апологетом которого был не только Сталин, но и даже Ленин. Отстаивается идея, что Сталин «мыслил масштабно, спасал государство, и поэтому приходилось давить муравьев». Под «муравьями», видимо, предполагаются те, кто был осужден за благие дела, выслан, замучен в лагерях, расстрелян.
В многочисленных трудах, статьях и письмах Сталин неоднократно выражал свое отношение к религии, и взгляды его на этот вопрос не оставляли никаких сомнений у его современников. Вот как Сталин говорил о партийном отношении к религии еще до революций 1917 года:
Социал-демократия всегда будет протестовать против гонений на католицизм и протестантизм, она всегда будет защищать право наций исповедовать любую религию, но в то же время она будет агитировать и против католицизма, и против протестантства, и против православия, с тем, чтобы составить торжество социалистическому мировоззрению…
5 августа 1909 года Сталин написал следующую резолюцию о положении дел в редакции «Пролетария», которая непосредственно касалась и вопроса уместности сотрудничества с религиозными объединениями и группами в политической и партийной жизни:
Так называемое «богостроительство», как литературное течение, и вообще, привнесение религиозных элементов в социализм, является результатом ненаучного и потому вредного для пролетариата толкования основ марксизма, подчеркивает, что марксизм сложился и выработался в определенное мировоззрение не благодаря союзу с религиозными элементами, а в результате беспощадной борьбы с ними. Исходя из всего сказанного, следует, что беспощадная идейная борьба с указанными течениями, группирующимися вокруг меньшинства редакции, является одной из настоятельных очередных задач партийной работы…
После октябрьской революции изъятие храмов, монастырей и моленных домов стало не единственным способом борьбы с Церковью. Были закрыты почти все периодические церковные издания. Политбюро РСДРП (б) постановило разрешить издание только той религиозной литературы, которая использовалась исключительно в богослужебных целях. Но вскоре издание любой религиозной литературы было фактически запрещено.
Самые резкие слова против религии Сталин сказал на встрече с американской рабочей делегацией в 1928 году. Тогда он призвал не просто к антирелигиозной борьбе, но к полному искоренению Церкви:
Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков, и она будет вести пропаганду против этих предрассудков, потому что это есть одно из верных средств подорвать влияние реакционного духовенства, поддерживающего эксплуататорские классы и проповедующего повиновение этим классам.
Партия не может быть нейтральной в отношении носителей религиозных предрассудков, в отношении реакционного духовенства, отравляющего сознание трудящихся масс. Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано. Антирелигиозная пропаганда является тем средством, которое должно довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства. Бывают случаи, что кое-кто из членов партии иногда мешает всемерному развертыванию антирелигиозной пропаганды. Если таких членов партии исключают, так это очень хорошо, ибо таким «коммунистам» не место в рядах нашей партии…
Выступая на 8-м Всесоюзном Съезде Советов, Сталин подверг критике предложения запретить проведение религиозных обрядов в СССР и лишить избирательных прав служителей религии. Иногда эту критику истолковывают как чуть ли не свидетельство защиты Сталиным религии. Однако подобные заявления были скорее декларативными, для «внешнего» потребителя. Статьи Конституции, гарантирующие верующим права, в реальности практически не исполнялись.
Известно, что 15 мая 1932 года И.В. Сталин подписал Декрет о второй пятилетке. В Декрете наряду с экономическими показателями была поставлена цель: к 1 мая 1937 года «имя Бога должно быть забыто на территории страны». В газете «Правда» от 20 марта 1940 года в статье «Ленин и Сталин о религии» дается следующее описание пожеланий Сталина об антирелигиозной борьбе:
В своих указаниях о постановке антирелигиозной пропаганды товарищ Сталин дает яркие образцы применения марксистского материализма, подчеркивает, что в борьбе с религией надо учитывать всю конкретную обстановку, все своеобразие условий жизни, все особенности психологии масс. Так, в отношении национальных окраин товарищ Сталин указывал на необходимость особенно осмотрительного и вдумчивого подхода к преодолению религиозных предрассудков…
…Часто можно услышать мнение, что атеизм Сталина был выражен лишь в довоенную эпоху и что после начала войны он якобы стал верующим, открыл храмы и стал поддерживать Православную Церковь. Это не более как вымыслы — после окончания войны Сталин не менее резко и непримиримо высказывался в отношении религии и Церкви. В защиту И. В. Сталина приводится утверждение, что он был верующим человеком. Мнение это не подтверждено никакими фактическими данными. Законно спросить: как верующий христианин мог поддерживать такой атеистический накал в стране?
…Имеем ли мы право сейчас восхвалять или положительно отзываться о деятельности И. В. Сталина? Нет, конечно нет! Как, как мы это можем себе позволить, если наши деды и прадеды были лишены жизни, будущего, возможности приносить пользу? Разве кто-то из нас положительно отзовется о деятельности доконстантиновских императоров, мучивших христиан? Разумеется, нет. Кто-то скажет: это разные временные периоды. Историю делают люди, и в этом весь ответ. Возможно, сейчас бы было больше верующих людей, потому что было бы иное воспитание, церковное воспитание, а не безбожное.
…Однако, самое страшное — это то, что сейчас существуют те заблуждающиеся люди, которые несмотря на то, что в их семьях были родственники, чьи судьбы были задавлены машиной сталинского террора, все равно живут в беспамятстве, не испытывая даже уважения к своим предкам. Все большее и большее количество людей говорят о И.В. Сталине как о гениальном, всемилостивом правителе, не замечая, или, скорее, делая вид, что не замечают тех жертв, на именах которых «вождь народов» ставил свое грозное и бесчеловечное «расстрелять».
А по сути, чем они восхищаются? Тем, что десятки лет назад были сломаны судьбы их родных. Поистине, страшное дело это, наводящее ужас и заставляющее задуматься: а не повторится ли все это снова? Люди как будто с затуманенным взором и стертой памятью кричат о том, что сталинские репрессии — естественное и нормальное явление в жизни страны, и иначе быть не могло. Могло бы, еще как могло. Но, видимо, пока им не суждено этого понять… И дай Бог, чтобы осознание это пришло к ним, и чтобы не было уже поздно.
ВОЛОСКОВА, Марина (г. Ржев, Тверская область) — с 2010 года студентка академии славянской культуры, кафедры теории и истории культуры. Сотрудник газеты «Покровский вестник», издаваемой ржевской старообрядческой общиной. Автор многочисленных публикаций. Личная страница на сайте «Русская вера»
Примечание
- Отрывок из статьи «Затёртые судьбы», Марина Волоскова