Сон смешного человека — мультфильм для взрослых Александра Петрова по мотивам одноимённого рассказа Ф. М. Достоевского. Выполнен в технике «живопись по стеклу». Главный герой (рассказчик) собирается покончить с собой, но засыпает и видит сон, меняющий всё его мировоззрение, открывающий новый смысл жизни.
Титры —
Режиссёр: Александр Петров // Автор сценария: Александр Петров, на основе одноимённого рассказа Ф.Достоевского // Художник-постановщик: Александр Петров // Роли озвучивали: Александр Кайдановский // Композитор: Александр Раскатов // Оператор: Сергей Решетников // Звукооператор: Виктор Геррат // Студия: Рысь — студия, Свердловская киностудия
В это трудно поверить, но такая потрясающая техника, которой сегодня восхищается весь мир, родилась в какой-то степени из-за банальной бедности. Сам метод работы основан на росписи масляными красками по стеклу, причём, не кисточками, а пальцами. Собственно, пальцевая живопись, как называют её искусствоведы, существует давно. Энергично прикладывал руки к своим произведениям, например, Ван Гог или даже Леонардо Давинчи. Но рисовать пальцами маслом по стеклу и в мультипликации впервые догадался именно Александр Петров.
Сами стёкла он устанавливает ярусами под камерой и специально подсвечивает стёкла снизу таким образом, чтобы в кадре возникал воздух. Для этого он использует краски, которые пропускают свет. И вот, после того, как кадры снимает оператор, на стекле рисуется новая фаза движения. За день художник может сделать максимум пятнадцать-двадцать рисунков – но это всего лишь одна секунда мультфильма. Для минуты фильма, соответственно, нужно нарисовать более тысячи рисунков. Но зато такая техника, дающая эффект воздушности, акварельности, и принесла художнику «Оскар».
Но, несмотря на все «Оскары», мультфильмы Петрова, конечно, никак не отнесёшь к продукции, предназначенной для массового зрителя. Для большинства он слишком уж сложный и чересчур серьёзный, что называется, академичный. Петров действительно принадлежит к элитарной традиции анимации как серьёзного искусства. Да, в них нет точной прорисовки в деталях, всё кажется немного расплывчатым и нечётким, но зато с живописной точки зрения они виртуозны. Хотя, опять же, для массового зрителя такая техника художника, да и сама тематика его мультфильмов во многом осложняет сам просмотр.
Свои работы Петров называет фильмами. Действительно, слово «мультик» к ним мало подходит. Каждый кадр его фильмов уже сомодостаточно живописен. По силе воздействия, присутствию воздуха, света, по свободной манере наложения и смешения красок его мультфильмы сравнимы с ожившими полотнами импрессионистов.
Его ленты, помимо акварельной нежности, прямо пульсируют мазками, мерцают текучими красками и закручиваются в кадре вихрем, напоминая суровый стиль Ван Гога. Дрожание и вибрация продолжаются даже в статичных кадрах. Если бы импрессионисты увидели его работы, они бы, конечно, тоже захотели заниматься мультипликацией.
Потрясающая техника и психологизм мультфильмов Петрова погружает зрителя в какое-то странное состояние, в какой-то сон наяву. Вообще, во всех своих мультфильмах художник стремится совместить реальность с вымыслом. Для него это любимый художественный приём. Ему нравится через сон, через своего рода электрошок воспоминаний найти образ и передать состояние героя или подчеркнуть важную философскую мысль.
С потрясающей художественной силой Петрову удалось это сделать в ещё одной экранизации – уже произведения Достоевского – «Сон смешного человека». Мультфильм получился совсем не смешной, а даже страшный. Это одна из лучших работ художника, тоже, кстати, номинировавшаяся на «Оскар», несмотря на всю её тяжёлую мистику.
Сновидческая природа образов в мультфильмах Петрова, объясняется, во-первых, тем, что сновидения и подобные провалы сознания открывают аниматору беспредельные возможности художественной выразительности, а во-вторых, позволяют коснуться мистики, к которой тяготеют художники, и выйти к анализу внутреннего мира человека, к размышлению над смыслом жизни. Ведь каждый мультфильм Петрова – это ещё и философская притча, буквально выношенная автором.
Может быть, особенно насыщена философией, мистикой экранизация именно произведения Достоевского «Сон смешного человека». Что и неудивительно: такой уж автор. Мультфильм получился глубоко мистический. Это настоящая дантова история о путешествии в потусторонний мир.
Когда я обращаюсь к Достоевскому, то пытаюсь разобраться в вещах, которые не понимаю… Достоевский своим опытом духовным, своим прозрением и отчаянным сомнением гораздо глубже меня проник в суть этих вещей, и я с его помощью пытаюсь разобраться в своих сомнениях и вопросах. Это, конечно, не значит, что все такие вопросы немедленно решаются. Более того, я заметил, что и веры особенно не прибавляется, не прибавляется и знаний, но… что-то меняется. Я нахожу аргументы, пусть на чувственном и понятийном уровне, но это аргументы, которые меня в чем-то утверждают.Что же касается выбора темы — так это интуитивный путь. Не могу сказать, что вот шел-шел — и дошел до этого рассказа Достоевского, решил делать по нему кино.
В какой-то мере так оно и есть, но все-таки это путанная, долгая тропа с большими петлями и возвратами. И все же я дошел, вернулся в третий или четвертый раз к этому рассказу — благодаря своим поискам.
Вы спрашиваете, а что во мне поменял Достоевский? Знаете, вы задали вопрос, который мне никто не задавал…
Мне кажется, я перестал быть самонадеянным, во мне поутихли юношеские азарт и агрессия. Вообще, мне кажется, что самые рьяные православные — это люди новообращенные.
Они столько усилий затрачивают, чтобы отстоять свое мнение, что делают много жестокого. И в этом смысле Достоевский как-то меня успокоил и согрел, помог вот этот мой рьяный пыл преодолеть.
Ну уж очень мне в свое время хотелось быть этаким правильным и истовым христианином, наставлять и поучать, но я понял, что надо как-то иначе. Надо быть нетерпимым к самому себе, а не к другим.
ПЕТРОВ, Александр Константинович (17.07.1957, село Пречистое Ярославской области) — режиссёр, художник. В 1976 году окончил Ярославское художественное училище, в 1982 году — художественный факультет ВГИКа (мастерская Ивана Иванова-Вано). В 1987—1988 годах занимался на Высших курсах сценаристов и режиссёров (мастер - Фёдор Хитрук). В 1981—1982 годах работал художником-постановщиком «Арменфильма», с 1982 года — художник-постановщик Свердловской киностудии (в частности на фильмах В.Петкевича и А.Караева). В 1991 году организовал студию «Панорама» (Ярославль). В 1996-1999 годах жил и работал в Монреале (Канада). Член АСИФА, член Американской киноакадемии, член киноакадемии «Ника». С 19 апреля 2008 года является академиком Академии художеств (единственный академик-мультипликатор). Краткая фильмография: 1989 — Корова — режиссёр, художник-постановщик, автор сценария // 1991 — И возвращается ветер… — художник-постановщик // 1992 — Сон смешного человека — режиссёр, художник-постановщик, автор сценария // 1996 — Русалка — режиссёр, художник-постановщик, автор сценария, продюсер // 1999 — Старик и море — режиссёр, художник-постановщик, автор сценария // 2003 — Зимние дни (эпизод «мальчик и ворон») — режиссёр, художник-постановщик // 2006 — Моя любовь — режиссёр, художник-постановщик, автор сценария
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // при составлении публикации были использованы материалы: фрагмент статьи Романа Оленева «Александр Петров – уникальный художник-мультипликатор», литературно-художественный журнал «Новая литература», Стенограмма программы «Стоп-кадр», 05.03. 2009 и отрывок интервью с Александром Петровым, «Рисую, как дышу. Мультипликатор Александр Петров — о фильмах, картинах и жизни», logoslovo.ru