Русский национализм — в чистом виде представляет собой направление политики, главным принципом которого является тезис о безусловной ценности русского народа, и главенстве интересов русской нации, как государствообразующей над всеми прочими интересами на территории России. В течение всей своей истории (начиная с XVIII века, когда возникло само понятие) русский национализм никогда не являл собой нечто цельное. Русскими националистами называют себя люди, стоящие на разных, порой взаимоисключающих, идеологических позициях — славянофилы, западники, монархисты, республиканцы, либералы, фашисты, имперцы, православные, язычники, сталинисты и так далее. Всё это делает понятие «русский национализм» крайне размытым для большинства. В этой связи интересно отметить, что из-за отсутствия в русском языке точного эквивалента понятий, связанных с национализмом, переводчики предлагают разные варианты, к примеру Вяземский переводил фр. nationalité как «народность». Так или иначе безусловным является то, что русский национализм изначально занимает позицию чётко противоположенную любым идеям интернационализма.
Так называемая «русская весна», возникшая вследствие событий на Украине в 2014 году и анорексии Крыма привела к чёткому разделению националистов на «имперцев» и «белых националистов». Первые сконцентрировали своё усилие на «русском мире» и в конце концов практически целиком выродились в то, что сегодня называют «ватники». Вторые, в большей своей массе, вернулись к идее, озвученной ранее многими эмигрантами первой волны — о необходимости построения Русского национального государства, в основе которого не Империя, а русская нация, её интересы. К интересам русской нации в данном случае относится её генетическая, культурная, духовная, экономическая независимость. При этом следует добавить, что Русское государство не предполагает отказа иметь в своём составе прочие народы с их исконными территориями проживания, но категорически стоит в отношение них на обязательности сохранять «черту оседлости». Можно сказать, что основная идея Русского национального государства руководствуется главным постулатом «государство служит народу, то есть нации», в отличие от имперской модели, для которой центральным тезисом является идеологический принцип «всё и все служат государству». В настоящее время на «имперцев» и евразийские идеи опирается (точнее пользуется ими по необходимости) власть РФ, сделав из них «знамя для электората», тогда как «белый национализм» находится в полузапрещённом положение, его лидеры подвергаются всевозможным репрессиям, а идеология всячески искажается и поносится провластными СМИ и провластными «говорящими головами»
Ильин, Иван Александрович (09.04.1883, Москва — 21.12. 1954, Цолликон) — русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС). С 1912 по 1922 годы — преподавал в Московском Университете и многих других высших учебных заведениях Москвы. После процесса в революционном трибунале и нескольких арестов — в августе 1922 года получил приговор по 58 статье с заменою пожизненным изгнанием. В эмиграции стал сторонником т. н. монархистов-«непредрешенцев», тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов и до самой смерти оставался противником коммунизма и большевизма. Иван Ильин написал более 50 книг и свыше тысячи статей на русском, немецком, французском и английском языках
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // подробнее об Ильине И. А. см. справку выше