Русский космизм — учение о гармоничном взаимодействии человека и мира. Цель человека русский космизм, определяет, как восстановление и определения себя подобием вселенной. «Отцом» русского космизма считают М. В. Ломоносова. В основе этой идеологемы положен алхимический принцип «что наверху, то и внизу» или человек, как микромир равен Вселенной, как макромиру. Из этого постулата вытекает представление о том, что любые перемены одновременно происходят на нескольких уровнях, к примеру перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, природные катаклизмы сопряжены с политическим или социальным напряжением. Русский космизм предложил особый метод мышления: есть знания, к которым приходят не в процессе размышления, с помощью сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми. Идеи русского космизма проповедовали и развивали такие учёные XIX—XX вв. как: Н. Ф. Федоров, Вл. С. Соловьев, К. Э. Циолковский, П. А. Флоренский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев, Д. Л. Андреев, Н. Рерих и др. Следует заметить, что русский космизм многоплановый и его представители порой противоречат (или просто чужды) друг другу. К примеру П. А.Флоренский постулировал существование «идеального родства» мира и человека, их «пронизанность друг другом», взаимосвязанность. По Флоренскому и мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друг друга: «Мир есть раскрытие Человека, проекция его». Николай Фёдоров определял, что «глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков». Владимир Вернадский разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Сегодня эта идея Вернадского лежит в основе экологии. По Вернадскому биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет контролем над силами природы. Сторонники русского христианского космизма особо выделяют философию В. С. Соловьёва, видя в ней «беспорные идеи космизма»: всеединство, тайну сопричастности человека космосу в его (человека) божественной природе, критику рациональности, и приверженность религиозному опыту и мистическому созерцанию. Русский космизм породил особую литературу в жанре фантастике (Ефремов). К русскому музыкальному космизму принято относить Скрябина, Стравинского. Сегодня идеи русского космизма используются как экологами, так и мистиками разного уровня, в самых разнообразных целях.
comments powered by HyperCommentsСОЛОВЬЁВ, Владимир Сергеевич(16.01.1853, Москва — 31.07.1900, имение Узкое, Московская губерния) — русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик. Сын известного историка С. Соловьева. Вл. Соловьев предпринял наиболее значительную в истории русского идеализма попытку объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкий классический идеализм (главным образом Шеллинга) и научный эмпиризм. В основе философии и поэзии Вл. Соловьева лежала восходящая еще к Платону идея «двоемирия»: земная жизнь — это всего лишь отражение, подобие «потустороннего», «незримого очами» и постигаемого только верой сверхчувственного мира «высшей» и «подлинной» реальности. Так же Соловьев утверждал, что старый мир, изменивший божественной правде и погрязший в грехах, уже заканчивает круг своего существования и что приближается предсказанная в Апокалипсисе «эра Третьего завета», когда на земле воцарятся мир, справедливость и истинно христианская любовь. Широко известна идея Соловьева о том, что совершенная любовь между полами способна восстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие. Всеединство представлялось Соловьёву в лице Софии — «Вечной Женственности» — Жены, Облаченной в Солнце, дарующей миру нового Бога. Стихи «софийского цикла», а также эстетическая концепция и вся метафизика Соловьева оказали огромное влияние на поэзию и теоретические искания русских символистов, видевших в Соловьеве олицетворение переломной эпохи. В конце жизни Соловьев отходит от прежних своих собственных философских конструкций в сторону христианской традиционной эсхатологии
Примечание
- Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо» // Подробнее о Соловьёве Вл. С. см. справку выше