АвторРедакция сайта

Рождественский пост с 28 ноября по 7 января, каждого года
Лев ВеликийСамо хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий…Лев Великий, Папа Римский
пост

Постная кухня

История становления Рождественского поста

Так как заговенье на этот пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа, то этот пост называют ещё Филипповым*. Рождественский пост — зимний пост, он служит к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

По словам Симеона Фессалоникийского:

пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти…

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Предшествует началу Говенья день апостола по имени Филипп. К Филиппову дню женщины изготавливали для себя традиционную куклу-оберег — «Филипповку». Ещё одно имя этой куклы — «многоручица» — она имела целых шесть рук (три с правой, три — с левой стороны) и была призвана обеспечить успех в традиционных женских работах, считалось, что она магическим образом помогает и по хозяйству управиться, и за детьми приглядеть, да и в рукодельных делах подсобить. Согласно приметам, если на Филиппа пасмурно, а деревья одеты в иней, то на следующий год ожидали хорошего урожая хлебов. Ясный день Филиппа ничего хорошего крестьянину не предвещал, ожидали плохого урожая. Снег в этот день сулил ненастный май. Карканье воронья предвещало оттепель. Со дня Филиппа начинается «волчий месяц», когда серые хищники собираются в стаи и от этого смелеют: подходят почти вплотную к деревням и нападают на людей, оказавшихся, к несчастью, на дороге в одиночестве. Филиппов день последний, когда нечисть открыто гуляет по белу свету. По старинным поверьям, с началом поста вся она прячется под землю и будет там находиться до начала Святок. С Филиппова дня начинались «бабьи засидки» за прялками и чесалкой. Пряли, соответственно, лён и шерсть. Работали, беседовали и пели, готовясь к грядущему светлому празднику — Рождеству Христову. Интересно, что на Верхневолжье Филипповский пост провожали, как на масленицу, особым обрядовым действом — делали из соломы чучело, насаживали на жердь, а затем несли в поле и демонстративно сжигали, устраивая гулянье с хороводом и песнями.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Папа Римский — Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что:

…сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. — прим. ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября…

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

пост

Постимся духом, а не брюхом

Правила Рождественского поста

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов:

Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен, не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещённых Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов…

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно:

Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды,..

— заповедует Святая Церковь.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне:

Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим…

rozhd-post-ГОВЕНЬЕ — термин православного богослужебного обихода, обозначающий особое приготовление верующего к таинству покаяния (исповеди) и принятию вслед за этим Святых Тайн (причащению). Обычно Говенье состоит в недельном — с понедельника по субботу — посте, воздержании от развлечений, посещении всех богослужений (или хотя бы в три последних дня), регулярных домашних молитвах, чтении духовной литературы и, по возможности, делах милосердия. Говеющий во время поста усиливает его для себя отказом от какой-либо части дозволенной (постной) пищи. Завершается Говенье исповедью (в субботу вечером или перед воскресной литургией) и участием в евхаристич. трапезе. В Древней Руси Говенье было обставлено системой требований, обрядов и обычаев, которые определяли жизнь верующих в дни Великого Петрова и Рождественского (Филиппова) постов. В XIV-XV веках появился Успенский пост и, соответственно, распоряжения об обязательном четырехразовом говений в год. Главное Говенье — Великий пост, другие посты — «малые говенья». В период Говенья в церкви и дома читались сборники духовных поучений — «Златоуст» и «Златоуст постный». В то же время не было единообразной практики Говенья. Одни считали временем Говенья весь пост и приступали к Святым Тайнам в конце поста или даже по окончании его: после Рождественского — в дни Рождества или Богоявления, после Великого — в пасхальную ночь (или в Страстные Четверг и Субботу) и т. д. Другие, напротив, старались отговеть на первой неделе поста и потом устраивали себе самовольные послабления (так, пьянство в праздник, случившийся постом, не считалось его нарушением)

modal_quad ×

Примечание

  • Публикация подготовлена редакцией сайта «АртПолитИнфо». При составлении публикации были использованы материалы: видеосюжет: Слово протоиерея Димитрия Смирнова на Рождественский пост, о его смысле, значении, особенностях; статьи «Рождественский пост» портала «Православие и мир» и другие открытые источники. Справку о том что такое говенье см. выше
  • * Рождественский пост ещё называют крупяным. Стол во время поста богат на всевозможные каши. Интересно, что, как утверждают некоторые специалисты, хлеб как продукт произошёл от каши — густая, переваренная каша есть прообраз пресной лепёшки. Постепенно крупу для такой лепёшки стали измельчать, появилась мука, а вместе с ней — пресный хлеб. Кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все кушанья, сваренные из измельчённых ингредиентов. В старинных летописных источниках упоминаются хлебные каши из сухарей, рыбные каши, овощные и то подобное. Но как правило, кашу варили из пшена, овса, ячменя, гречки и других круп — (прим. редакции)
artpolitinfo_quad

даты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в даты
нестор
День смерти летописца Нестора

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришёл к...

Закрыть